Три раза Ку

Один из крупнейших южнокорейских чеболей – компания LG будет поделена на две неравные части: промышленную и сервисно-маркетинговую. Если соответствующие планы одобрят на внеочередном собрании акционеров, намеченном на конец мая, процесс начнется уже 1 июня.

 

Концерн LG был обречен: с конца 1990-х годов правительство Южной Кореи взяло курс на реформирование традиционных чеболей – многопрофильных семейных концернов, которые на протяжении трех десятилетий доминировали в корейской экономике, – в специализированные холдинги западного типа. Впрочем, дело не только в том, что концерн LG рьяно бросился выполнять указания правительства, но и в том, что семьи Ку и Хиу, представляющие две ветви клана основателя компании Ку Ин Хоя, испытывают все большую антипатию друг к другу. Вице-президент LG Group Чан Сан Кук, объявляя о предстоящем разделе, сообщил, что разделение позволит провести границу между сферами интересов семей Ку и Хиу.

 

Коробочки для косметики

 

Сегодня даже в Корее вряд ли кто помнит, что компания Samsung, например, образовалась в 1930-е годы как фирма по торговле сушеной рыбой, а Hyundai была не чем иным, как бригадой шабашников, подряжавшейся на строительные и ремонтные работы. Компания LG, как и другие корейские чеболи, внедрялась в самые разные сферы бизнеса.

Своим рождением LG обязана простому, но очень полезному изобретению: в годы второй мировой войны отец-основатель компании Ку Ин Хой выпускал зубной порошок, который заменял дефицитную соль, использовавшуюся жителями Восточной Азии для чистки зубов. Ободренный успехом Ку Ин Хой в 1947 году основал в городе Пусан фирму под названием Lucky Chemical Co. От этого названия – первая буква в нынешней аббревиатуре LG. Компания сначала занималась производством кремов для лица, через несколько лет она стала выпускать очистители для посуды, шампуни, а также дешевую зубную пасту, которая потеснила американскую Сolgate.

Заработать первый капитал Ку Ин Хою удалось благодаря природной практической сметке. Сегодня в это трудно поверить, но в годы корейской войны 1950 – 1953 годов, среди бедности и разрухи, он начал производить… тару для косметики. Идея состояла в том, что вместо обычного стекла и фарфора флаконы делали из небьющегося пластика. После войны эта продукция стала приносить прибыль, и вскоре фирма начала заниматься многопрофильной торговлей. В годы становления Южной Кореи как самостоятельного государства это оказалось чрезвычайно перспективным делом.

Получив прибыль, Ку Ин Хой начал вкладывать ее в производство радиоприемников и учредил в 1958 году компанию Goldstar. Выбор продукции был связан с событиями второй мировой войны. В апреле 1942 года японские оккупационные власти приказали жителям Кореи сдать коротковолновые приемники – чтобы лишить страну возможности слушать «Голос Америки» на корейском языке. Недорогие транзисторы Goldstar должны были вернуть корейцам радио. Проект имел много шансов закончиться неудачей: население бедствовало, спрос был небольшим, и его вполне удовлетворяла американская продукция. Помогла профинансированная правительством программа отправки радиоприемников в сельские районы. Но Ку Ин Хоя интересовал не только внутренний рынок: он задался целью организовать экспорт своей продукции.

 

Под крылом у генерала

 

Тогда это многим казалось утопией – по крайней мере до 1961 года, когда к власти в результате военного переворота пришел генерал Пак Чжун Хи, единомышленник и давний друг Ку Ин Хоя (по некоторым сведениям, бизнесмен принял в перевороте непосредственное организационное и финансовое участие).

Генерал поставил своей целью превратить аграрную, разоренную войнами Южную Корею в индустриальную державу. Ставка была сделана на единственный ресурс, имевшийся в стране в изобилии, – национальные кадры. Причем ресурс этот обладал очень серьезными преимуществами: конфуцианская культура традиционно воспитывает в людях такие черты, как трудолюбие, упорство и целеустремленность. Была задумана модель страны-фабрики, которая бы импортировала сырье и поставляла готовую продукцию по всему миру. Для выхода на мировой рынок требовались крупные компании, которые искусственно создавались в кратчайшие сроки. Пак Чжун Хи отобрал несколько десятков предпринимателей, которых хорошо знал лично, и предоставил им практически неограниченный доступ к кредитам и американским инвестициям. Нужно ли говорить, что в числе «олигархов» был Ку Ин Хой.

Пользуясь поддержкой генерала Пака, Ку Ин Хой развернул производство вентиляторов, холодильников, стиральных машин, телевизоров, лифтов, электротранспортеров, устройств дистанционного управления. Утопия обретала реальные черты: в 1962 году Goldstar начала первой среди корейских компаний экспортировать электронику в США – это были все те же радиоприемники.

Параллельно Ку Ин Хой, как и владельцы других чеболей, развивал множество направлений бизнеса. В 1967 году на паях с компанией Caltex он построил нефтеперерабатывающий завод. Нефтяной бизнес никогда не был особо успешным в чеболе, всегда оставаясь на положении второстепенного. Тем не менее нефтяное направление сохранилось вплоть до нынешнего разделения LG.

Это было последним начинанием основателя компании: в 1969 году Ку Ин Хой внезапно скончался, не успев назвать своего преемника.

 

McKinsey борется с «феодализмом»

 

В большинстве чеболей руководство, как и собственность, переходило от отца к сыну, поэтому обычно вопрос о преемственности не возникал. Здесь, однако, был особый случай: 45-летний Ку Ча Кьюн, сын Ку Ин Хоя, был дипломированным школьным учителем и в управлении бизнесом в отличие от своих дядей и двоюродных братьев никогда не участвовал. Тем не менее национальная деловая традиция возобладала. После долгих дебатов старший из членов правления указал Ку Ча Кьюну на пустующее кресло председателя: «Отныне это твое место». Решение оказалось верным: при Ку Ча Кьюне компании удалось совершить технологический прорыв, который был необходим для выхода на мировые рынки с продукцией западного качества.

В конце 1970-х Goldstar начала научно-производственное сотрудничество с AT&T, NEC, Siemens, Hitachi и другими технологическими компаниями, стала инвестировать в производство полупроводников, чтобы со временем начать выпуск собственных микросхем и перейти от простой сборки к производству полного цикла. В 1978-м Goldstar стала первой корейской компанией, чьи доходы от экспорта превысили $100 млн.

Ку Ча Кьюн хорошо разбирался в технологических стратегиях, однако управление бизнесом велось так, как это стихийно сложилось в большинстве корейских чеболей: производством руководили не профессиональные менеджеры, а члены семейного клана. В результате такого управления росли долги по кредитам, убыточные бизнесы поддерживались за счет эффективно работающих. В середине 1980-х компания начала испытывать проблемы: рабочая сила в Корее подорожала, выручка от экспорта уже не приносила прежних доходов. В 1984-м Goldstar серьезно проигрывала своему ближайшему конкуренту – компании Samsung. Ситуацию спасли своевременные вложения в технологии: в 1989 году начала работать компания по производству полупроводников LG Semicon, что дало возможность выпускать собственную электронную продукцию хорошего качества. (Любопытно, что в ходе реструктуризации чеболей в 1999 году LG избавилась от этого непрофильного бизнеса, продав его компании Hyundai.) Тогда же Goldstar приобрела акции компании Zenith – последнего оставшегося производителя телевизоров в США.

По мере того как компания завоевывала западные рынки, Ку Ча Кьюн все более осознавал необходимость реорганизации бизнеса. Для проведения реформ были привлечены специалисты McKinsey. По совету консультантов приняли решение о том, что члены совета директоров компании, не имеющие отношения к семейству Ку, уравниваются в правах с представителями клана, и даже пост председателя чеболя может занять человек, не состоящий в родстве с основателем бизнеса. Говорилось также о привлечении к руководству западных менеджеров. Однако все это было скорее декларацией, нежели реальным преобразованием: до сих пор в списках менеджеров LG высшего и среднего звена значатся корейские имена, а сам Ку Ча Кьюн, уходя на пенсию, передал свой пост сыну.

Впрочем, сама по себе добровольная отставка председателя Ку – это, безусловно, поступок человека с западным менталитетом. В традиционных корейских концернах подобного рода отставки не были приняты: статус владельца чеболя на пенсии в понимании ортодоксального корейца примерно то же самое, что «император в отставке». Между тем Ку Ча Кьюн, подобно многим своим западным коллегам, живет сегодня на своей вилле и занимается общественной деятельностью: опекает основанный им университет Ён Ам Чуксан.

 

Орнитолог-любитель

 

Новый руководитель Goldstar Ку Бон Мо продолжил прозападный курс предшественника. Как только Ку Бон Мо пришел к руководству в 1995 году, он решился на очень затратный и рискованный шаг – смену имени компании. Только в нашей стране переименование Goldstar на LG (Lucky Goldstar) обошлось, по данным российских рекламных агентств, в $600 000. Зачем это понадобилось? Маркетинговые аналитики указывают на две причины. Во-первых, компания вышла на уровень современных технологий и не хотела больше ассоциировать себя со старой маркой. Во-вторых, новое название напрочь лишено какого бы то ни было восточного оттенка и, следовательно, не должно было напоминать потребителям о корейском происхождении фирмы.

Ку Бон Мо – профессиональный менеджер, окончивший престижный частный университет Ошленд в Огайо, точно знал, что делает: новая торговая марка действительно начала завоевывать популярность в Америке и Европе. Однако через три года после того, как Ку Бон Мо пришел к руководству компанией, грянул азиатский кризис, больно ударивший по корейским чеболям. В тяжелой ситуации Ку Бон Мо стремился к тому, чтобы концерн не просто выжил, но и увеличил прибыль. LG провела реорганизацию финансовой структуры, ликвидировала или распродала нерентабельные бизнесы, привлекла средства в ключевые секторы – химию и электронику, а также начала деятельность на новых стратегически важных направлениях. В это время были основаны такие подразделения, как LG Home Shopping, LG Telecom, LG Internet. В начале XXI века бизнес LG охватывал широкий спектр отраслей: химию, энергетику и биоинженерию, промышленную и бытовую электронику, телекоммуникации, финансовые и банковские услуги.

В Южной Корее не вызывает удивления то обстоятельство, что правительство время от времени советует бизнесу, как ему нужно развиваться. Нынешнее правительство Южной Кореи, наученное азиатским финансовым кризисом, рекомендует чеболям преобразование в отраслевые холдинги на манер западных. Однако в конце прошлого года эффективность подобной перестройки оказалась под большим вопросом. Случилось вот что: вследствие кризиса просроченных потребительских кредитов едва не обанкротилась одна из компаний концерна – LG Card. Ее спасла группа банков-кредиторов. По этому поводу в газете Korean Times разгорелась бурная дискуссия: противники реформирования корейских концернов утверждали, что, если бы в LG сохранялись традиционные для чеболей отношения между подразделениями, кризиса бы не случилось, так как «родственные» структуры вовремя оказали бы LG Card финансовую поддержку.

Однако Ку Бон Мо, похоже, твердо нацелен на преобразования: он демонстрирует явные симпатии к западным технологиям управления. На личном сайте Ку Бон Мо можно прочитать выдержки из его выступлений на корпоративных совещаниях. Это стратегические установки, точные, экономные, четко обозначающие глобальные цели и средства их достижения. При этом он жестко внедряет систему личной ответственности за их выполнение. «Мы должны более решительно избавляться от нерентабельных бизнесов. Уже в течение трех лет мы реструктурируем компанию исходя из двух основных требований – отбора и концентрации. Но результаты все еще неудовлетворительны. Нужно осознать, что закрытие неприбыльных компаний лежит в основе перестройки. Если прогресс в ликвидации нерентабельных бизнесов так и не будет достигнут, я стану рассматривать это как нежелание менеджмента компании работать по-новому», – заявил он в конце 1998 года о путях преодоления кризисной ситуации.

Черты западного бизнесмена просматриваются во всем образе жизни Ку Бон Мо: он скромно одевается, в свободное время играет в гольф, владеет профессиональным бейсбольным клубом LG Twins. А его главное хобби по-восточному сентиментально. Говорят, что в детстве будущий председатель Ку выходил раненую птицу и с тех пор увлекается орнитологией. При его участии была выпущена книга «Птицы Кореи» и создан фонд по защите пернатых. В кабинете бизнесмена можно увидеть множество книг по орнитологии и бинокль на подоконнике. Ку Бон Мо любит наблюдать за птицами. Он говорит, что, когда предстоит принять серьезное решение, птицы помогают ему.