Цифровые галлюцинации
Помощь сбоку
Посильную помощь кинотеатрам могут оказывать только самые заинтересованные в переходе на «цифру» игроки – киностудии. Модель такой поддержки называется VPF (Virtual Print Fee), или платеж за виртуальную копию. Фактически студия – производитель фильма отчисляет кинотеатру, покупающему цифровую копию картины, часть средств, сэкономленных на печати пленки. Обычно речь идет о 50% от стоимости печати пленочной копии. Подобная практика очень распространена в США, где этими деньгами готовы делиться мейджоры. В настоящий момент, по словам гендиректора «Невафильм» Олега Березина, существует практика разовых отчислений, но публично она не афишируется. Первым официальным соглашением должен стать договор между ЦПШ и «Синема Парк», согласно которому каждый кинотеатр сети будет получать за заказанную цифровую копию до 500 евро в зависимости от картины. Со своей стороны «Синема Парк» обязуется сделать цифровыми не менее 50% своих залов к 2012 г., а к 2015-му довести этот показатель до 100%. Учитывая тот факт, что «в цифре» работает уже 40% залов в кинотеатрах сети «Синема Парк», «добрать» до оговоренных с ЦПШ 50% им будет несложно. Кроме того, сеть ведет переговоры и с другими кинопродюсерами. По словам первого заместителя гендиректора сети «Синема Парк» Кирилла Иванова, переговоры «Синема Парк» с мейджорами находятся на разных стадиях, но эксперт уверен, что заключение соответствующих соглашений – лишь вопрос времени. Так, по данным участников рынка, Warner Bros. уже выплачивает VPF крупнейшей в России сети «КАРО Фильм», которая является одновременно и дистрибьютором этой компании. В «КАРО Фильм» не стали комментировать этот вопрос, сославшись на коммерческую тайну. В сети в настоящий момент функционирует 40 цифровых кинозалов, при этом к концу текущего года компания планирует увеличить их количество до 55, в результате чего «цифрой» будут оснащены более 30% экранов.
Однако не все сети согласны на такие требования киностудий. «Нас смутило условие, что 50% экранов сети должны быть цифровыми. Мы не считаем это приемлемым для себя. С нашей точки зрения, раз переход на цифровой формат инвестируется исключительно самими кинотеатрами, никто не вправе диктовать им какие-либо условия, а получается, что студии косвенно их навязывают, пытаясь ускорить процесс «цифровизации», – отмечает заместитель гендиректора «Киномакса» Ирина Туманова. По словам эксперта, даже если сеть будет работать по модели VPF со всеми прокатчиками и мейджорами, это не даст ей какой-либо существенной финансовой поддержки. В результате «Киномакс» использует цифровые копии только по 3D-релизам, а остальные фильмы показывает исключительно на пленочных копиях. «Больше двух проекторов ставить в один кинотеатр невыгодно, и если, к примеру, в позапрошлом году полностью загрузить 3D-зал было невозможно, то сейчас 3D-релизы однозначно полностью покрывают репертуарную сетку одного зала», – добавляет Туманова. По мнению экспертов, имеются и более существенные сложности при продвижении цифровых технологий в кинотеатрах. «В России есть две проблемы. Притом что залов мало (по сравнению с другими странами), очень большое количество игроков – кинотеатральных операторов (около 450). Поэтому для студий этот процесс сложен в плане администрирования, и они не стремятся заключить такие договоры со всеми, только с большими сетями», – отмечает Олег Березин. Однако, по его словам, из-за высокой стоимости кредитов модель не становится стимулом для приобретения необходимого оборудования, потому что денег от VPF не хватит даже на погашение процентов по кредиту.
Последнее слово техники
Цифровой кинозал вовсе не предполагает, что в нем могут демонстрироваться лишь картины, снятые на цифровую камеру. «Один и тот же фильм, как и музыкальную композицию, можно записывать на пленку, цифру. Это просто разные решения. При этом любую ленту, снятую на пленку, можно оцифровывать», – объясняет Олег Березин. По его словам, 95% картин проходят стадию цифрового форматирования, чтобы с ними можно было работать в период монтажа и цветокорректуры. Однако производители остро заинтересованы в том, чтобы распространять цифровые копии, которые можно показывать только в цифровых кинозалах. Так, со временем цифровые копии не затираются, то есть даже после большого количества сеансов зритель смотрит фильм в том же качестве, что и на премьерном показе. Кроме того, цифровые копии лучше защищены от пиратства: к каждой есть определенный ключ воспроизведения (KDM). Но главное – выпуск цифровой копии обходится студиям гораздо дешевле. В частности, печать одной пленочной копии стоит $1000 – 1400, в то время как затраты на цифровую копию составляют всего около $50 – 100.
«Любая достаточно ушедшая вперед технология неотличима от чуда».
Артур Кларк
Экономия студий оборачивается гигантскими расходами для кинотеатров, вынужденных за свой счет устанавливать у себя цифровое оборудование. По данным экспертов, полный комплект нужной техники для одного зала стоит 100 000 – 130 000 евро, а поддержка 3D обойдется еще в 20 000 – 25 000 евро. Примечательно, что в США и Европе процесс «цифровизации» кинотеатров идет параллельно с российским. По словам Олега Березина, там количество цифровых залов тоже колеблется на уровне 25% от общего числа, однако за рубежом создание цифровых залов поддерживается на государственном уровне. «Наша страна – единственная в числе развитых стран, где государство не оказывает никакой помощи развитию цифровых кинотеатров и где кинотеатры устанавливают оборудование только за свой счет», – констатирует эксперт. Около полутора-двух лет назад департамент кинематографии Минкультуры пытался провести через экспертизу Минэкономразвития программу развития цифрового кинопоказа, однако инициативу завернули. По словам генерального директора «КАРО Фильм» Игоря Ильчука, отечественный кинобизнес уже давно ведет разговоры о снижении таможенных пошлин на цифровые кинопроекторы и серверы, однако пока вопрос так и не решен: кинотеатры вынуждены платить еще около 20% пошлины за оборудование, а также НДС. «Мы общаемся по поводу поддержки на разных уровнях с представителями власти, в частности, о том, что цифровые проекторы не что иное, как высокотехнологичное оборудование, которое должно ввозиться по льготным режимам, но помощи пока не получили», – сетует Кирилл Иванов. В итоге именно работа с киностудиями остается единственной надеждой цифровых кинотеатров, тем более что в последнее время стало появляться все больше фильмов исключительно в цифровом виде.
Вся надежда на 3D