Тропою викингов

17.02.200300:00

Что нам стоит дом построить? Задавшись однажды этим вопросом, 27-летний Владимир Янковский и 36-летний Михаил Адамов решили обзавестись собственной строительной компанией. Название выбрали необычное – «Норвежский дом». За год небольшая фирма собирается достичь объема продаж в $1,5 млн.

 

Владимир Янковский начал карьеру бизнесмена в 1994 году, когда учился на третьем курсе Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза. Вернувшись из Америки, где по программе университетского обмена обучался маркетингу, Владимир сумел устроиться торговым представителем в российское отделение Coca-Cola. Там Янковский проработал до окончания вуза.

В 1996-м 22-летний выпускник МГЛУ перешел в голландскую кондитерскую компанию Van Melle, где через год уже работал в должности менеджера, отвечающего за розничные продажи в Москве ведущих брэндов – Mentos и Fruittella. Cледующим местом работы Владимира стала испанская компания Joyco (производитель жевательной резинки Boomer). Здесь Янковский проработал более пяти лет и вырос до коммерческого директора по России и СНГ. Однако летом 2002-го он решил уйти из фирмы. Владимир понял, что реализовать свои амбиции, работая в компании, не сможет.

Нынешние сотрудники Joyco отзываются о Янковском с уважением. «Он многое сделал, – говорит Александр Фролов, директор по закупкам и транспорту, – его усилиями был раскручен один из брэндов, он убедил испанских учредителей не уходить с российского рынка после кризиса 1998 года, наладил дистрибуцию, при нем в мае 2000-го была построена фабрика. Потенциал Янковского применим в самых разных областях. Думаю, он ушел, чтобы реализовать себя в чем-то большем».

 

MBA подождет

Покидая Joyco, Янковский намеревался получить диплом MBA. Тест GMAT для поступления в бизнес-школу был пройден. Средства, необходимые на учебу за рубежом, он накопил за время работы в испанской компании. Но прежде чем паковать чемоданы, Владимир решил немного отдохнуть, а заодно заняться строительством собственного дома. Обзавестись загородным жильем собирался и Михаил Адамов, работавший региональным директором Joyco в Питере.

«Мы решили, что будем строить деревянные дома, – говорит Янковский, – но найти подходящих производителей оказалось непросто». Одни фирмы предлагали обыкновенные деревенские срубы стоимостью $100 – 120 за 1 кв. м, не гарантируя при этом соблюдения сроков строительства, но требуя 50-процентную предоплату. Другие компании работали в высоком ценовом сегменте – от $750 до $1000 за 1 кв. м. Как правило, они сначала находили заказчиков, затем покупали в России лес, отправляли его на обработку и сушку в Финляндию, а привозили обратно уже готовый «конструктор из бревен», который оставалось только собрать на участке клиента. Третья категория производителей изготавливала такие же дома, но обрабатывала дерево в России. Такие фирмы просили $350 – 500 за 1 кв. м. Изучив предложение, Янковский и Адамов поняли, что в насыщенном рынке загородного жилья есть относительно свободная ниша – дома средней ценовой категории. Именно этот сегмент рынка показался предпринимателям самым привлекательным.

Строить партнеры собрались по так называемой технологии викингов, или, как сообщает сайт компании, «продвинутых норвежских доисторических лесорубов», – из лафета, то есть сосновых бревен, обтесанных с двух сторон, диаметром 32 – 36 см. Такой подход позволяет более экономно расходовать дерево, а также улучшает теплоизоляцию. Кроме того, он не требует внутренней обшивки стен другими материалами.

«Норвежскую» технологию строительства первой в России освоила в 1996 году питерская фирма «Русский дом». Кроме нее схожие дома строят компания «Северная деревня» и несколько деревообрабатывающих комбинатов – ДОКов. Все они работают преимущественно на экспорт. «Русский дом», например, в прошлом году 70% своей продукции отправил в Норвегию и другие страны. На российском рынке компания начала продвигать свои услуги только год назад. Стоимость 1 кв. м «жилища викингов» с учетом всего комплекса строительно-монтажных работ у «Русского дома» составляет $600 – 800.

 

Кому нужен дом

На покорение рынка загородной недвижимости у Янковского и Адамова имелось $150 000. Для начала они заказали маркетинговое исследование. Фирма «Мосвнешинформ» подготовила справку по импортерам и экспортерам деревянных срубов, а также общую информацию о рынке, а агентство «Виамэкс Консалтинг» провело опрос потенциальных покупателей домов. По результатам исследований была выбрана целевая аудитория: люди 30 – 45 лет со средним доходом около $5000 в месяц на семью из трех-четырех человек, уже решившие построить для себя деревянный дом, но еще не знающие, какой именно.

В октябре прошлого года партнеры договорились о размещении заказов на одном из ДОКов в Тверской области (этот комбинат за четыре года экспортировал в Норвегию около 200 домов из лафета). Тем не менее сотрудничеством с одним производителем они не ограничились. Янковский и Адамов хотели предложить клиентам полный комплекс услуг. «Заказчик должен был прийти к нам в офис и получить не только стены, но и фундамент, кровлю, окна, коммуникации, – говорит Янковский. – Многие виды строительных работ требуют лицензирования, а поскольку для нас этот бизнес новый, мы решили найти партнеров, которые могли бы взять на себя решение некоторых вопросов». Так, закладкой фундамента и инженерными работами для «Норвежского дома» теперь занимается фирма «Барвиха-сервис», установкой окон – компания «Балтийские окна» из Санкт-Петербурга, монтажом кровли – еще несколько фирм. Кроме того, компаньоны наняли двух архитекторов. Всего в штате на сегодняшний день восемь человек.

Среднюю цену за 1 кв. м создатели «Норвежского дома» определили в диапазоне от $210 до $450. Базовая стоимость сруба площадью 100 кв. м составляет $21 000, а готового жилья под ключ такой же площади – $45 000. Клиенты оплачивают заказ поэтапно. Первый платеж в размере 30% от стоимости проекта вносится на стадии подписания сметы. Второй – 40-процентный – покрывает производственные расходы ДОКа. Оставшиеся 30% выплачиваются заказчиком на завершающей стадии строительства, в эту сумму закладывается прибыль самой компании.

 

Стройка on-line

Первого клиента в «Норвежский дом» привели знакомые. Заказчик решил построить сразу шесть домов в Татарстане. Сумму сделки Янковский не называет, но, правда, добавляет, что за два месяца этот проект пришлось переписывать шесть раз.

В декабре бизнесмены разместили рекламу в двух специализированных журналах – «Деревянные дома» и «Красивые дома». «Мы объявили, что клиент, сделавший заказ до конца февраля, получает в подарок домашний кинотеатр, и предложили возможность ипотечного кредитования, – говорит Янковский. – Для этих изданий и их читателей такой подход был в диковинку». Как бы то ни было, в январе у «Норвежского дома» было еще 11 клиентов. Правда, ипотечным кредитом никто из них не воспользовался.

Пока все заказчики «Норвежского дома» прошли только первую стадию – подписание сметы. По оценкам «Ко», это уже принесло компании около $100 000. Общий же доход от поступивших заказов может составить около $350 000. Сдать жилье руководители «Норвежского дома» планируют в апреле – мае. Еженедельно клиентам рассылаются по электронной почте фотографии со стройки.

У более опытных игроков рынка заявленные Янковским сроки изготовления домов вызывают сомнение: обычно, говорят они, с момента подписания сметы до сдачи дома под ключ проходит 6 – 9 месяцев. «В более короткие сроки дом сдавать в эксплуатацию категорически не рекомендуется, так как деревянный дом должен «сесть», – говорит генеральный директор «Русского дома» Игорь Пущин.

Игорь Пущин уверен в перспективности рынка: по его словам, деревянные дома приобретают все большую популярность. «Люди стали покупать их не только в качестве летней дачи, но и для постоянного проживания», – отмечает глава «Русского дома».

А Михаил Адамов приводит такие данные: «Рынок загородного жилья увеличивается в два раза ежегодно, при этом сегмент деревянных домов растет еще более быстрыми темпами». По оценкам учредителей «Норвежского дома», в 2003 году объем продаж деревянных домов всех ценовых категорий в московском регионе составит около 300 000 кв. м, или около $95 млн в денежном выражении.

Янковский и Адамов рассчитывают получить в течение года заказы на строительство 70 объектов. Таким образом компания может достичь оборота $1,5 млн (часть работ осуществляют партнеры). Впрочем, рассуждают предприниматели, если исходить из результатов первых двух месяцев, эта цифра может быть и больше. Сбудется ли оптимистичный прогноз – покажет время. Ясно лишь, что поступление в бизнес-школу Янковскому снова придется отложить: на два-три года, пока его строительный проект не окрепнет.