ЦБ подрезал у WebMoney кошельки
ЦБ лишил лицензии еще один банк, который потенциально мог быть связан с теневым игорным бизнесом, — ККБ. Это решение ударило по известной системе расчетов WebMoney, для которой кредитная организация выступала расчетным банком. Эксперты предупреждают, что пользователи системы теперь могут лишиться своих средств на кошельках, а WebMoney — и вовсе уйти из России.
О том, что Консервативный коммерческий банк (ККБ) лишили лицензии на осуществление банковских операций, регулятор сообщил сегодня утром. На это решение у регулятора было несколько причин: во-первых, ККБ нарушал нормативные акты ЦБ и законы, регулирующие банковскую деятельность, а во-вторых, не выполнял требования в сфере борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег, полученных преступных путем.
Помимо этого, ЦБ насторожила «беспечность» ККБ в вопросах контроля трансакций. Как утверждается, банк, специализирующийся на услугах в сфере электронной коммерции, не изучал экономический смысл операций своих клиентов, источники средств по которым не были прозрачны.
«Деятельности кредитной организации были присущи повышенные риски ее вовлечения в обслуживание теневого игорного бизнеса, нелегальных участников финансового рынка», — утверждают в Центробанке.
Лицензию кредитной организации по решению ЦБ отзывают с 11 февраля. Управление ею перейдет к временной администрации Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Что известно о ККБ
ККБ — кредитная организация, основанная в 1990 году. Она появилась на основе Астраханского филиала Агропромбанка СССР и относится к группе старейших банков России. ККБ — крупнейший по активу банк в Астраханской области, его головной офис находится в Астрахани. Всего у ККБ есть один филиал, один кредитно-кассовый офис и один дополнительный офис.
По величине активов он занимал 164-е место в банковской системе России, а также являлся участником системы страхования вкладов.
Основной владелец банка — Андрей Трубицин. Он владеет 77,98% акций, еще 22% находится под контролем его супруги Ирины Клочковой. Миноритарные акционеры держат 0,02% кредитной организации, говорится на ее сайте.
Последние годы, согласно данным системы СПАРК, были для ККБ тяжелыми. Чистая прибыль банка неуклонно снижалась: в 2019 году она превышала 180 млн рублей, в 2020-м составила уже 15 млн, а в прошлом году — чуть больше 3 млн.
Почему задело WebMoney
Традиционную банковскую деятельность ККБ фактически не вел, а был ориентирован на e-commerce (электронные деньги, платежи, переводы и так далее). В частности, он был расчетным банком популярной системы переводов WebMoney. Компания уже объявила, что с 11 февраля (в день отзыва лицензии у ККБ) будет вынуждена остановить все операции с рублевыми кошельками. Электронные средства участников системы, замороженные в ККБ, пообещали вернуть их владельцам (о том, как это произойдет, пока не сообщается).
С озвученной причиной отзыва лицензии в WebMoney не согласились. «Банк никогда не был причастен к обслуживанию теневого игорного бизнеса, нелегальных участников финансового рынка. Имеющиеся в нашем распоряжении тексты надуманных, не связанных с фактической деятельностью кредитной организации предписаний выглядят всего лишь как формальное соблюдение процедуры отзыва лицензии банка», — сообщили в компании.
В WebMoney считают, что реальная причина решения ЦБ не имеет никакого отношения к озвученным объяснениям. «Сожалеем, что столь недружественный шаг со стороны ЦБ сделал недоступным работу с рублевыми кошельками для миллионов пользователей», — сказано в сообщении.
Кроме того, 11 февраля Центробанк отозвал лицензию у «Единой расчетной палаты». Эта НКО обеспечивала платежи WebMoney. Ее уличили в проведении непрозрачных операций, в том числе по переводу средств за рубеж. В WebMoney после произошедшего обвинили Центробанк в нежелании развивать финтех в России и сказали, что регулятор делает все, чтобы «выдавить независимых участников» с рынка.
«Крыша» не спасла
Произошедшее сегодня далеко не первый шаг ЦБ по закручиванию гаек WebMoney. В декабре регулятор предписал компании приостановить операции пополнения и перевода электронных средств платежа на полгода. Это решение в WebMoney назвали «неожиданностью» и, как и сегодня, не согласились с ним: «Существенных нарушений, обосновывающих применение таких жестких мер (обычно это связано с выводом капитала, платежами в адрес недолжных получателей или недостатками в борьбе с недобросовестным использованием), по нашему мнению, у нас нет и не было».
Российский регулятор давно точил зуб на WebMoney, подтвердил в беседе с «Компанией» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. По его словам, у ККБ была определенная «крыша», однако в нынешней ситуации она не смогла его защитить. «Эта система функционировала в России, но она с большим напрягом выполняла требования регулятора. В конце концов это дело прикрыли», — отметил эксперт.
Основные проблемы в связи с отзывом лицензии возникнут не у WebMoney, а у людей, считает Голубовский. Он напомнил, что система оперирует не электронными деньгами, а специальными расчетными единицами — титульными знаками.
«Если за этими электронными символами не стоят реальные счета, то за ними не стоит ничего. Соответственно, как теперь эти символы превратить в рубли, это большой вопрос», — сказал эксперт.
WebMoney не зарегистрирована в РФ в качестве электронной платежной системы. Юридически в системе происходит передача имущественных прав, учет которых ведется при помощи титульных знаков. Они не являются электронными деньгами, а перевод титульных знаков не считается денежным переводом. Тем не менее система была популярна. В 2014-м исследование e-Finance User Index показало, что кошельки WebMoney были у 34,4% пользователей Рунета. В 2018-м, по данным Mediascope, ими воспользовались почти 39% россиян, совершавших покупки онлайн. Теперь же число аккаунтов в системе WebMoney превышает 45 млн.
Сегодня Центробанк фактически уничтожил, возможно, старейший российский институт электронных денег, написал в Twitter предприниматель и основатель процессингового сервиса ChronoPay Павел Врублевский. В беседе с «Компанией» он допустил, что вскоре ЦБ последовательно уничтожит всех игроков серого рынка e-commerce.
«До начала прошлого года считалось, что Банк России смотрит сквозь пальцы на интернет-операции сомнительного характера. Где-то год назад регуляторы обратили внимание, что это давно уже не эпизодические игры того или иного игрока из хай-тека, а индустрия, негативно влияющая на международную политику», — отметил он.
Врублевский не согласился, что для клиентов WebMoney произошедшее станет большим ударом. «Такой сценарий почти наверняка был проработан регулятором изначально. Слишком старая и заметная система на рынке, имеющая значительный оборот, в первую очередь и в законном бизнесе», — сказал он.
Не исключено, что в конечном итоге WebMoney в России и вовсе закроется, добавил независимый аналитик Александр Разуваев. Избежать этого возможно, если за обслуживание системы возьмется другой банк.
«ЦБ потихоньку очищает банковскую систему от компаний, которые либо с теневым сектором связаны, либо финансово неустойчивы. WebMoney ранее была популярна, а сейчас я, в общем-то, так бы не сказал. Поэтому в целом для финансовой системы случившееся пройдет незамеченным», — успокоил эксперт.
В самой же компании уверяют, что найдут решение для продолжения работы с российскими резидентами. На них сегодня приходится 40% пользователей системы.