Top.Mail.Ru
архив

Цирк – это серьезно

Что есть цирк? Большое искусство, большая культура, способная, кстати сказать, зарабатывать большие деньги, - то, чем славился советский цирк? Или же вечно дотационная развлекаловка для детей дошкольного возраста с соответствующим уровнем юмора, трюков и сервиса? В последние годы в умах сограждан вторая точка зрения едва не возобладала. В немалой степени повинен в этом был и сам российский цирк: раздираемый династическими конфликтами веселый цех и сам не заметил, как устарел - и морально, и физически…

Команда профессионалов, возглавившая Российскую государственную цирковую компанию в 2010 году, убеждена - настало время разбудить Спящую красавицу. Благо и свежие идеи для этого есть, и талантливые артисты.
   ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОСГОСЦИРКА, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ АЛЕКСАНДР КАЛМЫКОВ тридцать лет занимался постановкой цирковых представлений и вплоть до назначения на новую должность работал художественным руководителем компании. Сегодня мозговой штурм в главном офисе Росгосцирка начинается с девяти утра и нередко затягивается до позднего вечера: спорить, обсуждать - можно и нужно, если это идет на пользу общей цели.
   "В ближайшие несколько лет нам предстоит выполнить сложнейшую задачу - не только привести в порядок все здания и имущество цирков, но и в корне изменить отношение зрителя к этому искусству. Образно говоря, мы сейчас начинаем два "ремонта". Во-первых, большинство из наших 42-х цирков (от Калининграда до Владивостока) нуждаются в реконструкции, и она оценивается в 26 млрд руб. Каждый год Минэкономразвития выделяет Росгосцирку примерно 0,5 - 1 млрд руб. на реконструкцию. Но чтобы процесс не затянулся на четверть века, чтобы мы максимум за 5 - 6 лет смогли привести в порядок все наши здания, необходимо не менее 5 - 6 млрд руб. ежегодно. Этот вопрос сейчас решается, будут изыскиваться средства в бюджете, ведь деньги инвестируются в нашу национальную гордость, у нас 10 млн зрителей ежегодно! И необходимо создать все условия, чтобы эти люди к нам шли с удовольствием. В цирке не может быть холодно или душно, колготки не должны рваться об сиденья образца 1970-х, в туалетах должно быть чисто, а в буфетах - быстро и вкусно.
   Второй "ремонт" - собственно циркового искусства - не менее значим. Надо сделать современный цирк интересным для всех. Цирк по сути своей эклектичен, он обязан быть разноплановым. Пусть на этом поле расцветают все цветы - авангард и классика, модерн и философия, романтика и экстрим. Пусть все самое современное, включая технологии завтрашнего дня, соседствует здесь с тем, что проверено временем, пусть это взаимно переплетается, и создается нечто целое, новое, неожиданное - то, чего не было никогда. Вот такой цирк будет интересен и востребован.Сегодня новые идеи могут принести не только режиссеры, но и художники, дизайнеры, композиторы. И хорошие артисты театра, кино, разговорного жанра легко могут - и должны! - работать в одной упряжке с цирком.
   И у нас есть люди, знающие, как сделать цирк актуальным и интересным. Павел Брюн, замечательный режиссер, много лет отработавший в цирке "Дю Солей", в настоящее время создает иллюстрированный синопсис и анимационные модели спектакля, основанного на опере Моцарта "Волшебная флейта". Еще одну интересную идею воплощает талантливый режиссер Екатерина Морозова - ставит спектакль "Леонардо". Снова в цирке, снова с нами легендарный Валентин Александрович Гнеушев. Он пришел, чтобы внести свой вклад мастера в цирк XXI века.
   Цирк обязан стать качественным, конкурентным продуктом. А талантливые артисты - они есть, и немало. Просто в минувшие годы у многих опустились руки - от бесперспективности, от безденежья… И свою сегодняшнюю задачу я вижу такой: вернуть их, спровоцировать на творчество, дать все возможности для него, в том числе, разумеется, и финансовые. Мы существенно повышаем зарплаты артистов, как минимум в два с половиной раза. Деньги эти должны поступать не из московской кассы, а из прибыли - из тех сумм, которые труппа самостоятельно заработала на гастролях. Вообще, возможности для бизнеса у цирка, даже с учетом того, что организация остается государственной, есть, и их немало. Например, в будни цирки практически пустуют, и сегодня мы обсуждаем возможность работы там 3D-кинотеатров. Это прибыльный механизм, но в него тоже надо сначала вложиться. Будем развивать направление сувенирной продукции. Разработка эффективного маршрута движения программ по всей стране, исключение пауз, простоев и неразберихи - еще одно мощное средство повышения доходов. Думаю, будущее цирка - это государственные арены, на которых работают самостоятельные команды - и как артисты, и как предприниматели".
   ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА РОСГОСЦИРКА СЕРГЕЙ НЕСТЕРОВ - заслуженный артист России. Однако в обновленной компании он занимается менеджментом, логистикой, юридическими вопросами. Совместить все эти амплуа - задача не из легких. Но отступать, по его собственным словам, некуда. Да и творческий подход помогает.
   "Мы решаем три основных задачи. Это, во-первых, наладка работы "конвейера" движения наших программ по стране так, чтобы у артистов не было простоев. Росгосцирк - слишком большой и сложный организм, чтобы им было можно единолично "рулить" из Москвы, не всегда хорошо зная местную специфику. Поэтому мы стремимся делегировать как можно больше полномочий на места. Начали подписывать с прокатчиками программ годовые контракты с заранее утвержденными маршрутными листами. При этом финансовое бремя по обеспечению артистов и животных также ложится на плечи прокатчиков: по скромным подсчетам, это даст Росгосцирку экономию до 60 млн руб. в год. Возникает вопрос: зачем в таком случае это нужно прокатчикам? А дело в том, что вдобавок к обязанностям они получают также и максимум прав, полномочий, гарантий, возможность организовывать рекламную кампанию и зарабатывать так, чтобы по итогам получить достойную прибыль. Разумеется, на это способны только профессионалы. А случайные в этом бизнесе люди сразу отсеиваются, и это тоже несомненный плюс для всех заинтересованных сторон.
   Во-вторых, мы намерены обеспечить каждого сотрудника компании финансовой страховкой. Это делается впервые за все 90 лет существования отечественного цирка. И то, что это не было сделано раньше - нонсенс: все же профессия связана с серьезными рисками. Отныне страховая сумма, гарантированная компанией, а это полмиллиона рублей, даст артисту чувство социальной защищенности, чтобы все свои проблемы он оставлял за кулисами.
   Наконец, мы внедряем единый электронный документооборот. В стране протяженностью от Балтийского до Японского моря это единственная возможность иметь реальную картину деятельности компании. Сюда входят и электронные билеты с возможностью продажи через Интернет, и электронно-цифровая подпись для документов, и видеосвязь, и многое другое. Думаю, в течение полутора лет компания начнет управляться в режиме реального времени. Кроме того, мы будем внедрять надежное, внятное планирование, а также качественную аналитику, изучение рынка, спроса, желаний нашего зрителя. Разумеется, в ходе реформы всему старому и отсталому придется потесниться. Фамилия, династия сами по себе, конечно, имеют свою цену. Но если кроме династии у артиста за душой ничего нет, если его номер скучен, творчество устарело, не востребовано, с этими людьми нам предстоит расстаться. И в ряде случаев процедура в моральном плане окажется довольно болезненной.
   Но сразу оговорюсь: революций и штурмов не планируется. Сломать систему - легко. Куда сложнее модернизировать ее постепенно, но неуклонно, чтобы каждое последующее решение принималось обоснованно, шло в развитие всех предыдущих. И это возможно сделать только коллегиально, в условиях полной открытости, взаимного уважения, адекватной соревновательности. Чем мы сейчас и заняты".
   
   С распадом СССР цирк утратил существенную часть многомиллионной аудитории ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня восстановлением этих контактов занимается заслуженный артист России, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РОСГОСЦИРКА БОРИС МАЙХРОВСКИЙ: "На международном рынке наш цирк потеснили, причем сразу с нескольких позиций. Мы почти потеряли Северную и Южную Америку, часть Европы, большой кусок Юго-Восточной Азии. Мы сильно проиграли по качеству как представлений, так и артистов: ездили, прямо скажем, кто попало и абы с чем. Соответственно, изменилась и ценовая планка, и само отношение к русскому цирку. В погоне за сиюминутной копеечной прибылью пострадали многие вечные ценности, наработанные потом и кровью.
   Конечно, дело не только в "происках врагов". Если талантливый артист, сотрудник компании, получает у себя в стране грошовую зарплату, удержать его от каких-то частных гастролей немыслимо.
   С этой практикой мы сейчас боремся, и довольно успешно. Достойные гонорары за труд, социальные пакеты, страховки - и артист начинает дорожить своим местом работы. И за рубеж он ездит как сотрудник Росгосцирка, и налоги со своих заработков платит в отечественный бюджет. А мы обеспечиваем артистам поддержку при работе за рубежом: увы, раньше нередки были случаи, когда наших "самодеятелей" банально обманывали, не платили денег, нарушали условия контрактов.
   А интерес к нашему цирку за рубежом по-прежнему велик. Ведется активная переписка со Скандинавскими странами: Финляндией, Швецией, Норвегией. Есть перспективы для работы больших коллективов в Южной Америке. В марте с успехом начались гастроли артистов Росгосцирка в ЮАР. В июле, в рамках V Фестиваля российской культуры, начинаются гастроли в Японии.
   Кроме того, нам предстоит принимать активное участие в различных международных фестивалях и конкурсах. Впервые нам предложили участвовать в фестивале в Бухаресте. Очень интересный и ответственный фестиваль под названием "Гавана" пройдет в августе на Кубе. Далее нас ждет Восточная Европа, фестиваль цирка "Залевски" в Варшаве. Нас приглашают в Италию, Китай, Голландию, Францию…
   Если говорить об уже состоявшихся недавно престижных форумах, наши артисты по традиции заняли призовые места на фестивалях в городе Латина (Италия), в Монте-Карло, Будапеште, испанском Альбасете...И к себе ждем гостей: к примеру, в сентябре - на фестиваль цирковой режиссуры в Петербурге".
   
   ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РОССИИ, ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА СЕРГЕЙ МАКАРОВ, будучи знатоком "науки о цирке", главную ставку делает на кадры: "Необходимо налаживать отношения между всеми артистами цирка - "нашими", "не нашими", не важно. Потому что в противном случае все эти мелкие конфликты, амбиции отдельных лиц сильно бьют и по творчеству, и по бизнесу, и по системе цирка в целом. Сейчас эти отношения восстанавливаются как внутри страны, так и с заграницей. Зарубежные импресарио знают и уважают Александра Калмыкова как надежного партнера, ведь это талант - едва ли не столь же редкий, как артистический.
   Когда у нас было создано цирковое училище, оттуда пошел мощный приток талантов. Но пробиться, блеснуть им не давали - клановость! А уж артистам-самородкам, особенно из далеких регионов, и вовсе некуда было податься. Естественно, люди либо уезжали, либо бросали профессию, молодежь теряла интерес к цирку. Кстати, на этом огне неплохо погрели руки иностранные искатели талантов. Поэтому сейчас мы планируем создавать при постановочных цирках филиалы Московского циркового училища. В стране более 90 самодеятельных коллективов, есть уникальные люди и номера - все они должны найти поддержку Росгосцирка и иметь возможность доступа на "большую" арену. И главная мечта, которую мы пытаемся реализовать, - создать Университет циркового искусства. Это должен быть полноценный комплекс, включающий все ступени: цирковую школу, куда отбираются талантливые дети, цирковой "техникум" - среднее образование, где уже идет подготовка артистов и номеров. И, наконец, высшее образование, где будут готовиться режиссеры и руководители цирка".
   
   ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РОССИИ, РЕЖИССЕР ЦИРКА ВАЛЕНТИН ГНЕУШЕВ предлагает молодому поколению "распробовать" свою программу - "ЭКО-цирк". Тема экологии, казалось бы, вполне "взрослая". Но Гнеушев готов опровергнуть эту точку зрения.
   "Цирк всегда очень точно отражает интересы дня сегодняшнего. Поэтому я и хочу лексикой цирка привлечь внимание зрителя к вопросам экологии. Хороший праздник обязан нести в себе хорошую мораль - здоровья, чистоты, радостного труда. Поэтому я и пытаюсь в своем проекте отразить потенциал любви к земле, на которой мы живем.
   Много где в мире уже пришли к этому пониманию цирка, вообще такой роли культуры. Мы же фактически бежим вдогонку. Сейчас у нас умные, состоявшиеся люди, желающие воспитать своих детей в духе любви к родному краю, вынуждены для этого вывозить их за рубеж, как правило, навсегда… Мы при этом теряем само понятие Родины. И те, кто инвестирует деньги в этот проект, отлично понимают - они вкладываются в будущее своей земли, в здоровье следующих поколений. Кстати, расхожее мнение, что экологические проекты - всегда затратные, лучше всех опроверг, пожалуй, фильм "Аватар" с его 3D-технологиями и огромным коммерческим успехом".
   
   ОСНОВАТЕЛЬ ВСЕМИРНОГО ФЕСТИВАЛЯ КЛОУНОВ, ДИРЕКТОР ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ЦИРКА, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ АНАТОЛИЙ МАРЧЕВСКИЙ за заграницу как раз спокоен: приезжали и будут приезжать с удовольствием. Куда больше его волнует судьба цирка у себя в стране.
   "Я рад, что сегодня в Росгосцирк пришли молодые профессиональные руководители, которым небезразлична судьба циркового искусства. Уверен, общими усилиями мы добьемся хороших результатов. Но это должна быть не только наша задача, но и государства. Пора уделить внимание содержанию зданий и качеству программ именно в регионах, ведь, к примеру, цирки в Москве обслуживают 1,5 - 3% населения, а екатеринбургский - 30%.
   В цирк ходят семьей. Поэтому должен быть государственный заказ на постановку социально значимых спектаклей, отражающих темы нравственности, патриотизма, добра, экологии. Общество будет таким, каким мы его сформируем".
   
   "Реорганизация уже давно назрела, - уверен ДИРЕКТОР УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА ОЛЕГ МИХАЙЛИЩЕВ. - Но важно, чтобы правительство понимало, что система Росгосцирка уникальна: в ней множество предприятий, филиалов, и все они - звенья одной неразрывной цепи, и каждое очень много значит на своем месте. Руководители регионов хотят материально поддерживать цирки этой системы, но в настоящее время это запрещено законодательно. Мы надеемся, что вопрос о возможной помощи циркам со стороны регионов будет рассмотрен и законодательно решен. Будет цирк крепок внутри - будет силен и за рубежом".
   

   ЧТО ТАКОЕ РОСГОСЦИРК
   В Росгосцирк входят 42 стационарных цирка, несколько зооцирков и шапито, а также 4 коллектива "Цирк на сцене", 3 коллектива "Цирк на льду", 2 коллектива "Цирк на воде", "Цирк лилипутов", "Театр морских животных", "Золотое турне братьев Шатировых", "Цирк братьев Запашных", "Цирк "Кракатук".
   В компании работают свыше 8000 человек, из которых 2500 - артисты, занятые в 830 номерах и 48 аттракционах. В цирковых программах участвует около 6000 животных.
   Московский цирк на проспекте Вернадского, цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге, Казанский и Ижевский цирки, оставаясь государственными, в Росгосцирк не входят. "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре" - крупнейший частный цирк в России.