Цирк – это серьезно
Что есть цирк? Большое искусство, большая культура, способная, кстати сказать, зарабатывать большие деньги, - то, чем славился советский цирк? Или же вечно дотационная развлекаловка для детей дошкольного возраста с соответствующим уровнем юмора, трюков и сервиса? В последние годы в умах сограждан вторая точка зрения едва не возобладала. В немалой степени повинен в этом был и сам российский цирк: раздираемый династическими конфликтами веселый цех и сам не заметил, как устарел - и морально, и физически…
Команда профессионалов, возглавившая Российскую государственную цирковую
компанию в 2010 году, убеждена - настало время разбудить Спящую красавицу. Благо
и свежие идеи для этого есть, и талантливые артисты.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
РОСГОСЦИРКА, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ АЛЕКСАНДР КАЛМЫКОВ тридцать лет занимался
постановкой цирковых представлений и вплоть до назначения на новую должность
работал художественным руководителем компании. Сегодня мозговой штурм в главном
офисе Росгосцирка начинается с девяти утра и нередко затягивается до позднего
вечера: спорить, обсуждать - можно и нужно, если это идет на пользу общей
цели.
"В ближайшие несколько лет нам предстоит выполнить сложнейшую задачу
- не только привести в порядок все здания и имущество цирков, но и в корне
изменить отношение зрителя к этому искусству. Образно говоря, мы сейчас начинаем
два "ремонта". Во-первых, большинство из наших 42-х цирков (от Калининграда до
Владивостока) нуждаются в реконструкции, и она оценивается в 26 млрд руб. Каждый
год Минэкономразвития выделяет Росгосцирку примерно 0,5 - 1 млрд руб. на
реконструкцию. Но чтобы процесс не затянулся на четверть века, чтобы мы максимум
за 5 - 6 лет смогли привести в порядок все наши здания, необходимо не менее 5 -
6 млрд руб. ежегодно. Этот вопрос сейчас решается, будут изыскиваться средства в
бюджете, ведь деньги инвестируются в нашу национальную гордость, у нас 10 млн
зрителей ежегодно! И необходимо создать все условия, чтобы эти люди к нам шли с
удовольствием. В цирке не может быть холодно или душно, колготки не должны
рваться об сиденья образца 1970-х, в туалетах должно быть чисто, а в буфетах -
быстро и вкусно.
Второй "ремонт" - собственно циркового искусства - не
менее значим. Надо сделать современный цирк интересным для всех. Цирк по сути
своей эклектичен, он обязан быть разноплановым. Пусть на этом поле расцветают
все цветы - авангард и классика, модерн и философия, романтика и экстрим. Пусть
все самое современное, включая технологии завтрашнего дня, соседствует здесь с
тем, что проверено временем, пусть это взаимно переплетается, и создается нечто
целое, новое, неожиданное - то, чего не было никогда. Вот такой цирк будет
интересен и востребован.Сегодня новые идеи могут принести не только режиссеры,
но и художники, дизайнеры, композиторы. И хорошие артисты театра, кино,
разговорного жанра легко могут - и должны! - работать в одной упряжке с
цирком.
И у нас есть люди, знающие, как сделать цирк актуальным и
интересным. Павел Брюн, замечательный режиссер, много лет отработавший в цирке
"Дю Солей", в настоящее время создает иллюстрированный синопсис и анимационные
модели спектакля, основанного на опере Моцарта "Волшебная флейта". Еще одну
интересную идею воплощает талантливый режиссер Екатерина Морозова - ставит
спектакль "Леонардо". Снова в цирке, снова с нами легендарный Валентин
Александрович Гнеушев. Он пришел, чтобы внести свой вклад мастера в цирк XXI
века.
Цирк обязан стать качественным, конкурентным продуктом. А
талантливые артисты - они есть, и немало. Просто в минувшие годы у многих
опустились руки - от бесперспективности, от безденежья… И свою сегодняшнюю
задачу я вижу такой: вернуть их, спровоцировать на творчество, дать все
возможности для него, в том числе, разумеется, и финансовые. Мы существенно
повышаем зарплаты артистов, как минимум в два с половиной раза. Деньги эти
должны поступать не из московской кассы, а из прибыли - из тех сумм, которые
труппа самостоятельно заработала на гастролях. Вообще, возможности для бизнеса у
цирка, даже с учетом того, что организация остается государственной, есть, и их
немало. Например, в будни цирки практически пустуют, и сегодня мы обсуждаем
возможность работы там 3D-кинотеатров. Это прибыльный механизм, но в него тоже
надо сначала вложиться. Будем развивать направление сувенирной продукции.
Разработка эффективного маршрута движения программ по всей стране, исключение
пауз, простоев и неразберихи - еще одно мощное средство повышения доходов.
Думаю, будущее цирка - это государственные арены, на которых работают
самостоятельные команды - и как артисты, и как предприниматели".
ПЕРВЫЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА РОСГОСЦИРКА СЕРГЕЙ НЕСТЕРОВ - заслуженный
артист России. Однако в обновленной компании он занимается менеджментом,
логистикой, юридическими вопросами. Совместить все эти амплуа - задача не из
легких. Но отступать, по его собственным словам, некуда. Да и творческий подход
помогает.
"Мы решаем три основных задачи. Это, во-первых, наладка работы
"конвейера" движения наших программ по стране так, чтобы у артистов не было
простоев. Росгосцирк - слишком большой и сложный организм, чтобы им было можно
единолично "рулить" из Москвы, не всегда хорошо зная местную специфику. Поэтому
мы стремимся делегировать как можно больше полномочий на места. Начали
подписывать с прокатчиками программ годовые контракты с заранее утвержденными
маршрутными листами. При этом финансовое бремя по обеспечению артистов и
животных также ложится на плечи прокатчиков: по скромным подсчетам, это даст
Росгосцирку экономию до 60 млн руб. в год. Возникает вопрос: зачем в таком
случае это нужно прокатчикам? А дело в том, что вдобавок к обязанностям они
получают также и максимум прав, полномочий, гарантий, возможность организовывать
рекламную кампанию и зарабатывать так, чтобы по итогам получить достойную
прибыль. Разумеется, на это способны только профессионалы. А случайные в этом
бизнесе люди сразу отсеиваются, и это тоже несомненный плюс для всех
заинтересованных сторон.
Во-вторых, мы намерены обеспечить каждого
сотрудника компании финансовой страховкой. Это делается впервые за все 90 лет
существования отечественного цирка. И то, что это не было сделано раньше -
нонсенс: все же профессия связана с серьезными рисками. Отныне страховая сумма,
гарантированная компанией, а это полмиллиона рублей, даст артисту чувство
социальной защищенности, чтобы все свои проблемы он оставлял за
кулисами.
Наконец, мы внедряем единый электронный документооборот. В
стране протяженностью от Балтийского до Японского моря это единственная
возможность иметь реальную картину деятельности компании. Сюда входят и
электронные билеты с возможностью продажи через Интернет, и электронно-цифровая
подпись для документов, и видеосвязь, и многое другое. Думаю, в течение полутора
лет компания начнет управляться в режиме реального времени. Кроме того, мы будем
внедрять надежное, внятное планирование, а также качественную аналитику,
изучение рынка, спроса, желаний нашего зрителя. Разумеется, в ходе реформы всему
старому и отсталому придется потесниться. Фамилия, династия сами по себе,
конечно, имеют свою цену. Но если кроме династии у артиста за душой ничего нет,
если его номер скучен, творчество устарело, не востребовано, с этими людьми нам
предстоит расстаться. И в ряде случаев процедура в моральном плане окажется
довольно болезненной.
Но сразу оговорюсь: революций и штурмов не
планируется. Сломать систему - легко. Куда сложнее модернизировать ее
постепенно, но неуклонно, чтобы каждое последующее решение принималось
обоснованно, шло в развитие всех предыдущих. И это возможно сделать только
коллегиально, в условиях полной открытости, взаимного уважения, адекватной
соревновательности. Чем мы сейчас и заняты".
С распадом СССР цирк
утратил существенную часть многомиллионной аудитории ближнего и дальнего
зарубежья. Сегодня восстановлением этих контактов занимается заслуженный артист
России, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РОСГОСЦИРКА БОРИС МАЙХРОВСКИЙ:
"На международном рынке наш цирк потеснили, причем сразу с нескольких позиций.
Мы почти потеряли Северную и Южную Америку, часть Европы, большой кусок
Юго-Восточной Азии. Мы сильно проиграли по качеству как представлений, так и
артистов: ездили, прямо скажем, кто попало и абы с чем. Соответственно,
изменилась и ценовая планка, и само отношение к русскому цирку. В погоне за
сиюминутной копеечной прибылью пострадали многие вечные ценности, наработанные
потом и кровью.
Конечно, дело не только в "происках врагов". Если
талантливый артист, сотрудник компании, получает у себя в стране грошовую
зарплату, удержать его от каких-то частных гастролей немыслимо.
С этой
практикой мы сейчас боремся, и довольно успешно. Достойные гонорары за труд,
социальные пакеты, страховки - и артист начинает дорожить своим местом работы. И
за рубеж он ездит как сотрудник Росгосцирка, и налоги со своих заработков платит
в отечественный бюджет. А мы обеспечиваем артистам поддержку при работе за
рубежом: увы, раньше нередки были случаи, когда наших "самодеятелей" банально
обманывали, не платили денег, нарушали условия контрактов.
А интерес к
нашему цирку за рубежом по-прежнему велик. Ведется активная переписка со
Скандинавскими странами: Финляндией, Швецией, Норвегией. Есть перспективы для
работы больших коллективов в Южной Америке. В марте с успехом начались гастроли
артистов Росгосцирка в ЮАР. В июле, в рамках V Фестиваля российской культуры,
начинаются гастроли в Японии.
Кроме того, нам предстоит принимать
активное участие в различных международных фестивалях и конкурсах. Впервые нам
предложили участвовать в фестивале в Бухаресте. Очень интересный и ответственный
фестиваль под названием "Гавана" пройдет в августе на Кубе. Далее нас ждет
Восточная Европа, фестиваль цирка "Залевски" в Варшаве. Нас приглашают в Италию,
Китай, Голландию, Францию…
Если говорить об уже состоявшихся недавно
престижных форумах, наши артисты по традиции заняли призовые места на фестивалях
в городе Латина (Италия), в Монте-Карло, Будапеште, испанском Альбасете...И к
себе ждем гостей: к примеру, в сентябре - на фестиваль цирковой режиссуры в
Петербурге".
ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ
РОССИИ, ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА СЕРГЕЙ МАКАРОВ, будучи знатоком
"науки о цирке", главную ставку делает на кадры: "Необходимо налаживать
отношения между всеми артистами цирка - "нашими", "не нашими", не важно. Потому
что в противном случае все эти мелкие конфликты, амбиции отдельных лиц сильно
бьют и по творчеству, и по бизнесу, и по системе цирка в целом. Сейчас эти
отношения восстанавливаются как внутри страны, так и с заграницей. Зарубежные
импресарио знают и уважают Александра Калмыкова как надежного партнера, ведь это
талант - едва ли не столь же редкий, как артистический.
Когда у нас было
создано цирковое училище, оттуда пошел мощный приток талантов. Но пробиться,
блеснуть им не давали - клановость! А уж артистам-самородкам, особенно из
далеких регионов, и вовсе некуда было податься. Естественно, люди либо уезжали,
либо бросали профессию, молодежь теряла интерес к цирку. Кстати, на этом огне
неплохо погрели руки иностранные искатели талантов. Поэтому сейчас мы планируем
создавать при постановочных цирках филиалы Московского циркового училища. В
стране более 90 самодеятельных коллективов, есть уникальные люди и номера - все
они должны найти поддержку Росгосцирка и иметь возможность доступа на "большую"
арену. И главная мечта, которую мы пытаемся реализовать, - создать Университет
циркового искусства. Это должен быть полноценный комплекс, включающий все
ступени: цирковую школу, куда отбираются талантливые дети, цирковой "техникум" -
среднее образование, где уже идет подготовка артистов и номеров. И, наконец,
высшее образование, где будут готовиться режиссеры и руководители цирка".
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РОССИИ, РЕЖИССЕР ЦИРКА ВАЛЕНТИН
ГНЕУШЕВ предлагает молодому поколению "распробовать" свою программу -
"ЭКО-цирк". Тема экологии, казалось бы, вполне "взрослая". Но Гнеушев готов
опровергнуть эту точку зрения.
"Цирк всегда очень точно отражает интересы
дня сегодняшнего. Поэтому я и хочу лексикой цирка привлечь внимание зрителя к
вопросам экологии. Хороший праздник обязан нести в себе хорошую мораль -
здоровья, чистоты, радостного труда. Поэтому я и пытаюсь в своем проекте
отразить потенциал любви к земле, на которой мы живем.
Много где в мире
уже пришли к этому пониманию цирка, вообще такой роли культуры. Мы же фактически
бежим вдогонку. Сейчас у нас умные, состоявшиеся люди, желающие воспитать своих
детей в духе любви к родному краю, вынуждены для этого вывозить их за рубеж, как
правило, навсегда… Мы при этом теряем само понятие Родины. И те, кто инвестирует
деньги в этот проект, отлично понимают - они вкладываются в будущее своей земли,
в здоровье следующих поколений. Кстати, расхожее мнение, что экологические
проекты - всегда затратные, лучше всех опроверг, пожалуй, фильм "Аватар" с его
3D-технологиями и огромным коммерческим успехом".
ОСНОВАТЕЛЬ
ВСЕМИРНОГО ФЕСТИВАЛЯ КЛОУНОВ, ДИРЕКТОР ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ЦИРКА, НАРОДНЫЙ АРТИСТ
РОССИИ АНАТОЛИЙ МАРЧЕВСКИЙ за заграницу как раз спокоен: приезжали и будут
приезжать с удовольствием. Куда больше его волнует судьба цирка у себя в
стране.
"Я рад, что сегодня в Росгосцирк пришли молодые профессиональные
руководители, которым небезразлична судьба циркового искусства. Уверен, общими
усилиями мы добьемся хороших результатов. Но это должна быть не только наша
задача, но и государства. Пора уделить внимание содержанию зданий и качеству
программ именно в регионах, ведь, к примеру, цирки в Москве обслуживают 1,5 - 3%
населения, а екатеринбургский - 30%.
В цирк ходят семьей. Поэтому должен
быть государственный заказ на постановку социально значимых спектаклей,
отражающих темы нравственности, патриотизма, добра, экологии. Общество будет
таким, каким мы его сформируем".
"Реорганизация уже давно назрела,
- уверен ДИРЕКТОР УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА ОЛЕГ МИХАЙЛИЩЕВ. - Но важно,
чтобы правительство понимало, что система Росгосцирка уникальна: в ней множество
предприятий, филиалов, и все они - звенья одной неразрывной цепи, и каждое очень
много значит на своем месте. Руководители регионов хотят материально
поддерживать цирки этой системы, но в настоящее время это запрещено
законодательно. Мы надеемся, что вопрос о возможной помощи циркам со стороны
регионов будет рассмотрен и законодательно решен. Будет цирк крепок внутри -
будет силен и за рубежом".
ЧТО ТАКОЕ РОСГОСЦИРК В Росгосцирк входят 42 стационарных цирка, несколько зооцирков и шапито, а также 4 коллектива "Цирк на сцене", 3 коллектива "Цирк на льду", 2 коллектива "Цирк на воде", "Цирк лилипутов", "Театр морских животных", "Золотое турне братьев Шатировых", "Цирк братьев Запашных", "Цирк "Кракатук". В компании работают свыше 8000 человек, из которых 2500 - артисты, занятые в 830 номерах и 48 аттракционах. В цирковых программах участвует около 6000 животных. Московский цирк на проспекте Вернадского, цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге, Казанский и Ижевский цирки, оставаясь государственными, в Росгосцирк не входят. "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре" - крупнейший частный цирк в России. |
Еще по теме
Пессимистические прогнозы относительно влияния кризиса на рынок факторинга оказались сильно преувеличены