Ценам на нефть предрекли полет в стратосферу
В минувшие выходные аналитики JPMorgan Chase представили очередной прогноз по нефтяному рынку. В нем они предрекли ценам на нефть небывалый рост — до $380 долларов за баррель. Авторы прогноза считают, что до такого уровня цены могут дойти после ответа России на введенные против нее предельные цены на топливо. Реален ли такой прогноз и ударит ли рост цен по РФ, журнал «Компания» узнал у экспертов.
«Мировые цены на нефть могут достичь “стратосферных” $380 за баррель», — так начинается материал Bloomberg, цитирующий исследование JPMorgan Chase. Далее уточняется: к такому уровню котировки могут приблизиться, если санкции США и Евросоюза побудят Россию сократить добычу сырой нефти. Эксперты напомнили, что страны G7 — Великобритания, Германия, Италия, США, Япония, Франция и Канада — готовятся ввести предельные цены на российскую нефть в попытках повлиять на политику страны на Украине.
В JPMorgan Chase считают, что на предельные нефтяные цены РФ может ответить сокращением добычи топлива. Страна, как утверждается, может сократить ее на 5 млн баррелей в сутки, «не нанося чрезмерного ущерба своей экономике», при этом для большей части остального мира последствия такого решения могут быть «катастрофическими».
Сокращение добычи на 5 млн баррелей в сутки может обернуться ростом нефтяных цен до $380 за баррель. Менее жесткое сокращение — на 3 млн баррелей — подтолкнет цены на нефть до $190, считают в JPMorgan Chase.
Если прогноз реализуется, то цены на топливо установят исторический рекорд. По данным на 14:08 мск, североморская Brent торговалась по $112,09 за баррель, а техасская WTI — по $108,72.
История предельных цен
Пока решения о предельных ценах на российскую нефть со стороны G7 нет. Bloomberg утверждал, что лимит думают установить за счет введения потолка на перевозку и страхование топлива. Такой механизм позволит странам Группы семи перевозить российские нефть и нефтепродукты в том объеме, который не будет превышать заданный порог.
Какими будут предельные цены, пока не решено. В немецком Минэнерго заявляли, что установить потолок цен «только в том случае хорошая идея, если достаточно стран в этом поучаствуют». Канцлер ФРГ Олаф Шольц называл установление предельных цен «очень амбициозной» и «полной вызовов» задачей, а глава Евросовета Шарль Мишель говорил, что это решение нужно принять так, чтобы оно оказывало негативное влияние на Россию, а не на авторов ограничений.
В то же время опасения о новой санкции против России звучат и на территории стран, входящих в G7. Так, в итальянской аналитической компании Nomisma Energia заявили, что подобное решение очень опасно для отрасли и мира в целом.
«Уже сейчас наблюдается нехватка инвестиций, в итоге это (введение предельных цен — прим. ред.) скажется на всем мировом нефтяном производстве. Это ведет к сокращению производства, снижению предложения их, потенциально к новому витку роста цен», — говорил глава компании Давиде Табарелли.
Прогнозы за гранью реальности
Идея стран — участниц G7 о предельных ценах вряд ли будет претворена в жизнь, заявил журналу «Компания» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, бенефициаров у такого решения фактически нет.
«Если предельные цены все же введут, РФ, скорее всего, перестанет продавать нефть странам, которые ограничат цену на российское топливо. Размер снижения добычи в таком случае будет зависеть от числа стран, которые решат присоединиться к потенциальной инициативе G7», — сказал он.
Если предельные цены введут только страны, признанные в РФ недружественными, то добыча в России может упасть примерно на 2–3 млн баррелей в сутки, предположил Кауфман. Для России ущерб в таком случае будет минимальным — рост цен на топливо во многом сможет компенсировать снижение добычи.
«Если к ограничению цен по каким-то причинам решат присоединиться Китай и Индия, то падение добычи на 5 млн б/с выглядит возможным. При этом проиграют от подобной инициативы и РФ из-за существенного падения добычи, и большинство развитых стран из-за неизбежного роста цен на нефть, которые в зависимости от сценария могут, на наш взгляд, достигнуть $180–250 за баррель»,
— Сергей Кауфман.
Аналитики JP Morgan Chase исходят из того, что бюджет РФ выдержит падение добычи на 5 млн баррелей в сутки (на 47% от июньского уровня), говорит главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. «Возможно, это верно с фискальной точки зрения, но для нефтяной отрасли это был бы весьма опасный эксперимент, после которого добыча может не восстановиться. Поэтому такой сценарий мы считаем почти невероятным», — отметил он.
Если добыча и сократится, то менее драматично, полагает эксперт. По его мнению, Россия может снизить ее не более чем на 2 млн баррелей в сутки с июньского уровня. «Отрасль должна с этим справиться, имея похожий опыт 2020 года», — сказал Кокин.
С ценами на нефть эксперт придерживается базового сценария: с Brent — в среднем по $112 за баррель в текущем году и по $97 за баррель в следующем.
Вероятность того, что цены на нефть дойдут до $380 за баррель, крайне мала, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «На мой взгляд, рынок нефти даже к цене в $100 не готов. В среднем цены до конца года останутся в диапазоне от $100–140 за баррель», — сказал эксперт.
Резкого снижения добычи в ответ на санкции в РФ тоже не произойдет, считает он. Пикин напомнил, что страна активно торгует с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, она восстановила добычу почти до 10 млн баррелей в сутки, а летом показатель, вероятно, доведут до 11 млн.
«Мы уже перестроили логистику и большую часть нефти продаем не в Европе. Поставки идут в Азию, Индию, Африку. У нас есть потребители, которые забирают объемы, которые ранее закупала Европа, и этих потребителей с каждым днем становится все больше», — заверил эксперт.