«Цель кампании против "Союзплодимпорта" – отнять бизнес…»

 

О группе S.P.I. чаще говорят в связи с известной тяжбой вокруг прав на марки водки «Столичная», «Московская» и др. При этом мало кто упоминает, что S.P.I. – крупнейший по обороту производитель водки в России с глобальной сбытовой сетью и глобальными планами. 80% акций группы принадлежат ее основателю – Юрию Шефлеру. Интервью нашему журналу – один из первых подробных рассказов Шефлера о своем бизнесе.

 

«Ко»: Юрий Викторович, расскажите, как вы стали водочным магнатом?

Юрий Шефлер: Вложить деньги в алкогольный бизнес меня побудил бывший генеральный директор завода «Кристалл» Владимир Ямников. Он был увлечен идеей создания крупной международной компании, которая могла бы на равных конкурировать с ведущими западными производителями алкоголя – такими, как, например, Pernod Ricard. А для этого надо было практически заново наладить продвижение советских водочных брэндов – «Столичной», «Московской» и др. – как на Западе, так и в России. Совладельцем «СПИ» я стал в конце 90-х. К тому времени сложился консорциум новых совладельцев компании.

«Ко»: И кто участвовал в этом консорциуме?

Ю.Ш.: Ну, например, структуры, связанные с МЕНАТЕПом, ОНЭКСИМбанком. Была фирма «Консто», которой владел Лев Геллер из банка «Деловая Россия». Я баллотировался в совет директоров «СПИ» от «Роствесталко» и был избран его председателем.

«Ко»: На этом собрании присутствовал Бадри Патаркацишвили. Он был вашим партнером?

Ю.Ш.: Никогда не был. Да и участия в работе совета директоров никогда не принимал. Я сейчас даже не помню, кого именно он представлял. По-моему, МЕНАТЕП.

«Ко»: А каким образом у «СПИ» появились новые совладельцы?

Ю.Ш.: К тому времени акции компании можно было свободно купить на рынке. Ведь как происходила ее приватизация? В 1991 году государственная компания «Союзплодоимпорт» была преобразована в одноименное внешнеторговое акционерное общество. 25% акций ВАО «СПИ» получил трудовой коллектив, а остальные 75% были распределены среди нескольких госпредприятий, с которыми работала «СПИ». Это были не только водочные заводы – московский и калужский «Кристалл», самарский «Родник», иркутский «Кедр», «Туласпирт», но и такие непрофильные организации, как Латвийское морское пароходство и объединение «Артемовск-соль». В середине 1990-х эти акционеры начали распродавать свои доли.

«Ко»: Вы возглавляли совет директоров «Внуковских авиалиний». Почему вы оставили этот бизнес, ведь он был достаточно успешным – только 1996 год компания закончила с прибылью в 45 млрд неденоминированных рублей?

Ю.Ш.: В 1995 году фирма, в которой я был совладельцем, выиграла тендер по покупке контрольного пакета «Внуковских авиалиний», которые контролировали 60% внутренних перевозок. У меня была идея создать мощную авиационную компанию, объединив в один холдинг «Аэрофлот» и «Внуковские авиалинии». Когда по ряду объективных и субъективных причин сделать это не удалось, я вышел из состава акционеров «Внуковских авиалиний».

«Ко»: Группа S.P.I. владеет калининградским заводом на пару с РВВК. Как началось ваше партнерство?

Ю.Ш.: РВВК искала производственную базу, поскольку создавала свой водочный брэнд – «Флагман». С владельцами компании у меня были давние дружеские отношения, и я предложил им приобрести завод на паях. РВВК купила 19% акций компании «Роствесталко». Потом мы переименовали этот завод в «СПИ-РВВК». Кстати, 25% акций завода осталось у государства.

«Ко»: В 1999 году по каналам МВД проходила информация, согласно которой вы будто бы являлись соучредителем компаний «Альфа Спиритс Групп» и «Уорлд Спиритс». Известно, что эти компании некогда входили в холдинг Allied Management, на базе которого образовалась РВВК

Ю.Ш.: Я никогда не был совладельцем этих компаний, и с РВВК меня связывают исключительно партнерские отношения.

 

«$300 тыс. были нормальной ценой…»

«Ко»: Юрий Викторович, почему в 1997 году вы решили учредить ЗАО «Союзплодимпорт», которое затем выкупило торговые марки у ВАО «Союзплодоимпорт»?

Ю.Ш.: На ВАО «Союзплодоимпорт» висели большие советские долги – только бюджету и Минфину ВАО задолжало десятки миллионов рублей. А были еще миллионные долги перед зарубежными партнерами. Я предложил акционерам помощь в разрешении кризисной ситуации, но отклика не нашел. Тогда появилась идея создать ЗАО, с тем чтобы продолжить бизнес. Тем не менее впоследствии мы погасили порядка $10 млн долгов ВАО.

«Ко»: А почему сумма сделки составила всего $300 тысяч? Ваши противники утверждают, что на самом деле марки «Союзплодоимпорта» стоили гораздо больше.

Ю.Ш.: Марки к 1997 году не стоили ничего. Чтобы понять почему, надо обратиться к истории. В 1991 году с подачи Министерства сельского хозяйства товарный знак «Столичная» был аннулирован, и водка в течение пяти лет производилась многочисленными заводами под так называемым государственным контролем. Через пять лет брэнд «Столичная» практически перестал существовать, потому что потребители не воспринимали его нечто стабильное.

Тогда царил настоящий хаос: все выпускали водку в разном дизайне, зачастую ее качество не соответствовало ГОСТу. Причем именно некачественная водка пошла на Запад, в результате чего зарубежный рынок в течение трех – шести лет был развален радикально. Только на складах в Европе скопилось около 3 млн дал водки, ее никто не хотел брать. Потоком шла поддельная водка с Украины и из Латвии.

Когда в 1997 году товарные знаки в России были восстановлены, они не представляли никакого интереса, потому что полки магазинов были забиты нелегальной продукцией. А на Западе все права на «Столичную», «Московскую» и другие брэнды уже не принадлежали России: они были еще в начале 90-х разбазарены Минсельхозом и МВЭС. Поэтому $300 тыс. были рыночной ценой. Учтите к тому же, что в стране был дефолт.

«Ко»: И как вы исправили ситуацию за границей?

Ю.Ш.: Мы потратили почти $50 млн, чтобы выкупить права на товарные знаки. Начали развивать оптово-розничную сбытовую сеть и за пять лет сделали из «Столичной» глобальный брэнд. Сейчас мы продаем свою водку в 76 странах мира, причем в 25 странах у нас собственные торговые фирмы, работающие с розницей напрямую.

«Ко»: Зачем «СПИ» в 1999 году занялась скупкой акций московского «Кристалла»?

Ю.Ш.: Мы делали это в рамках нашей стратегии развития. Но купить удалось только 6%.

«Ко»: Почему в конце 2001 года вы решили прекратить лицензионное производство «Столичной» и других марок в России и занялись отечественным рынком сами?

Ю.Ш.: Начался новый этап продвижения брэнда «Столичная». Сначала мы боролись с нелегальными производителями. На это ушло почти четыре года и несколько миллионов долларов. Мы смогли направить производство водки в относительно цивилизованное русло. Но брэнд по-настоящему существует только в том случае, когда его владелец может контролировать качество продукции на всех этапах производства и когда есть единый дизайн, упаковка, стратегия ценообразования и развития. Как можно было выполнить все эти требования, если на всей территории России «Столичную» по нашей лицензии разливали около 100 предприятий? Поэтому мы вынуждены были сконцентрировать производство на собственных заводах и заняться продажами «Столичной» самостоятельно.

 

«За рубежом наши марки надежно защищены…»

«Ко»: Юрий Викторович, но этим решением вы фактически настроили против себя государство в лице Минсельхоза…

Ю.Ш.: Во-первых, за этим конфликтом стоят интересы не государства, а группы чиновников из спецслужб, некогда работавших в советских внешнеторговых учреждениях, а сейчас связанных с водочным бизнесом. А во-вторых, началось все это еще при правительстве Примакова, когда мы начали борьбу против контрафактной продукции.

Я уже говорил, что до 1997 года у  большинства советских марок владельца не было. Поэтому водку разливали кто хотел и из чего хотел, приклеивая на бутылки этикетки «Столичной», «Московской» и др. 60% рынка было заполнено именно такой водкой подпольного производства. Когда у этих марок появился…

Когда у «Столичной» и других марок появился хозяин – ЗАО «Союзплодимпорт», к нам обратилось правительство Кириенко с просьбой навести порядок на алкогольном рынке, поскольку нелегальная водка в основном разливалась под нашими товарными знаками. Именно тогда вместе с прокуратурой мы начали борьбу с нелегалами. Было возбуждено более 100 уголовных дел. Потом именно это нам и аукнулось!

Первый визит представителей спецслужб в компанию состоялся в конце 1998 года. Тогда старший оперуполномоченный ГУБЭП Садовников, явившись в ЗАО «Союзплодимпорт», попросил разрешить ему ознакомиться с документами по экспортным поставкам и другой хозяйственной деятельности. Затем последовало предложение о помощи, которую некая ассоциация «Холмс» якобы могла оказать нам в борьбе с нелегальными производителями. А дальше – еще более «интересное» предложение: продать несколько марок. На вопрос: «Кому?» – последовал ответ: «Потом узнаете». Мы, естественно, отказались, и именно после этого было возбуждено первое уголовное дело. Оно, конечно, развалилось. Потом были новые уголовные дела, но и они не были доведены до конца. Атаки на «Союзплодимпорт» активизировались после писем министра внутренних дел Рушайло и генпрокурора Устинова на имя Владимира Путина. И закончилось все, как вы знаете, незаконным отъемом собственности на знаки – когда по письму замминистра сельского хозяйства Логинова и при поддержке прокуратуры Роспатент переписал знаки на Минсельхоз. Цель этой кампании понятна – отнять у нас бизнес.

«Ко»: Как реагировал президент Путин на ваше официальное письмо, которое вы отправили сразу после этого события? (Письмо было подписано гендиректором ЗАО «Союзплодимпорт» Андреем Скурихиным. – Прим. «Ко».)

Ю.Ш.: Никак. Никакой реакции не последовало – даже простого ответного звонка из президентской администрации. Вероятно, наше обращение до Путина даже не дошло.

«Ко»: И что вы теперь собираетесь делать?

Ю.Ш.: Будем добиваться правды. Год, пять, десять лет – сколько потребуется. В самом крайнем случае перенесем производство за границу: в Латвию на LB, на Украину, где в советское время несколько заводов выпускали «Столичную». Но я надеюсь, что до этого дело не дойдет.

Понимаете, мы не просто отстаиваем свои коммерческие интересы. В стране создан первый прецедент пересмотра результатов приватизации, произошла настоящая экспроприация собственности. После этого ни один предприниматель не может быть спокойным за свой бизнес. Именно в нашей неуверенности в завтрашнем дне, в отпечатанном в генетической памяти страхе, что «и за мной придут», всегда была сила чиновников. 

Вы что думаете, на нас все остановится? Да теперь любое предприятие нефтяной или газовой промышленности, металлургии – какой угодно отрасли – можно будет отнять. Стоит только «разобраться» в истории его приватизации. Это как цепная реакция: запустить легко, а остановить невозможно.

«Ко»: Но вам все-таки пришлось как-то пересмотреть планы на текущий год?

Ю.Ш.: Что касается наших планов в России, то именно в нашу страну мы собирались

«Ко»: Вы считаете, что начинается новый конфликт бизнеса и власти?

Ю.Ш.: Некогда крупный бизнес пытался делать политику в стране, и это порождало определенные конфликты. По идее бизнесмены не должны вмешиваться в политику, но, к сожалению, это правило действует только в цивилизованных странах. В России, где многие государственные институты не работают и где слаба судебная система, мы вынуждены сами отстаивать свои права, а значит, волей-неволей участвовать в политической жизни. Посмотрите: как только одних «равноудалили» от политики, на освободившиеся места тут же устремились другие. Появился новый слой, претендующий на власть, – «люди в погонах», занимающие чиновничьи кабинеты. Хотя история показала, что в роли управленцев «комиссары» гораздо менее эффективны, чем профессиональные менеджеры. Это породило очередной конфликт: новое чиновничество попыталось подмять бизнес под себя, зарегулировать его, навязать свои неофициальные правила игры. Именно с этим мы все и вынуждены теперь бороться.

«Ко»: Вам пришлось как-то пересмотреть планы на текущий год?

Ю.Ш.: Что касается планов в России, то именно в нашу страну мы собирались инвестировать значительные суммы. Кроме того, в бюджеты разного уровня планировалось заплатить около $100 млн налогов. Правда, сейчас эти цифры могут быть cкорректированы. И виной тому – непрекращающееся давление чиновников.

 «Ко»: А как обстоят ваши дела на Западе?

Ю.Ш.: За рубежом наши товарные знаки надежно защищены. Там мы продолжаем успешно продавать свою продукцию. Мы собираемся увеличить экспортные поставки с 2,5 млн дал в 2001 году до 3,2 млн в нынешнем. Кроме того, мы планируем вложить порядка $100 млн в конкретные проекты во Франции, в Англии, Польше и Литве. Это и новые предприятия, и всемирно известные брэнды.

«Ко»: Неужели конфликт в России никак не повлиял на ваши отношения с зарубежными дистрибуторами?

Ю.Ш.: Ни один из них не высказал намерения пересмотреть контракты с  группой S.P.I. За рубежом наши товарные знаки защищены надежно.

«Ко»: Вы считаете, что это новый конфликт бизнеса и власти?

Это явление порождает очередной конфликт: новое чиновничество пытается подмять бизнес под себя, зарегулировать его, диктовать свои неофициальные правила игры. Именно с этим мы все и вынуждены бороться. И в стороне от этой борьбы не должны оставаться ни крупные бизнесмены, ни средние, ни мелкие. Это угроза для всего общества.

Посмотрите: в нашей стране, как в политической лаборатории, проходили проверку временем практически все мыслимые общественные уклады. Мы пережили и диктатуру, и тоталитаризм. Мировой опыт свидетельствует, что для страны и ее народа нет ничего гуманнее и эффективнее, чем демократия и либеральные ценности. Поэтому граждане России – как, может быть, ни один другой народ – заслуживают того, чтобы пользоваться тем же набором прав, что и любой европеец. Более того, я надеюсь, что настанет  время, когда учиться соблюдению прав человека будут у нас. А для этого наша страна должна сделать решительный шаг вперед. Такие понятия, как «государство для гражданина», а не «гражданин для государства», «власть находится на службе у  народа», а не наоборот, должны стать для общества аксиомами.

«Ко»: Каким вам видится алкогольный рынок России в ближайшие годы?

Ю.Ш.: Знаете, на Западе алкогольный бизнес считается красивым и престижным.

 

S.P.I. – конкурент мировых гигантов

Оборот в 2002 году (план) – $680 млн

Структура группы:

– ЗАО «Союзплодимпорт» (владелец 43 торговых марок водки, в том числе «Столичная» и «Московская»);

– ликероводочные заводы «СПИ-РВВК» (Калининград), Latvijas Balsams (Рига), спиртоводочное объединение «Талвис» (Тамбовская обл.);

– собственные оптово-розничные сети в 25 странах мира;

– непрофильный бизнес (банк, строительная компания, агропромышленная фирма)

Стратегия – развитие S.P.I. как международной торгово-промышленной алкогольной компании

Сильные места – глобальная сбытовая сеть, собственное спиртовое производство

Слабые места – неурегулированный конфликт с Минсельхозом по поводу торговых марок

Конкуренты «Росспиртпром» в России, Absolut, Finlandia и Smirnoff за рубежом

Планы – покупка заводов в Восточной Европе, создание новых и приобретение всемирно известных брэндов

 

Резюме Юрия Шефлера

Возраст - 35 лет

Профессиональный опыт:

- с 1998 г. не занимает никаких должностей, управляет группой S.P.I. как акционер (80% акций);

- 1997 г. – председатель совета директоров ВАО «Союзплодоимпорт»;

- 1995-97 гг. – председатель совета директоров АО «Внуковские авиалинии»;

- 1993-97 гг. – член совета директоров Торгового дома «Садко-Аркада»

Образование – Московский институт народного хозяйства им. Плеханова

Личная информация – женат, имеет 14-летнюю дочь и годовалого сына. В течение15 лет занимается горнолыжным спортом