Труба зовет
Дмитрий Пумпянский предлагает инвесторам пустить деньги «в трубу». До конца года принадлежащая ему Трубная металлургическая компания собирается заработать один миллиард долларов на размещении 23% акций на фондовом рынке. Решат ли эти средства проблемы Пумпянского?
Компания Дмитрия Пумпянского должна стать пионером среди предприятий отечественной трубной отрасли. До сих пор российские производители труб не заявляли о планах по выводу акций своих компаний на международный рынок. Подготовка к размещению акций ТМК шла более года. За это время компания подорожала почти вдвое, Пумпянский довел свою долю в ТМК до 100% и задолжал собственному холдингу $780 млн. Хотя эксперты полагают, что IPO трубной компании пройдет успешно и ее владелец заработает около миллиарда долларов, будущее компании туманно. На пятки Пумпянскому уже наступают конкуренты, главным из которых является Алишер Усманов.
Отсрочка ценой в миллиард
Впервые идея проведения IPO возникла у собственников ТМК больше года назад. Тогда 67% акций компании контролировал председатель совета директоров Дмитрий Пумпянский, а оставшиеся 33% принадлежали совладельцам «Группы МДМ» Андрею Мельниченко и Сергею Попову. Акции компании должны были стать доступными инвесторам до конца 2005 года. Трубный холдинг традиционно для российских эмитентов собирался разместиться как на биржах нашей страны (РТС, ММВБ или МФБ), так и на западных торговых площадках (в Лондоне или Нью-Йорке). Изначально, по неофициальной информации, к листингу готовился пакет акций Мельниченко и Попова. Для них этот бизнес был непрофильным. Каждый из партнеров хотел сконцентрироваться на других активах, входящих в состав их холдинга. По мнению отраслевых аналитиков, они уже тогда начали готовиться к разделу бизнеса, в результате чего Попову достались бы в управление Сибирская угольная энергетическая компания (треть всей угледобычи в России) и «ЕвроХим» (первое место по объемам выпуска агрохимической продукции в нашей стране). Мельниченко рассчитывал оставить за собой МДМ-Банк и все, что связано с финансовым рынком. «На развитие трубного хозяйства у собственников «Международного делового мира» не хватало ни времени, ни желания», – утверждает источник, близкий к бизнесменам.
Первый блин оказался комом. Акционеры ТМК отсрочили IPO, объяснив задержку не самой удачной рыночной конъюнктурой. Как рассказывает источник, близкий к ТМК, на отсрочке настояли Мельниченко и Попов, тогда как Пумпянский готов был выбросить акции ТМК на рынок безотлагательно. Впрочем, расчет совладельцев «Группы МДМ» оказался верным. За нынешний год рыночная стоимость российских трубных предприятий увеличилась на 60 – 120%. Акции заводов, входящих в ТМК, подорожали в среднем на 60%, а их суммарная капитализация, по оценкам экспертов, приблизилась к $2,8 млрд.
Спустя год ТМК вновь начала собираться на биржу. Накануне Пумпянский успел выкупить у Попова и Мельниченко акции трубной компании и аккумулировать у себя 100% ТМК. По мнению аналитика брокерского дома «Открытие» Сергея Кривохижина, желание консолидировать акции компании в одних руках и было первопричиной «передышки», а удачная рыночная конъюнктура сыграла на руку Пумпянскому. В пользу этой версии говорит и тот факт, что на этот раз ТМК гораздо серьезнее отнеслась к будущему IPO. На прошлой неделе компания раскрыла подробности своего размещения. До конца года Пумпянский надеется продать 23,2% ТМК (180 млн акций, а также дополнительный опцион в объеме 18 млн бумаг) по цене $4,6 – 5,4 за акцию и $18,4 – 21,6 за депозитарную расписку. Если эта надежда оправдается, то рынок оценит трубный холдинг в $4 – 4,7 млрд. Без учета опциона Пумпянский сможет выручить $828 – 972 млн.
В бой идут одни старики…
Трубная металлургическая компания – своего рода исключение из правил мирового производства трубной продукции. В своей отрасли она занимает второе место в мире, уступая лишь люксембургской компании Tenaris. В отличие от западных конкурентов, у которых трубное производство интегрировано в металлургические концерны, ТМК специализируется исключительно на трубах. Компания контролирует около 42% отечественного рынка. Российские активы ТМК – Таганрогский меткомбинат, Волжский и Северский трубные заводы – имеют, по мнению экспертов, серьезные преимущества перед зарубежными аналогами. Эти сталелитейные мощности практически полностью обеспечены заготовкой собственного производства. То же самое можно сказать и о румынском трубном заводе Artrom, который входит в состав ТМК. Он закупает сырье другого румынского меткомбината Resita, принадлежащего холдингу Пумпянского.
Впрочем, именно «дочки» ТМК, которые в течение года радовали своими успехами инвесторов, недавно поставили IPO всего холдинга на грань срыва. Точнее, одна из них – Волжский трубный завод. До 2000 года производственные мощности предприятия делили между собой СП «ВТЗ» и ВТЗ – ЭМК. Обе фирмы вели самостоятельный бизнес, но шесть лет назад будущие владельцы ТМК решили, что их слияние вызовет синергетический эффект, и внесли имущество предприятий в новую структуру – ООО «ВТЗ», которая стала основой одноименного волгоградского предприятия. Спустя еще два года фирмы-пустышки были ликвидированы за ненадобностью, а ВТЗ был преобразован в акционерную компанию и вошел в состав ТМК. Операция вызвала протест миноритарных акционеров СП «ВТЗ» и ВТЗ – ЭМК, а точнее, малоизвестной компании «Рега-Сервис», которая в марте 2000 года стала владельцем 38,7% и 34,9% этих предприятий соответственно. Как заявил юрист «Рега-Сервис» Марк Корчагин, за счет объединения производственных мощностей миноритарию был нанесен ущерб в $20 млн, который его компания собирается взыскать с Пумпянского через суд.
Аналогичные претензии к Пумпянскому выдвинул Союз ветеранов города Волжский, в котором находится ВТЗ. В частности, против ТМК выступил бывший работник предприятия Иван Гудименко. 72-летний пенсионер, более четверти века проработавший на заводе, отстаивает интересы 730 своих коллег по цеху, которые ранее владели в общей сложности 1,34% ВТЗ – ЭМК. Компенсацию за потерю собственности ветераны оценили в $29,5 млн. По мнению юристов, не исключено, что оба процесса могут быть объединены в общее дело. Тогда сумма претензий превысит $50 млн.
По мнению Вячеслава Жабина, аналитика ИК «БрокерКредитСервис», если суд согласится с обвинениями истцов, Пумпянский попадет в крайне невыгодную ситуацию. Ему придется срочно искать средства для выплаты компенсации, что может притормозить выход его компании на биржу. Дело в том, что накануне IPO Пумпянский занял у своей фирмы $780 млн. Средства ему были нужны для консолидации акций компании и, в частности, для покупки пакета Мельниченко и Попова. Рассчитаться с собственной компанией Пумпянский собирался после размещения акций ТМК на рынке. Если IPO не состоится, то для уплаты долгов он будет вынужден искать деньги на стороне – привлекать новые заимствования – или договариваться с кредитором о тайм-ауте.
Правда, встанет ли суд на сторону бывших миноритариев ВТЗ, предугадать сложно. Хотя фирмы-акционеры Волжского трубного завода были упразднены в 2002 году, о нанесенном ТМК ущербе «Рега-Сервис» вспомнила лишь год назад. В фирме не объясняют, чем было вызвано трехлетнее опоздание.
Первая инстанция, в которую обратился Иван Гудименко, не нашла в действиях ответчика никаких нарушений, после чего он обратился в арбитраж.
У Пумпянского есть еще один козырь против истцов. В состав ТМК активы ВТЗ попали от Мельниченко и Попова – это был взнос владельцев «Группы МДМ» в Трубную металлургическую компанию. В случае неблагоприятного решения суда Пумпянский может переадресовать претензии этим бизнесменам, которые, в сущности, и несут ответственность за крупный актив ТМК. Впрочем, бывшие акционеры ТМК имеют достаточно оснований, чтобы не платить. «По нашим законам бывшие акционеры ликвидированной компании не вправе требовать компенсации за потерянные акции», – считает Дмитрий Степанов из адвокатской коллегии «Юков, Хренов и партнеры».
С чувством глубокого размещения
Осуществится ли желание Пумпянского заработать на продаже акций своей компании около $1 млрд, выяснится в ближайшее время: 2 ноября должен быть закрыт список заявок на покупку акций ТМК. Даже абстрагируясь от судебных неприятностей, эксперты советуют исходить из нижнего предела стоимости компании Пумпянского. Сразу в трех инвестиционных фирмах, опрошенных «Ко», назвали максимальную стоимость акций ТМК в $4,8. По оценке аналитика ИК «Финам» Натальи Кочешковой, в результате IPO капитализация ТМК составит те самые $4 – 4,5 млрд, на которые рассчитывает Пумпянский.
Ближайшее будущее российского трубного холдинга пока не вызывает сомнений. «Трубная отрасль развивается благодаря спросу газовиков и нефтяников. Рост спроса составляет примерно 6 – 7% в год. Россия готовится строить новые трубопроводные магистрали для экспорта сырья, поэтому недостатка в клиентах у ТМК скорее всего не будет», – отмечает Сергей Кривохижин из БД «Открытие».
Вместе с этим спрогнозировать Пумпянскому «легкую жизнь» никто из экспертов не решается. В основном сомнения связаны с проектом металлургического магната Алишера Усманова. В начале октября контролируемый им холдинг «Металлоинвест» объявил о новом проекте в черной металлургии стоимостью $3 млрд. Усманов намерен построить цех по производству труб большого диаметра (ТБД). Эта продукция наиболее востребована при строительстве магистральных нефте- и особенно газопроводов. Хотя в нашей стране существуют подобные мощности, никто из отечественных компаний не может похвастаться полным циклом производства – толстый лист шириной 5 метров, необходимый для этой трубы, им приходится импортировать. Усманов же намерен построить в России стан, с которого будут выходить необходимые для ТБД заготовки.
Новые мощности планируется запустить к 2010 году, после чего холдинг достигнет объема выплавки стали в 10 млн тонн и догонит по этому показателю «Северсталь» и НЛМК. Если владелец «Металлоинвеста» осуществит свою идею, то остальным российским производителям, в том числе и ТМК, придется потесниться на рынке. «Учитывая административный ресурс магната, который совмещает частный бизнес с работой на государство (Усманов возглавляет одно из финансовых подразделений «Газпрома» – «Газпроминвестхолдинг»), место под солнцем, а точнее, «место на трубе», ему обеспечено», – считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. В такой ситуации Пумпянскому придется не только отбиваться от претензий провинциальных пенсионеров, но и жестко конкурировать с государственной машиной.
Что такое ТМК
Год основания: 2001
Сфера деятельности: производство и экспорт трубной продукции
Выручка в 2005 году: 79,175 млрд руб.
Прибыль после налогообложения в 2005 году: 7,597 млрд руб.
Штат: более 45 000 сотрудников
Основные активы: Волжский трубный завод, Северский трубный завод, Синарский трубный завод, Таганрогский металлургический завод
Основные конкуренты: «Объединенная металлургическая компания», «Группа ЧТПЗ», Tenaris, Vallourec, Sumitomo, TPCO, Baoshan
Еще по теме





