Цифровая канализация
Информационные технологии в странах бывшей Югославии развиваются очень специфично. Маленький внутренний рынок и невысокий уровень жизни населения не в состоянии обеспечить заказами национальные технологические компании. Для достижения успеха они должны «встроиться» в международные корпорации, выгодно продав свои знания и опыт. Более других в этом преуспели хорватские компании.
У республик, некогда входивших в единую Югославию, разное историческое прошлое. Словения и Хорватия с XVI века до окончания первой мировой войны входили в состав Австро-Венгерской империи. Сербия, Македония, Босния и Герцеговина около четырех веков находились под владычеством Османской империи: турецкие войска вошли в Белград в 1521 году и покинули его только в 1877-м. Многовековое раздельное существование бывших «братских» народов – сербов, хорватов и словенцев – образовало между ними пропасть. Как ни старались власти единой Югославии («Большая» Югославия просуществовала с 1918 по 1990 год с перерывом на период гитлеровской оккупации. После второй мировой войны на территории Югославии было образовано социалистическое федеративное государство) преодолеть разрыв между индустриальными Словенией и Хорватией и остальными аграрными республиками Югославии не удалось.
Сегодня положение дел в независимых государствах, прежде входивших в СФРЮ, совершенно различно. В Македонии, Боснии и Герцеговине главная задача – выживание. О больших экономических достижениях в этих странах говорить не приходится – им пока не до информационных технологий (ИТ).
Сербия, во времена Милошевича находившаяся под политическим и экономическим давлением США и их европейских союзников, до сих пор не восстановила полностью свои транспортную и энергетическую инфраструктуры.
Зато Хорватия и Словения всерьез увлечены развитием ИТ-сектора. Продажи компьютерной техники увеличиваются, количество Интернет-пользователей стабильно растет. Однако при этом каждая из стран развивает технологии по-своему.
Кто заплатит за «Электронную Хорватию»?
Хорваты назвали развитие информационных технологий «приоритетной задачей, стоящей перед страной». Государство продекларировало готовность создать правовую среду для развития электронного пространства, приняло Закон об электронной цифровой подписи, разработало проект «Информационные и коммуникационные технологии». Этот проект наряду с другими 19 направлениями вошел в помпезный план «Стратегии развития Хорватии в XXI веке». Задача «Стратегий» – содействовать экономическому росту, открывать новые рынки, создавать рабочие места. Правительство Хорватии, парламент и аппарат президента заявили о своей готовности стать «электронными». А все базы данных (БД) общего пользования, которые создавались в различных министерствах и ведомствах, будут выложены в Сеть.
«Высокий показатель ВНП невозможен без высоких технологий», – говорит руководитель группы разработчиков проекта профессор Лео Бодин. Однако Бодин не знает, когда именно правительство приступит к реализации программы и с чего начнет. Российские чиновники подобный период «розового» оптимизма уже миновали. Россияне имели возможность убедиться в том, что БД различных ведомств не стыкуются, и разобраться в них может только тот, кто их создавал.
При реализации крупномасштабных проектов неизбежно возникает вопрос о том, кто их будет оплачивать. В нашей стране миллиарды рублей на «Электронную Россию» пойдут из бюджетов всех уровней, формируемых за счет экспорта энергоносителей. В Хорватии же ни граждане, ни бюджет, ни собственные предприниматели профинансировать подобный проект не в состоянии, поэтому осуществить его предполагается за счет… иностранных инвестиций. Риторика хорватских властей рассчитана на европейских чиновников: страна стремится в ЕС, и хорватские официальные лица демонстрируют владение модной лексикой и свою готовность к созданию «информационного общества», если им помогут.
Несколько веков назад европейские города гордились своими системами канализации и свысока смотрели на соседей, которые канализации не имели. Сегодня Хорватия изо всех сил старается доказать, что у нее есть «канализация» (информационные технологии). В Хорватии доступ в Интернет из дома бесплатен. Издержки переложены на плечи крупных проводных операторов. Подобная политика приносит свои плоды: количество пользователей Интернета в стране составляет 450 тыс. человек (около 10% населения).
В Словении же доступ в Интернет дорог. Однако высокие цены на услуги связи позволяют телекоммуникационному бизнесу расти очень быстрыми темпами: 18,5% населения страны пользуется Интернетом, каждый второй словенец владеет компьютером. Новой правительственной программой предусмотрена установка Интернет-киосков в библиотеках, на вокзалах и в других публичных местах. Несмотря на такое глубокое проникновение Интернет-технологий, «новая экономика» в Словению пока не пришла. Онлайновые банковские сервисы и электронная коммерция развиты слабо. Аналитики исследовательской компании IDC считают, что в ближайшее время предпринимательская активность в сфере Интернет-услуг увеличится.
Бизнес двадцатилетних
Хорватия хотела бы стать «силиконовой долиной» на Адриатике. По данным СЕА (Croatian Employers Association), объем всего компьютерного рынка в стране составляет $350 млн в год. В 1700 хорватских компьютерных компаниях (включая фирмы, торгующие компьютерами) работают от 7 тыс. до 8 тыс. сотрудников. Иными словами, в средней хорватской компьютерной компании работают 4 – 5 человек. Естественно, такие маленькие предприятия не могут стать движущей силой технологического развития страны. Поэтому основные надежды хорваты возлагают на пришествие иностранных «мануфактур».
Министерства науки и технологии Хорватии и Германии уже создали в хорватском Сплите совместный центр новых технологий, инноваций и предпринимательства. Компьютерный издательский дом Vidi и калифорнийская компания United Experts объявили о запуске проекта по превращению побережья Адриатики в очередную «силиконовую долину». В качестве важнейших достоинств побережья называют уникальную природу и сказочные пейзажи. По мнению United Experts, продуктивность работников hi-tech повышается на 20%, когда окна офиса выходят на синее море и зеленые острова.
«Зачем создавать венчурное предприятие в Мюнхене, – говорят сотрудники United Experts, – если в Далмации есть хорошие волоконно-оптические сети, высокопрофессиональный и недорогой технический персонал, а также все сопутствующие услуги. Небольшого стартового капитала, собранного по знакомым и родственникам, вполне достаточно для того, чтобы просто хорошая идея начала приносить стабильный доход». Для руководителей компаний и не стесненных в средствах инвесторов отдельно расписываются яхты в красивых бухтах и налаженные транспортные связи с Европой.
Примерами типичных новых хорватских предприятий могут служить Интернет-провайдер Globalnet, разработчик программного обеспечения –компания Epsilon и системный интегратор M-San (инвестиционный фонд Croatia Capital Partership и ЕБРР вложили в M-San $4,2 млн).
Globalnet – первый в Хорватии частный Интернет-провайдер. Компании удалось привлечь 20 тыс. пользователей, но затем Globalnet оказалась в кризисе, поскольку рынок проводной телефонии в Хорватии не либерализирован и до сих пор контролируется государством. Globalnet удалось выжить за счет предоставления доступа в Интернет по беспроводной связи. Одновременно она предлагает услуги по разработке и поддержке сайтов. Всеядность лидера косвенно свидетельствует о неразвитости местного рынка и невысоком, несмотря на правительственные декларации, спросе на предлагаемые услуги.
Небольшая компания Epsilon, состоящая из нескольких программистов, выделилась из сотен похожих «артелей» благодаря контракту с Ericsson Nikola Tesla – структурным подразделением международного телекоммуникационного гиганта Ericsson. CEO Epsilon Боян Добранович расказывает, что его компания специализируется на разработке ПО для электронного бизнеса и мобильной телефонии. Epsilon создает решения для беспроводной связи, а также разрабатывает набор инструментов для построения Интернет-порталов.
Хорваты – с Ericsson, словенцы – с Siemens
Самый известный хорватский ученый – Никола Тесла (1856 – 1943). Его эксперименты в области электричества и радио были замечены Томасом Эдисоном, который пригласил Теслу в свою американскую лабораторию. Однако вскоре между учеными возник спор о том, какой электрический ток должен использоваться в сети – переменный или постоянный. Система постоянного тока Эдисона требовала строительства мощных станций через каждые несколько миль. Тесла же предложил предпринимателям более дешевый переменный ток. Конфликт между учеными зашел столь далеко, что Тесла отказался от Нобелевской премии, которую с ним должен был разделить Эдисон.
Предприятие Nikola Tesla было cоздано в Хорватии в 1949 году. В 1953-м компания заключила первое лицензионное соглашение с Ericsson. В дальнейшем сотрудничество хорватов со шведами расширялось год от года. Nikola Tesla получала лицензии на каждое новое поколение техники Ericsson. В 1958 году компания начала поставлять в Советский Союз телефонную и телеграфную технику, предназначенную для международной, междугородной, местной и ведомственной телефонии. Это партнерство позволяло нашей стране обходить запреты CoCom (Координационный комитет по экспортному контролю, западная международная организация, контролировавшая в годы «холодной войны» поставки высокотехнологичного оборудования в СССР и соцстраны).
К моменту распада СФРЮ в компании Nikola Tesla работали 3 тыс. человек. Ericsson приняла активное участие в приватизации компании и в 1995 году получила 49,07% ее акций. За прошедшие семь лет Nikola Tesla прекратила сборку телекоммуникационного оборудования и свернула производственные мощности, сосредоточившись только на разработке ПО для мобильной и фиксированной связи. Разработанное хорватами ПО использовалось, в частности, в сети мобильной связи третьего поколения, запущенной в Токио и пригородах японской столицы осенью 2001 года. Фактически Ericsson Nikola Tesla интегрировалась в международную корпорацию, став ее структурной частью.
По словам президента Ericsson Nikola Tesla Аке Энелла, центр разработок компании в рамках корпорации Ericsson назначен ответственным за ПО и сервисы для мобильной телефонии третьего поколения. Компания также занимается программным обеспечением для GSM-сетей, мобильного Интернета и мультисервисных сетей. Оборот Ericsson Nikola Tesla в 2000 году составил около $120 млн. Компания продолжает поставлять оборудование в Россию – на экспорт в РФ приходится более 20% продаж. Причем если в самой Хорватии продажи Ericsson Nikola Tesla падают, то объем экспорта в 2001 году удвоился по сравнению с 2000-м. Отмечая значимость российского рынка для компании, Аке Энелл тем не менее связывает особые надежды с экспортом в другие европейские страны.
Успешным конкурентом Ericsson Nikola Tesla в России является словенская компания Iskratel, сотрудничающая с Siemens. Первая автоматическая телефонная станция для Любляны была изготовлена в Берлине на предприятии Siemens & Halske AG. Предприятие «Искра» было создано в 1947 году в городе Крань. В лучшие годы на «Искре» работали 33 тыс. – 36 тыс. человек. Они производили телефоны, телефонные станции, компоненты для микроэлектроники, бытовую технику. Первая большая телефонная станция была поставлена в СССР перед Олимпийскими играми 1980 года, и с тех пор поставки техники стабильно растут. После распада Югославии на месте единого производственного объединения «Искра» возникли десятки компаний. Одно из них – Iskra Telematica – создало совместно с Siemens компанию Iskratel. По словам Богдана Зупана, заместителя главы представительства компании в России, общий объем продаж Iskratel в 2001 году составил около $200 млн. Из них на рынок СНГ приходится 60 – 70%. Одним из основных покупателей Iskratel в России является «Связьинвест». Iskratel выиграла его тендер по поставке оборудования в региональные телекомы.
Долина долине – рознь
Словосочетанием «силиконовая долина» в последние годы стали называть технопарки, которые создаются благодаря венчурным инвестициям в технологические отрасли. Настоящая Силиконовая долина раскинулась от Сан-Франциско до Сан-Хосе в Калифорнии, США. Здесь в 1913 году был собран первый ламповый усилитель, а позднее изобретены микропроцессор, персональный компьютер и т.д.
В Швеции есть «силиконовая долина» на Балтике, созданная компанией Ericsson в городке Щиста (см. «Ко» №39 от 15 октября 2001 года). Болгария хотела бы стать «силиконовой долиной» на Черном море – болгары утверждают, что именно в здешних НИИ в социалистическом прошлом разрабатывали программное обеспечение (ПО) для советских космических проектов. Индийский технопарк в Бангалоре – тоже «силиконовая долина», правда, специализирующаяся в основном на разработке программного обеспечения.
Экономическое и технологическое развитие стран Юго-Восточной Европы
| Хорватия | Словения | Югославия (Сербия и Черногория) | Босния и Герцоговина | Македония |
Население, млн чел. | 4,6 | 1,9 | 10,6 | 4,2 | 2,0 |
ВНП , $ млрд | 19,03 | 21,4 | 20,6 | 6,2 | 7,6 |
Среднемесячный доход, $ | 435 | 547 | 87 | 200 | 151 |
Уровень безработицы (%) | 22 | 11,8 | 30 | 40 | 35 |
Количество телевизоров (млн) | 1,6 | 0,7 | 2,9 | 0,8 | 0,4 |
Кол-во мобильных телефонов (млн) | 1,7 | 0,4 | 0,7 | 0,2 | 0,1 |
Кол-во ПК (тыс.) | 485 | 869 | 650 | 130 | 41 |
Кол-во Интернет пользователей (тыс.) | 480 | 352 | 280 | 40 | 18 |
Источник: IT Croatia