Top.Mail.Ru
архив

Три раза Ку

Один из крупнейших южнокорейских чеболей – компания LG будет поделена на две неравные части: промышленную и сервисно-маркетинговую. Если соответствующие планы одобрят на внеочередном собрании акционеров, намеченном на конец мая, процесс начнется уже 1 июня.

 

Концерн LG был обречен: с конца 1990-х годов правительство Южной Кореи взяло курс на реформирование традиционных чеболей – многопрофильных семейных концернов, которые на протяжении трех десятилетий доминировали в корейской экономике, – в специализированные холдинги западного типа. Впрочем, дело не только в том, что концерн LG рьяно бросился выполнять указания правительства, но и в том, что семьи Ку и Хиу, представляющие две ветви клана основателя компании Ку Ин Хоя, испытывают все большую антипатию друг к другу. Вице-президент LG Group Чан Сан Кук, объявляя о предстоящем разделе, сообщил, что разделение позволит провести границу между сферами интересов семей Ку и Хиу.

 

Коробочки для косметики

 

Сегодня даже в Корее вряд ли кто помнит, что компания Samsung, например, образовалась в 1930-е годы как фирма по торговле сушеной рыбой, а Hyundai была не чем иным, как бригадой шабашников, подряжавшейся на строительные и ремонтные работы. Компания LG, как и другие корейские чеболи, внедрялась в самые разные сферы бизнеса.

Своим рождением LG обязана простому, но очень полезному изобретению: в годы второй мировой войны отец-основатель компании Ку Ин Хой выпускал зубной порошок, который заменял дефицитную соль, использовавшуюся жителями Восточной Азии для чистки зубов. Ободренный успехом Ку Ин Хой в 1947 году основал в городе Пусан фирму под названием LuckyChemicalCo. От этого названия – первая буква в нынешней аббревиатуре LG. Компания сначала занималась производством кремов для лица, через несколько лет она стала выпускать очистители для посуды, шампуни, а также дешевую зубную пасту, которая потеснила американскую Сolgate.

Заработать первый капитал Ку Ин Хою удалось благодаря природной практической сметке. Сегодня в это трудно поверить, но в годы корейской войны 1950 – 1953 годов, среди бедности и разрухи, он начал производить… тару для косметики. Идея состояла в том, что вместо обычного стекла и фарфора флаконы делали из небьющегося пластика. После войны эта продукция стала приносить прибыль, и вскоре фирма начала заниматься многопрофильной торговлей. В годы становления Южной Кореи как самостоятельного государства это оказалось чрезвычайно перспективным делом.

Получив прибыль, Ку Ин Хой начал вкладывать ее в производство радиоприемников и учредил в 1958 году компанию Goldstar. Выбор продукции был связан с событиями второй мировой войны. В апреле 1942 года японские оккупационные власти приказали жителям Кореи сдать коротковолновые приемники – чтобы лишить страну возможности слушать «Голос Америки» на корейском языке. Недорогие транзисторы Goldstar должны были вернуть корейцам радио. Проект имел много шансов закончиться неудачей: население бедствовало, спрос был небольшим, и его вполне удовлетворяла американская продукция. Помогла профинансированная правительством программа отправки радиоприемников в сельские районы. Но Ку Ин Хоя интересовал не только внутренний рынок: он задался целью организовать экспорт своей продукции.

 

Под крылом у генерала

 

Тогда это многим казалось утопией – по крайней мере до 1961 года, когда к власти в результате военного переворота пришел генерал Пак Чжун Хи, единомышленник и давний друг Ку Ин Хоя (по некоторым сведениям, бизнесмен принял в перевороте непосредственное организационное и финансовое участие).

Генерал поставил своей целью превратить аграрную, разоренную войнами Южную Корею в индустриальную державу. Ставка была сделана на единственный ресурс, имевшийся в стране в изобилии, – национальные кадры. Причем ресурс этот обладал очень серьезными преимуществами: конфуцианская культура традиционно воспитывает в людях такие черты, как трудолюбие, упорство и целеустремленность. Была задумана модель страны-фабрики, которая бы импортировала сырье и поставляла готовую продукцию по всему миру. Для выхода на мировой рынок требовались крупные компании, которые искусственно создавались в кратчайшие сроки. Пак Чжун Хи отобрал несколько десятков предпринимателей, которых хорошо знал лично, и предоставил им практически неограниченный доступ к кредитам и американским инвестициям. Нужно ли говорить, что в числе «олигархов» был Ку Ин Хой.

Пользуясь поддержкой генерала Пака, Ку Ин Хой развернул производство вентиляторов, холодильников, стиральных машин, телевизоров, лифтов, электротранспортеров, устройств дистанционного управления. Утопия обретала реальные черты: в 1962 году Goldstar начала первой среди корейских компаний экспортировать электронику в США – это были все те же радиоприемники.

Параллельно Ку Ин Хой, как и владельцы других чеболей, развивал множество направлений бизнеса. В 1967 году на паях с компанией Caltex он построил нефтеперерабатывающий завод. Нефтяной бизнес никогда не был особо успешным в чеболе, всегда оставаясь на положении второстепенного. Тем не менее нефтяное направление сохранилось вплоть до нынешнего разделения LG.

Это было последним начинанием основателя компании: в 1969 году Ку Ин Хой внезапно скончался, не успев назвать своего преемника.

 

McKinsey борется с «феодализмом»

 

В большинстве чеболей руководство, как и собственность, переходило от отца к сыну, поэтому обычно вопрос о преемственности не возникал. Здесь, однако, был особый случай: 45-летний Ку Ча Кьюн, сын Ку Ин Хоя, был дипломированным школьным учителем и в управлении бизнесом в отличие от своих дядей и двоюродных братьев никогда не участвовал. Тем не менее национальная деловая традиция возобладала. После долгих дебатов старший из членов правления указал Ку Ча Кьюну на пустующее кресло председателя: «Отныне это твое место». Решение оказалось верным: при Ку Ча Кьюне компании удалось совершить технологический прорыв, который был необходим для выхода на мировые рынки с продукцией западного качества.

В конце 1970-х Goldstar начала научно-производственное сотрудничество с AT&T, NEC, Siemens, Hitachi и другими технологическими компаниями, стала инвестировать в производство полупроводников, чтобы со временем начать выпуск собственных микросхем и перейти от простой сборки к производству полного цикла. В 1978-м Goldstar стала первой корейской компанией, чьи доходы от экспорта превысили $100 млн.

Ку Ча Кьюн хорошо разбирался в технологических стратегиях, однако управление бизнесом велось так, как это стихийно сложилось в большинстве корейских чеболей: производством руководили не профессиональные менеджеры, а члены семейного клана. В результате такого управления росли долги по кредитам, убыточные бизнесы поддерживались за счет эффективно работающих. В середине 1980-х компания начала испытывать проблемы: рабочая сила в Корее подорожала, выручка от экспорта уже не приносила прежних доходов. В 1984-м Goldstar серьезно проигрывала своему ближайшему конкуренту – компании Samsung. Ситуацию спасли своевременные вложения в технологии: в 1989 году начала работать компания по производству полупроводников LGSemicon, что дало возможность выпускать собственную электронную продукцию хорошего качества. (Любопытно, что в ходе реструктуризации чеболей в 1999 году LG избавилась от этого непрофильного бизнеса, продав его компании Hyundai.) Тогда же Goldstar приобрела акции компании Zenith – последнего оставшегося производителя телевизоров в США.

По мере того как компания завоевывала западные рынки, Ку Ча Кьюн все более осознавал необходимость реорганизации бизнеса. Для проведения реформ были привлечены специалисты McKinsey. По совету консультантов приняли решение о том, что члены совета директоров компании, не имеющие отношения к семейству Ку, уравниваются в правах с представителями клана, и даже пост председателя чеболя может занять человек, не состоящий в родстве с основателем бизнеса. Говорилось также о привлечении к руководству западных менеджеров. Однако все это было скорее декларацией, нежели реальным преобразованием: до сих пор в списках менеджеров LG высшего и среднего звена значатся корейские имена, а сам Ку Ча Кьюн, уходя на пенсию, передал свой пост сыну.

Впрочем, сама по себе добровольная отставка председателя Ку – это, безусловно, поступок человека с западным менталитетом. В традиционных корейских концернах подобного рода отставки не были приняты: статус владельца чеболя на пенсии в понимании ортодоксального корейца примерно то же самое, что «император в отставке». Между тем Ку Ча Кьюн, подобно многим своим западным коллегам, живет сегодня на своей вилле и занимается общественной деятельностью: опекает основанный им университет Ён Ам Чуксан.

 

Орнитолог-любитель

 

Новый руководитель Goldstar Ку Бон Мо продолжил прозападный курс предшественника. Как только Ку Бон Мо пришел к руководству в 1995 году, он решился на очень затратный и рискованный шаг – смену имени компании. Только в нашей стране переименование Goldstar на LG (LuckyGoldstar) обошлось, по данным российских рекламных агентств, в $600 000. Зачем это понадобилось? Маркетинговые аналитики указывают на две причины. Во-первых, компания вышла на уровень современных технологий и не хотела больше ассоциировать себя со старой маркой. Во-вторых, новое название напрочь лишено какого бы то ни было восточного оттенка и, следовательно, не должно было напоминать потребителям о корейском происхождении фирмы.

Ку Бон Мо – профессиональный менеджер, окончивший престижный частный университет Ошленд в Огайо, точно знал, что делает: новая торговая марка действительно начала завоевывать популярность в Америке и Европе. Однако через три года после того, как Ку Бон Мо пришел к руководству компанией, грянул азиатский кризис, больно ударивший по корейским чеболям. В тяжелой ситуации Ку Бон Мо стремился к тому, чтобы концерн не просто выжил, но и увеличил прибыль. LG провела реорганизацию финансовой структуры, ликвидировала или распродала нерентабельные бизнесы, привлекла средства в ключевые секторы – химию и электронику, а также начала деятельность на новых стратегически важных направлениях. В это время были основаны такие подразделения, как LGHomeShopping, LGTelecom, LGInternet. В начале XXI века бизнес LG охватывал широкий спектр отраслей: химию, энергетику и биоинженерию, промышленную и бытовую электронику, телекоммуникации, финансовые и банковские услуги.

В Южной Корее не вызывает удивления то обстоятельство, что правительство время от времени советует бизнесу, как ему нужно развиваться. Нынешнее правительство Южной Кореи, наученное азиатским финансовым кризисом, рекомендует чеболям преобразование в отраслевые холдинги на манер западных. Однако в конце прошлого года эффективность подобной перестройки оказалась под большим вопросом. Случилось вот что: вследствие кризиса просроченных потребительских кредитов едва не обанкротилась одна из компаний концерна – LGCard. Ее спасла группа банков-кредиторов. По этому поводу в газете Korean Times разгорелась бурная дискуссия: противники реформирования корейских концернов утверждали, что, если бы в LG сохранялись традиционные для чеболей отношения между подразделениями, кризиса бы не случилось, так как «родственные» структуры вовремя оказали бы LGCard финансовую поддержку.

Однако Ку Бон Мо, похоже, твердо нацелен на преобразования: он демонстрирует явные симпатии к западным технологиям управления. На личном сайте Ку Бон Мо можно прочитать выдержки из его выступлений на корпоративных совещаниях. Это стратегические установки, точные, экономные, четко обозначающие глобальные цели и средства их достижения. При этом он жестко внедряет систему личной ответственности за их выполнение. «Мы должны более решительно избавляться от нерентабельных бизнесов. Уже в течение трех лет мы реструктурируем компанию исходя из двух основных требований – отбора и концентрации. Но результаты все еще неудовлетворительны. Нужно осознать, что закрытие неприбыльных компаний лежит в основе перестройки. Если прогресс в ликвидации нерентабельных бизнесов так и не будет достигнут, я стану рассматривать это как нежелание менеджмента компании работать по-новому», – заявил он в конце 1998 года о путях преодоления кризисной ситуации.

Черты западного бизнесмена просматриваются во всем образе жизни Ку Бон Мо: он скромно одевается, в свободное время играет в гольф, владеет профессиональным бейсбольным клубом LGTwins. А его главное хобби по-восточному сентиментально. Говорят, что в детстве будущий председатель Ку выходил раненую птицу и с тех пор увлекается орнитологией. При его участии была выпущена книга «Птицы Кореи» и создан фонд по защите пернатых. В кабинете бизнесмена можно увидеть множество книг по орнитологии и бинокль на подоконнике. Ку Бон Мо любит наблюдать за птицами. Он говорит, что, когда предстоит принять серьезное решение, птицы помогают ему.

Еще по теме