Центробанк занялся лицензированием МПС

25.04.200000:00

СРОК действия валютной лицензии Министерства путей сообщения, разрешающей монополии использовать в расчетах с экспедиторскими компаниями и железными дорогами иностранную валюту, истекает 1 мая. Результатом нового порядка, при котором взаиморасчеты за поставки экспортно-импортных грузов и международные перевозки будут осуществляться в рублях станут существенные финансовые потери всех участников транспортной цепочки.

Разрешение Центробанка, о котором идет речь, появилось как временный документ. Однако в строгом соответствии с пословицей оно стало практически постоянным, возобновляясь каждый год. Дело в том, что по законодательству расчеты внутри страны должны производиться в рублях. Однако в ряде отраслей, где применяются валютные тарифные и ценовые планы, рублевые расчеты крайне неудобны, поскольку приводят к увеличению расходов на конвертацию. Поэтому в 1997 году Центробанк в виде исключения разрешил некоторым организациям, в частности "Газпрому", МПС и "Транснефти", производить часть расчетов в валюте и затем каждый год продлевал валютную лицензию.

В нынешнем году срок действия "временного" разрешения истек 1 апреля. Позже, однако, начали происходить странные вещи. Если, например, у "Газпрома" валютная лицензия по-прежнему действует (и регулярно продлевается), то Министерство путей сообщения внезапно столкнулось с проблемами. Центробанк нашел в себе силы продлить действие лицензии еще на месяц, но на большее, похоже, транспортной монополии рассчитывать не приходится.

Проблема заключается в том, что если ЦБ не изменит своей точки зрения, экспедиторские компании после получения валютного платежа будут вынуждены относить деньги в банк для конвертации, прежде чем расплатиться с МПС. Банк, в свою очередь, продаст валюту на бирже, взяв за свои услуги комиссионные. Даже если финансисты возьмут с транспортников "по-божески" (предположим, 1%), для многих экспедиторских фирм этого будет вполне достаточно для банкротства: доходы компаний-резидентов (без учета налогов) составляют 0,7 - 1% от стоимости тарифа. Ясно, что умирать никто не захочет: фирмы будут вынуждены поднять тарифы. Легко предсказать и реакцию грузоотправителей: они наверняка обратятся в компании, зарегистрированные в офф-шорных зонах, которые по определению имеют более выгодные финансовые условия существования. По оценкам экспертов, в месяц потери экспедиторов-резидентов могут составить более 100 млн рублей.

Получается, именно "иностранцы", которые не платят налогов в федеральную казну, и окажутся в выигрыше от нового порядка расчетов. В связи с этим группа крупнейших экспедиторских компаний - в частности, "СФАТ-сервис", "Трансрейл", "Северсталь", "Русский мир" - обратилась с челобитной к министру по антимонопольной политике Илье Южанову. Однако антимонопольное ведомство уже не раз демонстрировало "стремительность" реакции (например, в случае с нашумевшей алюминиевой сделкой). Есть основания полагать, что и на этот раз МАП вряд ли проявит оперативность в решении вопроса. Впрочем, в конечном счете все зависит от Центробанка. Связана ли неучтивость главного банка страны по отношению к железнодорожной империи с предынаугурационной лихорадкой или это рассчитанный удар - пока неясно и выяснится в ближайшие недели.