Ценная бумага

19.08.201300:00


Основатель и руководитель Amazon Джефф Безос покупает The Washington Post: мало кем ожидавшаяся новость начала августа. Цена сделки - $250 млн, и эти деньги поступят не из запасов Amazon, а из личных средств миллиардера. То есть это не вопрос поглощения интернет-ресурсом печатного издания, а частный проект человека, сделавшего состояние на нестандартных решениях.

Эта история - не просто сделка и не просто личный проект человека, у которого было все, а теперь есть и газета. Хотя бы потому, что The Washington Post, будучи, как видно из названия, газетой в общем-то городской, по факту является СМИ федерального и даже международного масштаба, причем с долгой - более чем столетней - и славной историей. Достаточно вспомнить, что именно легендарные журналисты The Washington Post Боб Вудворд и Карл Бернстайн были авторами расследования, повлекшего за собой знаменитый Уотергейтский скандал и отставку президента США Ричарда Никсона. Газета занимает почетное седьмое место в рейтинге самых популярных американских изданий.

В последние четыре десятка лет The Washington Post принадлежала семье Грэхэм, что означало прежде всего традиции, традиции и еще раз традиции. Поэтому на редакционном собрании, где официально огласили известие о продаже издания, некоторые из его ветеранов не сдержали слез. А в своем обращении к коллективу уже новый владелец Джефф Безос в первых же строках сообщил, что вмешиваться в повседневную деятельность газеты не намерен, управленческая команда остается на своих местах, и хотя перемены, конечно, грядут, но ценности останутся неколебимы. Кстати, Джефф Безос отклонил все просьбы об интервью в связи с покупкой им The Washington Post, кроме самой The Washington Post.


Грядут перемены

Безусловно, выделяет эту покупку и то, что бумажное издание попадает в руки человека Интернета. Казалось бы, ничто не может красноречивее подтверждать верность прогнозов о неминуемой и скорой "гибели" печатной прессы. Дела The Washington Post и в самом деле шли не то чтобы плохо, но не так хорошо. По данным компании Alliance for Audited Media, ее тираж составляет почти 475 000 экземпляров, что, в общем, по нынешним временам, немало, но на 6,5% меньше, чем годом ранее. И конечно, главный бич - сокращение доходов от рекламы. Ее все меньше в бумажной версии и все больше в интернет-подразделении, которое чем дальше, тем больше становится основной тягловой силой всего СМИ. Так что необходимость что-то делать была очевидна уже давно, неясно было только, что именно, и покупателя на актив искали в течение нескольких месяцев.

Что собирается делать с газетой Джефф Безос, пока неизвестно, нет даже никаких косвенных указаний на суть его планов, но можно не сомневаться в том, что это будет что-то нетривиальное. Просто потому, что все очевидные пути и способы выживания в условиях "агрессии" цифровых технологий газеты мира уже опробовали - кто более, кто менее успешно, но так и не достигли стабильного перевеса.

Точно так же можно не сомневаться в том, что заявления Безоса о неприкасаемости ценностей газеты, возможно, вполне искренние, на веру брать не приходится, поскольку ценности - одни, а вот их понимание и трактовка - почти всегда разные. Вряд ли стоит подозревать Джеффа Безоса в намерении сделать из The Wshington Post рычаг своего политического влияния, хотя примеры такого рода известны. Руперт Мердок, глава собственной медиаимперии News Corp., поступает именно так, совсем недавно, например, пойдя силами своих СМИ в атаку на премьера Австралии.

У Джеффа Безоса такие интересы пока не просматриваются, зато он известен динамичным и оригинальным стилем руководства. Рассказывают, среди прочего, что, если разговор с сотрудником становится ему неинтересен, Джефф Безос просто отключается и принимается набирать эсэмэски. Совершенно очевидно, что мало кому из "старожилов" The Washington Post может понравиться такое или что-то подобное, а равно и любые другие технологические или организационные инновации от главы Amazon.

Так или иначе, обновление The Washington Post будет связано с именем и деятельностью человека, немало способствовавшего развитию Сети, и, разумеется, основано на бизнес-моделях Интернета, как раз и поставивших бумажную прессу в ее нынешнее сложное положение.


Синергия форматов

Представители онлайн-индустрии вообще в последнее время проявляют интерес к профессиональной журналистике, что тоже обращает на себя внимание после многих лет разговоров о том, что пользовательский контент, социальные сети, блоги представляют собой прообраз новой журналистики, которая похоронит старую. А тут, как выясняется, компания Google выделила в этом году средства на финансирование стипендий для восьми человек, обучающихся журналистике. Основатель ресурса Craigslist участвует деньгами в издании книги о журналистской этике. Сооснователь Facebook не так давно приобрел журнал New Republic. Известно также, что покойный глава Apple Стив Джобс очень много сил тратил на то, чтобы консультировать газеты по вопросам адаптации их продукта к эпохе планшетников. Получается, что люди Интернета стараются поддержать традиционную прессу, не сохраняя ее неизменной, а помогая ей войти в новые времена с наименьшими потерями и с оптимальными бизнес-моделями, видя перспективу в синергии форматов.

Попытки симбиоза гигантов прессы и Интернета - дело неоднозначное, непростое и не для всех приемлемое. Yahoo!, скажем, давно самостоятельно пытается заниматься новостями, нанимая на работу профессиональных репортеров и редакторов и, таким образом, по факту позиционируя себя как прямого конкурента традиционным СМИ. Что же касается печатных изданий, то и на их стороне немало подозрений и недоброжелательства по отношению к "цифровикам". Недаром кое-кто из них в свое время назвал Google вампиром, высасывающим кровь из печатных СМИ, за его практику агрегирования новостей на странице Google News. Упреки такого рода в адрес Google в какой-то момент достигли критической массы, так что бывший в то время генеральным директором компании Эрик Шмидт заявил, что Google ощущает "моральную ответственность" за то, чтобы помогать печатным СМИ, поскольку они выполняют важную общественную функцию обеспечения прозрачности. За красивыми словами на самом деле стоит стремление сбить напряжение, но какая разница, если в итоге может появиться формула симбиоза, а не противостояния?

После объявления о сделке The Washington Post с Джеффом Безосом владельцы The New York Times - семья Окс-Сульцбергер - поспешили опровергнуть упорные слухи о возможной продаже их издания и заверить сотрудников в специально разосланном письме, что собственники намерены продолжать деятельность издания "долгие годы". Слухи о продаже The New York Times появляются периодически, и в числе потенциальных покупателей наряду с Майклом Блумбергом и Дональдом Трампом фигурировал одно время Уоррен Баффет.

Это не случайно. В последние два года он скупил более шести десятков газет. Стоит иметь в виду, что Уоррен Баффет и контролируемая им Berkshire Hathaway занимаются инвестициями, то есть покупают активы не для того, чтобы ими владеть, а для того, чтобы в будущем, грубо говоря, перепродать с выгодой для себя, то есть дороже цены покупки. Так что финансовый интерес Уоррена Баффета к бумажной прессе однозначно говорит о том, что он, один из самых удачливых и прозорливых инвесторов в мире, рассматривает ее как ценный актив.