Цены упали на Россию

Ситуация на нефтяном и алюминиевом рынках складывается явно не в пользу российских экспортеров. Даже если ОПЕК снизит наконец квоты на 0,7 млн – 1 млн барр./день, цены 2000-го – первой половины 2001 года восстановить все равно не удастся. Картель только рискует уменьшить свою долю на рынке – уговорить экспортеров, не входящих в ОПЕК, присоединиться к сокращению добычи не удалось. Впрочем, нехорошо и оставлять квоты на нынешнем уровне: превышение предложения над спросом будет расти, а цена барреля начнет стремиться к $16. Организация ОПЕК оказалась в патовой ситуации, осознав тот неприятный факт, что цена нефти по большому счету регулируется не могущественным картелем, а ФРС и темпами роста мировой экономики. Рецессия и снижение учетной ставки в США оказались факторами, неподвластными ОПЕК. До того как начнется восстановление темпов роста экономики, вернуть цены на прежний уровень может только обострение военно-политической ситуации в Персидском заливе.

Нефтяные компании отвечают на изменение ситуации преимущественно сокращением издержек. British Petroleum, чей доход в третьем квартале 2001 года упал на 20% (относительно 2000 года), а прибыль после налогообложения – на 42% (несмотря на рост добычи), не рассчитывает на рост цен и вводит программу усиления «инвестиционной дисциплины», сохраняя неизменными свои цели: увеличивать в течение пяти лет добычу на 5,5% в год. Низкая цена нефти, говорит финансовый директор BP Джон Баханан, открывает возможности для поглощений и избавления от лишних активов.

Доходы группы Royal Dutch/Shell снизились примерно на 17%, а прибыль – на 29% (как и у Exxon Mobil). Гораздо сильнее пострадали находящиеся в процессе слияния Chevron и Texaco (снижение доходов и прибыли на 24% и 87% соответственно). Председатель совета директоров Shell Филип Уоттс говорит, что прогноз относительно нефтяных цен остается неясным из-за сочетания ослабевающего спроса и неясной ситуации у производителей. Сама Shell снизила темпы роста добычи, ссылаясь на возросший риск добычи нефти в странах – членах ОПЕК. Российские нефтяники пока о программах снижения издержек не объявляли. Это на Западе акции нефтяных компаний сразу падают, если они не отвечают на снижение доходов урезанием инвестиционных программ (так пострадала Shell). Тем не менее опыт выживания при $10-12/барр. в 1998 году российскими нефтяниками не забыт, и при необходимости антикризисные программы будут развернуты весьма оперативно. Пока же нефтяники экономят только на одном: они пытаются добиться от правительства снижения экспортных пошлин в соответствии с утвержденной шкалой. Правительство пока не определилось.

Ситуация на алюминиевом рынке ничуть не лучше. В этом году спрос на алюминий снизится на 4 – 5% – такого не было уже 20 лет. Западные участники рынка предсказывают своей отрасли острую рецессию. Российские алюминщики отвечают на плохую конъюнктуру по-разному: «Русал» скупает крайне далекие от профильного производства активы и экономит на зарплатах (правда, доля зарплаты в себестоимости не превышает 10%). Снижением издержек алюминщики занимаются активно, как никто другой. В основном это касается расходов на электроэнергию (приобретение электростанций, индивидуальные договоры) и железнодорожные перевозки (формирование собственных транспортных компаний, индивидуальные льготы от МПС).

А недавно алюминиевые заводы, входящие в «Русал» и СУАЛ, опубликовали «черновик обращения к правительству». Они просят правительство снизить железнодорожные тарифы, уравнять рост энерготарифов с ростом цен на алюминий, отменить 5-процентную экспортную пошлину на алюминий и провести переговоры о снятии 6-процентных европейских импортных пошлин на российский алюминий. Лоббисты отрасли рисуют поистине катастрофическую ситуацию, в которой оказались производители алюминия, тогда как акционеры компаний спокойно покупают непрофильные активы. Впрочем, привлечение внимания к налогообложению алюминиевой отрасли может выйти алюминщикам боком (по расчетам Центра развития, налоговая нагрузка на добавленную стоимость у металлургов почти вдвое ниже, чем у тех же нефтяников).

Западные компании реагируют на кризис перепроизводства иначе. Alcoa покупает 8% акций крупнейшего китайского производителя алюминия Chalco (Aluminium Corporation of China производит четверть китайского алюминия) за $300 млн – $500 млн. Это что-то вроде «вступительного взноса»: в ряде дочерних компаний Chalco Alcoa получит более благоприятные условия, а главное – откроет для себя растущий китайский рынок. Alcoa вообще двинулась в Азию: по словам руководителей компании, нынешняя экономическая ситуация открывает перед ними очень хорошие возможности в Китае, Корее и других странах. О новых сделках может быть объявлено в ближайшие полгода.

В целом краткосрочный прогноз для алюминиевого рынка остается крайне плохим. Спрос на алюминий в США продолжает сокращаться практически с начала года, а в Европе – с лета. Автомобильная отрасль едва ли восстановится быстро. Следующей жертвой из числа клиентов алюминиевых компаний стали авиакомпании. Затем спад затронул строительную индустрию. В итоге сегодня тонна алюминия стоит $1300. Некоторые современные заводы способны получать прибыль и при $800 за тонну. Однако для большинства «точкой выживания» считаются $1100 за тонну. И если цены упадут ниже, то правительствам действительно придется принять активное участие в мировом споре о том, у кого больше лишних мощностей. А в России всегда наготове мощный фактор поддержки – девальвация.