Цифровой тимбилдинг
Металлургия в последние годы заменила аналоговое управление на цифровое, внедрила IT-инструменты планирования производства с детальным распределением задач и отслеживанием их выполнения, цифровые платформы для клиентов и поставщиков — в этих сферах выгоды очевидны и давно подсчитаны. Также цифровизация добралась и до административных служб — здесь роботы взяли на себя рутинные задачи, освободив время сотрудников, чтобы они переключились на решение более комплексных задач, в чем сегодня помогает искусственный интеллект. Реально ли благодаря цифровым инструментам не только повысить эффективность рабочих процессов, но и объединить сотрудников огромных компаний, подразделения которых разбросаны по всей стране или даже миру? Практика показала, что это возможно через корпоративные социальные сети.
Тренд на объединение
Тренд на развитие корпоративных соцсетей (КСС) зародился в мире около 10 лет назад. По данным Gartner, уже сейчас каждая вторая американская компания пользуется собственными площадками. Их разработка и поддержка требует регулярных миллионных инвестиций, однако и дивиденды соответствующие: рост вовлеченности сотрудников, сокращение расходов на командировки, связь (вплоть до 60 %) и документооборот.
До России тренд КСС добрался позже, однако бизнес сразу оценил все плюсы. Более 50 % российских предприятий, вложившихся в КСС, рассказали в опросе HeadHunter, что заметили повышение качества работы персонала, а еще 30 % обратили внимание, что КСС помогли создать сплоченную команду сотрудников.
Так что же такое КСС? Это закрытая социальная сеть, объединяющая тысячи сотрудников одной компании, работающих в разных точках страны или мира. Для крупного бизнеса КСС уже стали частью корпоративной культуры и свидетельством того, что руководство слышит каждого и готово обеспечить своим людям лучшие условия для работы и жизни.
Компании, решившиеся на запуск собственной КСС, как правило, идут по простому пути — берут за основу готовую платформу и заполняют контентом и функционалом под собственные потребности. Этот вариант дешевле и быстрее. Но есть и другие примеры — когда соцсеть создается с нуля и эволюционирует не только под текущие потребности компании, но и с прицелом на ее будущий рост. Речь про Mobi2U, которую уже пять лет развивает Трубная Металлургическая Компания (ТМК) — ведущий производитель стальных труб.
В ТМК входит около 10 крупных и несколько десятков средних и небольших предприятий и свыше 60 тысяч сотрудников по всей стране — для нее вопрос объединения людей, работающих в разных регионах, формирование у них чувства сопричастности, понимания, что они работают в большой компании, всегда был одним из главных. И решает его компания через все виды локальных каналов коммуникации: от корпоративных газет и журнала до корпоративного ТВ и бренд-медиа «Трубник-Online».
Эволюция идеи
Начиналась Mobi2U, как это часто бывает, очень утилитарно. В 2017 году ТМК проводила в Сочи ежегодный XIII форум «Горизонты» — масштабное общекорпоративное мероприятие, на котором в течение недели молодые сотрудники презентуют ведущим экспертам и топ-менеджерам компании свои инновационные проекты, а также участвуют во множестве развивающих и командообразующих активностей. Специально для него разработали мобильное приложение, где можно было зарегистрироваться, изучить деловую программу, отслеживать свой личный календарь.
Опыт оказался удачным, и пользователи приложения — сами сотрудники компании — предложили продолжить его работу на постоянной основе. Инициативу поддержал совет директоров, и разработка стала инструментом корпоративных коммуникаций. «Потенциал приложения был очевиден, и то, что инициатива о его развитии исходила от сотрудников, еще раз подтвердило необходимость его развития. Приложение стало полноценным инструментом продвижения общекорпоративных ценностей, объединило регионы и города, познакомило сотрудников с деятельностью их коллег из других производственных блоков, придало новый импульс нашей совместной работе благодаря постоянному обмену идеями и опытом», — отмечает заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом — директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.
Название для площадки подбирала рабочая группа — оно должно было быть емким и отражать суть продукта. «Mobi2U для всех нас больше, чем просто приложение в смартфоне. Это пространство, которое мы стремимся сделать нужным и любимым для каждого работника», — отмечает руководитель группы внутренних коммуникаций корпоративного университета ТМК2U Любовь Силкина.
Сначала в ленте приложения выходили 5–7 постов в день о новостях производства, спорта и успехах сотрудников во внешних мероприятиях. Но разработчики довольно быстро поняли, что одной информационной ленты для многотысячного штата недостаточно. Тем более, что опрос Ipsos для Microsoft показал, что 40% сотрудников различных компаний уверены в эффективности взаимодействия с коллегами через внутренние соцсети. КСС — идеальная платформа для брейншторма, сплочения, лояльности и более быстрого обучения новичков.
Так в Mobi2U появились развлекательные рубрики, за участие в которых можно получить награду — внутреннюю валюту под названием mobit’ы. Потратить их можно в специальном Mobi-магазине, купив корпоративный мерч и полезные гаджеты. Сотрудники быстро освоили цифровые деньги и только за один 2020 год потратили в онлайн-магазине 221 620 mobit’ов.
Кроме того, появилась лента личных постов — Mobi-view, в которой сотрудники делятся своими увлечениями, новостями своих подразделений и просто хорошим настроением. Сегодня в Mobi-view выходит более 20 000 постов от пользователей ежемесячно.
А когда началась пандемия, все увидели истинную роль такого приложения. Ведь оно стало не только носителем информации, где публиковали новости о вирусе, о введенных мерах для безопасности сотрудников, статьи по снижению тревожности и интервью с врачами, но и в буквальном смысле объединило людей, многие из которых работали дистанционно.
Mobi2U — это, прежде всего, платформа для рабочих процессов, которая развивается вместе с самой ТМК. Развитие приложения всю дорогу шло по двум направлениям: разработка нового функционала и масштабирование.
8514
пользователей у платформы Mobi2U среди сотрудников ТМК в 2019 году
50 135
пользователей у платформы Mobi2U сейчас
20
постоянных рубрик на платформе Mobi2U
92 860
комментариев оставлено за 2022 год
222
тыс. mobit’ов потратили в 2020 году в Mobi-магазине
Цифровой тимбилдинг
ТМК продолжает самостоятельно заниматься развитием Mobi2U — за это отвечает Корпоративный университет ТМК2U. Контентом тоже заведуют сотрудники ТМК2U с помощью сети Mobi-корреспондентов с предприятий.
Сначала это были в основном HR-специалисты. Когда их число перевалило за 20, ТМК2U разработал специальную программу, с помощью которой можно научиться писать тексты в разных жанрах, в том числе и для внутренней соцсети. Сейчас руку на корпоративном пульсе держат более 50 Mobi-корреспондентов, ежедневно публикуются порядка 20 новостей.
«Сегодня Mobi2U — основной источник оперативной информации о большинстве общекорпоративных мероприятий, таких как форум „Горизонты“, который объединяет до тысячи участников в очном формате, или чемпионат рабочих профессий «Игры мастеров», в котором в этом году было уже порядка 600 конкурсантов и экспертов. Сотрудники уже отвыкли от бумажных носителей и следят за своей программой с мобильного устройства, записываются на воркшопы, отслеживают изменения в тайминге, оперативно реагируют на вопросы организаторов и коллег. А те, кто не принимает участие, — следят за онлайн-трансляциями», — говорит Елена Позолотина. Причем совершенствуется приложение в том числе за счет пользователей, которые регулярно подают новые идеи.
В Mobi2U учитывается мнение и голос каждого сотрудника. На платформе проходят внутренние голосования, опросы, конкурсы, она позволяет сплотить сотрудников в рамках голосований за проекты компании на внешних конкурсах. Приложение освещает и корпоративные мероприятия, включая спортивные (в Mobi2U можно посмотреть трансляцию турниров по мини-футболу, волейболу и других соревнований и событий), а также рассказывает о корпоративных предложениях: от банковских продуктов до отдыха в пансионатах.
Кроме того, в приложении есть порядка 20 постоянных рубрик, часть из которых являются авторскими. Например, рубрика «Пульс» о производственных достижениях или рубрика «Здоровье2U», в которой публикуются посты о здоровом образе жизни, правильном питании, приглашения на вебинары с известными фитнес-тренерами, диетологами, а также вдохновляющие истории коллег, которые смогли достичь значимых результатов в улучшении своего здоровья.
Приложение объединило более 50 тысяч сотрудников, поместив их в одно инфополе, где можно общаться на все темы и быть в курсе последних событий в компании. Для более кулуарного диалога можно создать специальные чаты и каналы — все как в других популярных мессенджерах. Причем этот функционал позволяет сотрудникам включить в себе блогера — тематический канал от эксперта в своем деле неизбежно привлечет к себе внимание коллег и руководства.
О чем говорит этот кейс? О том, что созданная с нуля под собственные потребности соцсеть не только эволюционирует вместе с компанией, но и несет в себе ее ДНК. И это позволяет сделать ее не формальной, а по-настоящему востребованной соцсетью, а жизнь сотрудников превратить в один непрекращающийся цифровой тимбилдинг. И не нужно никаких KPI.