Центр научной фантастики
Концерн «Научный центр» (КНЦ), входящий в состав АФК «Система», намерен купить крупнейшего системного интегратора Украины – «Квазар-Микро». Детали сделки, а также ее сумма пока не разглашаются. «Квазар-Микро» – частная компания, ее владельцем является украинский предприниматель Евгений Уткин. Оценки экспертами оборота «Квазар-Микро» сильно расходятся: называются цифры от $70 млн до $200 млн. Столь большая разница объясняется отсутствием информации о том, какие производственные мощности находятся в собственности компании. Основной доход украинской компании приносит сборка и дистрибуция компьютеров.
Гендиректор КНЦ Александр Гончарук с энтузиазмом строит компанию номер один на ИТ-рынке России, в которой одну из ведущих ролей должен играть «Квазар». За два года Гончарук собирается увеличить оборот КНЦ почти на порядок. Доход концерна в прошлом году составил около $100 млн, а в 2004-м этот показатель по бизнес-плану должен приблизиться к $500 млн. К концу 2005-го предприятия КНЦ, уверяет Гончарук, заработают $700 – 900 млн.
Сегодня в КНЦ входит Strom Telecom (доход за 2003-й – $45 млн), завод «Микрон» и предприятия, выпускающие микроэлектронную продукцию (около $44 млн), а также Sitronics (до $10 млн). Бизнес-план КНЦ довольно прост: в этом году компании просто удвоят обороты (до $200 млн), а в отчетности появится «Квазар-Микро», стоимость которого оценивается по максимуму – в $250 – 300 млн. К концу 2005-го КНЦ присоединит к себе технопарк, который строится ныне на базе Радиотехнического института им. А.Л. Минца (см. статью на стр. 34). Таким образом, через год-два появится компания, которая, по мнению Гончарука, будет стоить не менее $1,5 млрд. Тогда КНЦ выйдет на биржу или продаст крупный пакет иностранному инвестору, например немецкой компании Siemens, с которой «Система» 8 июля подписала договор о стратегическом партнерстве. Основной владелец АФК – Владимир Евтушенков – и прежде отдавал предпочтение участию немецкого капитала в своих проектах.
Российские компьютерные компании относятся к подобным заявлениям снисходительно. Некоторые из них считают эти планы чем-то вроде пиаровской акции, адресованной лично Евтушенкову. АФК «Система» еще в 1999 году пыталась стать лидером на ИТ-рынке, купив холдинг «Анкей».
«Руководство АФК поставило перед нами задачу стать лидером российского компьютерного рынка», – признавался в интервью четыре года назад управляющий компании «Система-Информбизнес» (бывшая «Анкей») Игорь Крохин. Однако ничего не получилось. Топ-менеджеры «Системы» утверждают, что прежде в «Анкее» был слабый менеджмент, да и ресурсы АФК концентрировались на телекоммуникационном рынке. Теперь же приоритетным стал рынок информационных технологий и электроники. Евгений Уткин заявил на пресс-конференции в Киеве, что через год его компания войдет в тройку лидеров на российском ИТ-рынке. Леонид Гольденберг, президент группы компаний «Аквариус» и Национальной компьютерной корпорации, не понимает, на чем основаны подобные заявления, поскольку «Квазар-Микро» не сертифицирована в России и не имеет трехлетнего опыта работы, необходимого для участия в тендерах. «Если бы они заявили, что собираются достичь этих результатов через три года, то тогда бы я серьезно подумал, где и сколько мы можем потерять, – замечает Гольденберг. – Результаты любого проекта на ИТ-рынке проявляются не ранее, чем через год. Да и то они часто являются негативными».
Валерий Шандалов, президент компании ОПТИМА, сомневается, что меньшая зарплата сотрудников «Квазара» является конкурентным преимуществом. «Заказчиков интересуют в первую очередь профессионализм, опыт сотрудников, качество и сроки исполнения проектов», – подчеркивает Шандалов. Он также считает, что приход «Квазар-Микро» в Россию через некоторое время может привести к повышению расценок на украинском рынке системной интеграции.
Гончарук воспроизводит агрессивную стратегию развития через поглощение мелких компаний и их консолидацию, которая принесла успех МТС. Однако, если число операторов связи всегда ограничено количеством лицензий, то компьютерный рынок, во-первых, является открытым, а во-вторых, все наиболее крупные корпоративные заказчики уже поделены. Приобрести долю ИТ-рынка практически невозможно, но не сложно перед лицом акционеров выдать желаемое за действительное. В конце 1990-х годов это удавалось многим технологическим компаниям.