Top.Mail.Ru
архив

Труба не зовет

Конфигурация российского трубного рынка поменялась в очередной раз. «Группа МДМ» уходит из состава основных игроков отрасли. На прошлой неделе президент «Трубной металлургической компании» (ТМК) Дмитрий Пумпянский сообщил, что завершил сделку по выкупу у МДМ 34% акций ТМК. Теперь под контролем Пумпянского находится 67% трубной компании. «Группа МДМ» сохранила за собой остальные 33% акций отраслевого холдинга.

 

«Группа МДМ» начала скупать активы трубной отрасли еще в 2000 году. Сначала было выкуплено у ЮКОСа 90% акций Волжского трубного завода, затем приобрела контроль над Северским трубным заводом. Для управления предприятиями совладельцы «Группы МДМ» Андрей Мельниченко и Сергей Попов учредили «Трубную металлургическую компанию».

В 2001 году ТМК вела переговоры об объединении бизнеса с Синарским трубным заводом. На это предприятие тогда претендовал другой крупный игрок трубного бизнеса – «Объединенная металлургическая компания». Однако предложение «Группы МДМ» в том числе по структуре сделки, оказалось более привлекательным. В результате, владелец контрольного пакета завода – председатель совета директоров СинТЗ Дмитрий Пумпянский в начале 2002 года передал свои акции СинТЗ «Трубной металлургической компании», получив за это 34% от уставного капитала ТМК.

Сделка была оформлена весьма оригинальным для российской практики образом, по принципу Packman defense – соглашения, исключающего продажу собственности партнеров третьим лицам. Соглашение предусматривало, что любое предложение о цене покупки доли другого партнера равнозначно согласию на продажу такого же количества акций из собственной доли по указанной цене. То есть получается, что оба партнера имели опцион на выкуп 34% акций ТМК.

Акционеры избрали Пумпянского гендиректором ТМК. С тех пор топ-менеджер держал в руках весь оперативный контроль над бизнесом. По словам Сергея Попова, «Группа МДМ» могла бы заниматься менеджментом в трубном бизнесе и сама: «Наша группа универсальная, она управляет предприятиями угольной и химической отрасли. Точно так же мы могли бы заниматься и трубами. Нам надо было определиться: либо мы полностью занимаемся структурой, и тогда Пумпянский выступает в качестве линейного менеджера, подчиняясь нам, а бизнес развивается по схеме «Еврохима» или СУЭК. Но нам повезло. У нас оказался высококлассный партнер, и он все взял на себя».

В прошлом году активы ТМК увеличились за счет присоединения к холдингу румынского завода Artrom и Таганрогского металлургического завода. При этом Пумпянский внес в уставный капитал холдинга денежный вклад и сохранил за собой прежнюю долю в 34%.

Теперь ТМК является крупнейшим производителем труб в России, занимая более 40% внутреннего рынка (в 2000 году доля компании на российском рынке составляла только 19%). В прошлом году компания произвела 2,1 млн тонн труб и увеличила свой годовой оборот до $1,2 млрд. В этом году ТМК планирует увеличить объем производства еще на 10%. Кроме того, входящий в состав холдинга Волжский трубный завод в конце прошлого года первым в России приступил к выпуску толстостенных труб диаметром 1420 мм. Толстостенные трубы нужны «Газпрому» для прокладки магистральных газопроводов. Как заявил Сергей Попов, «основная цель, к которой стремилась группа, была достигнута. В компании оказались пять заводов, и это не случайные приобретения. Все предприятия связаны между собой по компонентам производства, по общим рынкам сбыта».

В прошлом году «Группа МДМ» сделала предложение Пумпянскому о выкупе акций трубной компании. Гендиректор ТМК отказался. Согласно условиям партнерства теперь уже Пумпянский предложил МДМ приобрести принадлежащие группе акции ТМК. По словам председателя совета директоров «Группы МДМ» Сергея Попова, подготовка к сделке длилась целый год. Одним из факторов, тормозивших сделку, было «ожидание завершения всех дел по Тагмету». Напомним, что «Группа МДМ» долгое время боролась за контроль над предприятием с «Альфа-Эко». В прошлом году конфликт завершился в пользу команды Мельниченко, и «Альфа» продала акции Таганрогского металлургического завода близкой к МДМ венчурной компании РИНАКО. Последняя, в свою очередь, передала акции «Тагмета» на баланс ТМК уже в конце прошлого года.

В итоге Пумпянский заплатил за 34% акций ТМК $300 млн. Организатором сделки выступил МДМ-банк. Кредиты на выкуп бумаг предоставили банки CSFB ($150 млн) и ING, который обеспечивал расчеты. 15 декабря прошлого года сделка была завершена.

В будущем Дмитрий Пумпянский намеревается повысить капитализацию компании и вывести акции ТМК на российские и иностранные рынки капитала. В ближайшие два года все предприятия ТМК планируется перевести на единую акцию. По словам Дмитрия Пумпянского, «такая процедура заявлена, сейчас идет выбор оптимального пути, подготовка к получению необходимых разрешений, выбор инвестиционного консультанта и выбор банка, сопровождающего этот процесс, который продлится около двух лет. Один из наиболее вероятных инвестиционных консультантов – МДМ-банк». По мнению одного из экспертов трубного рынка, для Дмитрия Пумпянского сделку можно считать весьма удачной: «Эта сделка задает определенный уровень цен в трубной отрасли. Вместе с тем активы предприятий ТМК крайне недооценены. При условии консолидации активов предприятий, входящих в холдинг, и перехода на единую акцию в течение ближайших пяти лет капитализация ТМК может вырасти в 4 – 6 раз».

После завершения сделки «Группа МДМ» планирует сохранить у себя миноритарный пакет акций ТМК и получать прибыль от трубного бизнеса. Сергей Попов говорит: «Для большой международной компании – например, такой, как GeneralMotors, – 33% считаются огромным пакетом. Пумпянский купил у нас пакет акций. Мы остались финансовыми партнерами. Перспективы у ТМК весьма серьезные, потому что наша страна в основном живет за счет газа и нефти. А ТЭКу нужны трубы. Внутренний рынок у нас защищен как ни в одной стране мира, и, следовательно, у ТМК здесь гигантские перспективы. Можно расширить и географию экспорта – за счет «Тагмета» и Волжского трубного заводов. Оба предприятия находятся рядом с морскими портами.

Вырученные от продажи акций ТМК деньги «Группа МДМ», скорее всего будет использовать для оптимизации обязательств, возникших в связи с формированным формированием в 2002 году угольного и химического холдингов, а также новых инвестиций в их развитие. «У группы активная финансовая деятельность, естественно, много финансовых обязательств, поэтому деньги работу себе всегда находят», - говорит Сергей Попов. Поток средств идет по двум направлениям – в химический и угольный бизнес. Но приобретения новых активов ожидать, согласно имеющейся у «Компании» информации, следует только «в угле».

Еще по теме