Top.Mail.Ru
архив

«Цены на газ социально занижены…»

В этом месяце правительство намерено провести расширенное совещание по реформированию газового рынка. Ожидается, что свою концепцию на совещании представит и РСПП. Руководитель рабочей группы по реформе газовой отрасли Борис Титов рассказал «Ко» об основных положениях концепции.

 

Реформаторы газового рынка никак не могут добраться до правительства. В декабре кабинет министров трижды собирался провести совещание на эту тему, однако всякий раз мероприятие приходилось переносить из-за настойчивых просьб «Газпрома». Руководство газовой монополии просило тайм-аут для разработки своих предложений по реформированию отрасли.

На прошлой неделе вице-премьер Виктор Христенко обозначил новый срок проведения совещания – середина февраля. Если участников все же удастся собрать, то на совещании будут рассматриваться четыре концепции развития газового рынка – Минэкономразвития, «Газпрома», ФЭК и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Рабочая группа в РСПП была образована в январе прошлого года. В ее состав вошли как представители производителей газа (в том числе «Газпрома», «Итеры») и нефтяных компаний, так и потребители – РАО «ЕЭС», производители минеральных удобрений, металлургические компании. В начале этой недели РСПП намеревается направить в правительство свою концепцию.

РСПП выделил специальный бюджет на подготовку научной базы для принятия концепции реформирования, проанализировав как текущее состояние отрасли, так и ее перспективы. Институт энергетических исследований РАН подготовил для РСПП работу «Влияние цен на газ на экономику страны». В ней спрогнозирована такая кривая цены на газ, при которой темпы роста экономики будут укладываться в прогнозные цифры Минэкономразвития, а в газовой отрасли в то же время будет достаточно инвестиционных ресурсов.

Согласно концепции РСПП цена на газ в регулируемом секторе рынка с 2004 по 2010 год вырастет незначительно – с $22 – 23 за 1000 куб. м до $31 – 34. Зато сама доля регулируемого рынка за это время уменьшится с 240 млрд куб. м. газа до 75 млрд куб. м. Доля нерегулируемого сектора в этот же период увеличится со 120 млрд куб. м до 325 млрд. куб. м газа; при этом цены в 2004 году будут колебаться в пределах $43 – 45 за 1000 куб. м, а в 2010 году подскочат до $55 – 60 за 1000 куб. м. Объем потребления газа на внутреннем рынке, по прогнозам РСПП, вырастет с 360 млрд куб. м до 400 млрд куб. м.Подробнее об этой концепции «Ко» рассказал вице-президент РСПП, руководитель рабочей группы по реформе газовой отрасли Борис Титов.

 

«Ко»: Чем обоснованы такие высокие цены на газ на свободном рынке?

Борис Титов: Если сравнивать нашу реформу с реформами газовой отрасли, которые проводились в западных странах, то либерализация и демонополизация газового рынка там происходит ради снижения внутренних цен. Самая успешная реформа газовой отрасли была осуществлена в Великобритании. Но надо сказать, что и там она проводилась в условиях острой дискуссии между правительством и монополистом – компанией BritishGas. Реформирование длилось 10 лет, и только энергичные действия Маргарет Тэтчер позволили успешно его завершить. Цены на газ на внутреннем британском рынке упали. Сегодня в Великобритании самые низкие цены на газ для населения во всей Западной Европе. Но в Европе значимость социального фактора не столь велика, как в России. У нас другая задача. Либерализация – это освобождение рынка, то есть приведение рынка в состояние равновесия между спросом и предложением. У них либерализация привела к выравниванию цен вниз. У нас, ясно, либерализация приведет к выравниванию вверх. Потому что цены на сегодняшний день социально занижены.

На самом деле и в России тоже не всегда были столь низкие цены. В 1997 – 1998 годах цена на газ доходила до $50 за 1000 куб. м. И только после дефолта цены в рублевом эквиваленте снизились в шесть раз. С тех пор государство регулирует цены, препятствуя их росту. Сдерживание цен на газ и было одной из основ экономического роста, который мы наблюдали после дефолта. Кроме того, на нерегулируемый внутренний рынок будет значительно влиять внешний рынок. У ПРАВИТЕЛЬСТВА есть прогноз, как будет развиваться европейский газовый рынок, и МЫ рассчитали внутреннюю цену уже с учетом экспорта.

Мы считаем, что объем регулируемого рынка должен расти очень быстро, но при этом цены на нем должны увеличиваться очень медленно. По нашим предложениям темпы роста цены на газ не должны превышать темпов роста доходов населения. Тогда государство получит гарантию того, что в социальной сфере и экономике не будет никаких катаклизмов. А зарабатывать деньги на инвестиционные программы «Газпром» должен на свободном рынке. Деньги в развитие газовой отрасли пойдут, их будет достаточно.

По нашим расчетам, экономика страны эти цены выдержит. Исключение составят две отрасли – производство минеральных удобрений и черная металлургия. К 2010 году на регулируемом рынке останутся в основном бюджетники, и если государство решит сохранить эти две отрасли, то они тоже смогут частично закупать газ по регулируемым ценам.

Вот вам пример. Сегодня российские производители азотных удобрений используют для производства тонны базового продукта – аммиака – в среднем 1200 куб. м газа. А западные компании, использующие при производстве аммиака современные технологии, – 850 куб. м. К тому же новые предприятия они строят в основном в регионах газодобычи – в Катаре или, к примеру, в Тринидаде. В итоге российские производители минеральных удобрений становятся неконкурентоспособными. Если мы хотим, чтобы российские заводы по производству минеральных удобрений продолжали существовать, да при этом еще и экспортировали свою продукцию, мы должны кардинально модернизировать отрасль. А для этого нужно время.

«Ко»: А чем ваша концепция объясняет сравнительно низкий рост потребления?

Б.Т.: Низкому росту потребления будет способствовать реализация программы газосбережения. Наша программа предусматривает, что все потребители должны четко знать, сколько газа и когда они получат с внутреннего рынка по фиксированной цене, а сколько им придется докупать на свободном рынке.

«Ко»: Вы планируете законодательно зафиксировать изменения в пропорциях между регулируемым и свободным рынком?

Б.Т.: Мы хотим, чтобы государство заключило долгосрочный контракт на закупку у «Газпрома» объемов газа, которые будут поставляться в регулируемый сектор. Сейчас таких контрактов нет – вместо них используются система лимитов и цена, которую фиксирует ФЭК.

Кроме того, государство должно заключить контракт с потребителями на поставку объемов газа по заранее фиксированным ценам.

«Ко»: Согласен ли РСПП с предложением Минэкономразвития выделить диспетчерские управления и трубопроводную систему из структуры «Газпрома» с последующим их преобразованием в 100-процентные дочерние компании газового концерна?

Б.Т.: Фактически да. Но ЦДПУ и транспортные активы, по нашему мнению, должны быть сосредоточены в единой организации. Назовем ее «Ространсгаз». Мы считаем, что без структурных изменений на газовом рынке не обойтись. Потому что в одной организации не могут сосуществовать естественная монопольная составляющая и рыночная составляющая. Монополизировав естественную монопольную часть, «Газпром», по существу, монополизировал и рыночную часть.

Мы считаем, что «Ространсгаз» пока должен быть стопроцентной «дочкой» «Газпрома». В противном случае мы не сможем гарантировать устойчивого газоснабжения в переходный период. Кроме того, это очень сложный организационный юридический момент. Чтобы выделить, продать, реструктуризировать активы из состава «Газпрома», нужно набрать согласно уставу 75% голосов. Государство сейчас даже не обладает контрольным пакетом (государству принадлежат 38,7% акций «Газпрома». – Прим. «Ко») – только если совместно с менеджментом «Газпрома». Конечно, если государство захочет провести такое решение, оно сможет добиться своего, но это потребует внутреннего перераспределения активов. Кроме того, мы считаем, что ЦДПУ должны выделиться из состава «Газпрома» немного раньше, чем транспортные активы, – в 2004 году. А транспортная составляющая может быть преобразована в 2005 году.

У нас есть еще одно предложение – создать организацию «Координатор рынка газа», которая должна отвечать за взаимодействие между субъектами свободного рынка и транспортными организациями, следить за соблюдением Сетевого кодекса, участвовать в подготовке транспортных тарифов и в создании торговых площадок.

Другой вопрос, который мы должны решить, – разделение тарифов на транспортировку газа. Нужно сделать две основные вещи: изменить систему установления тарифов и ввести понятие «долгосрочный доступ к трубе». В Сетевом кодексе необходимо зафиксировать условия, которым должен удовлетворять производитель газа. Если независимый производитель выполняет все условия, то транспортная компания не имеет права отказать ему в доступе к трубе. Даже если у «Ространсгаза» не хватит мощностей для обслуживания этого производителя газа, он обязан эти мощности построить.

Теперь по поводу изменения системы установления тарифов. Сегодня «Газпром» старается транспортировать по кратчайшему маршруту только свой газ или продукцию своих хороших знакомых. А вот тем, кто приходит со стороны, достается окольный маршрут. Им говорят, что транспортировать газ по кратчайшему пути нет возможности: «Все мощности заняты, труба заполнена, идите вокруг». Тарифы должны базироваться на себестоимости прокачки. Кроме того, они должны включать в себя определенную рентабельность, в том числе инвестиционную составляющую (ее должна установить ФЭК).

Нам нужно уходить от системы установления тарифов в зависимости от расстояния. Сейчас расчетная единица тарифа – 1000 кубометров за 100 км прокачки. Мы предлагаем другой способ: тариф «точка входа – зона (точка) выхода». Потребителя не должно волновать, как его газ будет транспортироваться. Он должен закачать газ в точке А, чтобы он вышел на предприятии в зоне B. Должен быть специальный прейскурант тарифов, по которому можно рассчитать, что вход в точке А стоит столько-то, а выход в точке B – столько-то. При сложении этих сумм получается стоимость транспортировки.

«Ко»: Как вы относитесь к предложению «Газпрома» сохранить у себя «трубу» и передать ее транспортной компании только на правах долгосрочной аренды?

Б.Т.: Мы против. Арендные отношения не подразумевают прозрачности себестоимости транспортировки. Почему мы хотим выделить «Ространсгаз» в отдельное юридическое лицо? Во-первых, мы должны предоставить равные условия доступа к транспортировке газа всем субъектам рынка. Второе, и это самое важное: мы должны четко и ясно знать, какова себестоимость прокачки. Отделить затраты, которые идут непосредственно на транспортировку, от всех остальных затрат «Газпрома». В принципе сегодня государство вменяет «Газпрому» в обязанность считать затраты отдельно. Но наши эксперты посмотрели внутренние инструкции «Газпрома» по раздельному учету – это огромные документы, где все написано очень условно и «по-советски». Реально сегодня у «Газпрома» нет четкой системы разделения затрат.

«Ко»: Согласен ли РСПП с предложением дать «дочке» «Газпрома» – «Газэкспорту» статус спецэкспортера, через которого будут продавать газ и независимые производители?

Б.Т.: Мы заинтересованы в том, чтобы экспортные цены оставались высокими, поэтому поддерживаем предложение о создании единого экспортного канала. «Газэкспорт» может это обеспечить. При этом все независимые производители должны получить право экспортировать определенную часть своей продукции на комиссионном договоре с «Газэкспортом». Объемы, которые они могут экспортировать, должны быть пропорциональны их доле в общем объеме добываемого в России газа.

«Ко»: А внесение изменений в налогообложение газовой отрасли концепцией предусматривается?

Б.Т.: Реформа налоговой системы должна стимулировать газодобычу и газосбережение. Мы считаем, что надо уходить от акциза на реализацию газа, перераспределив налоговую нагрузку между дифференцированным налогом на пользование недрами и акцизом на потребление, который позволит государству создать механизм социальной защиты отдельных групп населения и отраслей промышленности. Стимулировать газосбережение можно через снижение налога для тех, кто реализует программы газосбережения, тем самым снижая объем потребления газа

«Ко»: Алексей Миллер входит в состав бюро РСПП. Как в «Газпроме» относятся к концепции РСПП?

Б.Т.: Пока не знаю. Правда, они участвовали в разработке этого документа.

«Ко»: На каком уровне?

Б.Т.: На последнем этапе – на уровне начальников департамента «Межрегионгаза».

«Ко»: Не слишком-то высокий уровень… Может быть, топ-менеджмент «Газпрома» так себя ведет, потому что ему не слишком-то и нужна реформа газового рынка?

Б.Т.: Не знаю. Не буду комментировать, почему так произошло.

«Ко»: Возможно ли такое, что на следующей встрече президента с членами РСПП будет затронут вопрос либерализации газового рынка?

Б.Т.: Это зависит от того, учтет ли правительство нашу концепцию. В феврале в правительстве состоится совещание, на котором будет продолжен поиск компромиссного решения по реформе. После обсуждения это решение должно быть оформлено в виде постановления, которое и определит основные направления реформы. Неизвестно только, как долго продлится обсуждение.

Мы будем добиваться, чтобы наш голос был услышан в правительстве. И если президента будет интересовать этот вопрос, то он вполне может стать темой для обсуждения на следующей встрече с президентом. Пока такая встреча не назначена. Члены бюро РСПП были опрошены на предмет того, какой вопрос им хотелось бы обсудить на следующей встрече с президентом. На следующем заседании РСПП станет ясно, какие вопросы являются насущными и когда мы будем просить президента о следующей встрече.

«Ко»: Как вы считаете, кто будет курировать «поиски компромисса» по газовой реформе?

Б.Т.: Состав команды будет зависеть от ситуации. В случае с реформированием электроэнергетики этим занимался менеджмент РАО «ЕЭС», с реформой МПС, можно сказать, тоже менеджмент. А в «Газпроме» менеджмент пока не совсем адекватно реагирует на реформу, поэтому в данном случае может быть принята какая-то другая схема.

«Ко»: Сколько времени есть у «Газпрома» и государства на проведение газовой реформы?

Б.Т.: Не более трех-четырех лет.

Еще по теме