ЦУМ, ГУМ, бум
ГУМ, главный магазин страны, сменил владельца. Михаил Куснирович, партнер компании Bosco di Ciliegi, и дружественные ему структуры выкупили 50,25% акций старейшего универмага у «Альфа-групп». Сделка завершена на прошлой неделе, ее сумма составила порядка $100 млн. Уже в этом году в ГУМе появятся новые арендаторы, привлеченные Куснировичем. В частности, магазин международной сети Intersport, который будет торговать и одеждой под маркой Bosco Sport. Ее компания Куснировича поставляла российской сборной, выступавшей на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити.
А инвестиционный консорциум «Альфа-групп» успешно завершил очередной проект. Лев Хасис, председатель совета директоров ТД «Перекресток» и бывший вице-президент «Альфа-Эко», начал скупку акций ГУМа в ноябре 2002 года. Случилось это через месяц после продажи Хасисом аналогичного актива – ЦУМа. В обоих универмагах Хасис быстро консолидировал пакет до контрольного. Оба магазина после соответствующей работы по улучшению имиджа и росту капитализации были проданы профильным инвесторам.
Под управлением менеджеров «Альфы» ГУМ развивался чуть больше года. В 2003-м в реконструкцию здания было вложено около $10 млн. «В ГУМе действительно было сделано много, – отмечает Алексей Кривошапко, аналитик UFG. – Финансовые показатели улучшились». По оценкам UFG, чистая прибыль ГУМа в 2003 году составила $16,7 млн, чистые продажи – $76,7 млн.
Все реформы, проведенные «альфовцами», планировались прежним руководством. Однако никто не знает, насколько они растянулись бы, не встань «Альфа» у руля. «Команда Льва Хасиса смогла ускорить начатые руководством ГУМа процессы, – отмечает Александр Тишков, партнер консалтинговой компании «Магазин магазинов». – Был задействован тот же финансовый и имиджевый инструментарий, что и ранее в ЦУМе. Например, несколько публичных мероприятий, действуя как на покупателей, так и на тех, кто принимает решения, позволили обновить образ, вновь привлечь к ГУМу внимание».
Основатель Bosco di Ciliegi, чьи бутики сейчас занимают целую линию в ГУМе, от сделки с «Альфой» не проиграл. Новый владелец универмага собирается менять концепцию магазина и увеличивать эффективность использования пространства. На первом этаже планируется открытие гастронома (ранее представители «Альфы» упоминали о желании пригласить иностранную сеть). «ГУМ может стать для Куснировича полигоном для отработки еще нереализованных идей, – отмечает Александр Тишков. – Под управлением Куснировича цена ГУМа вырастет».
В выигрыше и «Альфа», которая продала пакет акций ГУМа гораздо дороже, чем купила, и таким образом оправдала свою репутацию искушенного портфельного инвестора. А следующий на очереди, похоже, «Перекресток». Сеть привлекла синдицированный кредит на развитие и активно укрупняет форматы, пробиваясь в регионы. Учитывая отсутствие других универмагов в центре Москвы, можно предположить, что теперь талант Хасиса будет полностью направлен на повышение инвестиционной привлекательности «Перекрестка».