Тур де Франс: причудливые изгибы «Большой петли»
Подошла к финалу очередная, уже 110-я по счету гонка «Тур де Франс» — центральное событие велосезона. Конечно, в мире проводятся еще как минимум две близкие по статусу многодневки — Джиро д`Италия и испанская Вуэльта. Но из трех Гран-туров именно французский — старейший, обладающий крупнейшим призовым фондом, да и просто самый престижный. И во многом этот статус определяется причинами отнюдь не спортивными: для французов эта гонка больше, чем просто соревнование — это такой же символ страны, как Эйфелева башня или вино.
«Велопробегом по бездорожью»
Основатели любого нового мероприятия надеются на успех. Но предположить славное будущее «Тур де Франс» его родоначальники едва ли могли, ведь затевалось все лишь как рекламная акция.
Известны точный день и место рождения идеи: 20 ноября 1902 года журналист газеты L'Auto Жео Лефевр обедал в парижском Café de Madrid с Анри Дегранжем — главным редактором и соучредителем издания. Коллеги обсуждали, как поднять число читателей, и вот-тогда-то Лефевр и предложил «ударить велопробегом по бездорожью».
Особой оригинальностью идея, вообще-то, не отличалась: пионером в этой области была самая популярная французская газета конца XIX века Le Petit Journal (ее тираж превышал миллион экземпляров). Именно это издание организовало первые в мире автомобильные гонки в 1894 году, а тремя годами раньше — велосипедную гонку между Парижем и Брестом.
Единственное — но, как оказалось, принципиально важное — отличие «Тур де Франс» от других крупных велогонок того времени состояло в том, что гонка должна совершить по стране круг: стартовав в Париже, туда же и вернуться. Идея Анри Дегранжу, который и сам был велогонщиком, понравилась.
Вопреки названию, L'Auto писало отнюдь не только об автомобилях, а о спорте в целом. К тому же велосипед в те годы был намного надежнее «самодвижущихся экипажей», особенно когда речь шла о значительных расстояниях (а задачей проекта было охватить как можно больше регионов страны). И конечно, немаловажным фактором были соображения экономии: авто в те годы были действительно скорей роскошью, нежели средством передвижения.
1 июля 1903 года в три часа дня был дан старт первому в истории «Тур де Франс»...
Результат проявился немедленно: тираж L'Auto вырос с 33 000 до 65 000. Через десять лет во время гонки ежедневно продавалось в среднем 320 000 экземпляров газеты, а рекордный тираж был достигнут 23 июля 1923 года — миллион экземпляров.
Финал гонки — как принято говорить, традиционно — проходит на Елисейских Полях в Париже. Но традиции не столь постоянны, как может показаться. На самом деле место финиша «Большой петли» тоже менялось, пусть и не столь регулярно, как ее маршрут.
В 1903 году «Тур де Франс» завершился в парижском пригороде Виль-д'Авре. C 1904 по 1967 год финал гонки принимал велодром «Парк де Пренс» (сейчас на этом месте одноименный стадион, который является домашней ареной футбольной команды ПСЖ).
Следующие несколько лет гонка завершалась на велодроме «Венсенн», построенном в Париже для Олимпийских игр 1900 года.
А вот на самой известной улице французской столицы главная велогонка мира впервые финишировала лишь в 1975 году.
Извилистая судьба
Первые старты «Большой петли» были изматывающим предприятием. Так, в 1903 году трасса длиной 2428 км была разделена всего на шесть этапов — в один прием нужно было проехать порядка 400 км! Велосипеды были тяжелые, не сравнить с нынешними, и даже лучшим спортсменам требовалось 17 часов на прохождение такой дистанции. Неудивительно, что постепенно трассу стали делить на все большее число этапов. Так что современные спортсмены проезжают в среднем 3500 км за три недели.
Важной особенностью «Тур де Франс» стало еще и отсутствие постоянного маршрута. Каждый год он меняется, чтобы охватить новые регионы. К настоящему времени этапы гонки стартовали или финишировали почти в 600 населенных пунктах Франции (и не только — «Большая петля» уже не первое десятилетие захватывает территории соседних стран).
И если изначально ключевыми точками маршрута были крупные города, то сейчас заметная часть этапов начинается или заканчивается в малых поселениях: так раскручиваются для туристов новые или, напротив, забытые старые курорты. Наконец, в наши дни маршрут гонки — скорее пунктирная линия, нежели сплошная петля: финиш одного этапа и старт следующего теперь часто не совпадают.
Призовой фонд «Тур де Франс» — самый крупный в мире велоспорта. В этом году он составил €2,3 млн (хотя до пандемии бывало и больше). €500 тыс. достаются победителю генеральной классификации. По € 25 000 получают обладатели зеленой и «гороховой» маек (лучшие на спринтерских и на горных этапах соответственно).
А вот вознаграждение тех спортсменов, которые по итогам 21 дня изнурительной гонки окажутся в общем зачете на последних местах, исчисляется всего несколькими сотнями евро. Но переживать за их бедную судьбу не стоит: шоссейные гонки — командный спорт, и у каждого участника своя задача, кому-то предназначено претендовать на победу, а кто-то выполняет вспомогательные роли. Именно поэтому все призовые падают в общую копилку и распределяются между всеми членами команды — и не только спортсменами.
В каждой команде свой порядок распределения призовых, но правилами «Тур де Франс» специально оговорено, что обслуживающему персоналу причитается не менее 10%.
Менялась гонка — менялись и ее владельцы. Первый организатор «Тур де Франс» L'Auto давно уже прекратила свое существование. Издание было закрыто после освобождения Франции от немецкой оккупации за коллаборационизм, а ее активы были национализированы.
Но права на проведение гонки под звучным названием остались за Жаком Годде. Сын первого финансового администратора «Большой петли», журналист и велогонщик еще в 1935 году стал директором «Тур де Франс», когда Дегранж из-за болезни отошел от дел.
Почему закрытие L'Auto не потопило следом и карьеру Годде, одного из основных ее авторов в том числе и во время оккупации — история туманная. Как бы то ни было, он смог основать новую спортивную газету L'Équipe, хотя и был лишен права публиковать материалы под своим именем. Следом, конечно, Годде взялся за возрождение и «Тур де Франс». Вот только финансовые возможности нового издания не позволяли сделать это своими силами, пришлось привлекать инвестора.
Так у гонки, помимо L'Équipe, появился второй организатор — общественно-политическая газета Le Parisien. Выпускал ее стремительно набиравший силу издательский дом Éditions Philippe Amaury (EPA). Общий совместный проект закончился самым логичным образом: медиаимперия в 1965-м поглотила независимую и потому финансово нестабильную L'Équipe, зато претендовавшую стать главным спортивным таблоидом Франции.
В 1973 году руководство EPA решило выделить спортивную составляющую своего бизнеса — и «Большая петля» перешла под управление Société du Tour de France («Общество Тур де Франс»). Занятно, что все эти пертурбации никак не сказались на положении Жака Годде: он оставался директором гонки до 1986 года.
Начавшийся c участия в «Тур де Франс» спортивный бизнес EPA расширялся столь же стремительно, как росли ее медийные активы. В одном лишь велоспорте корпорация через свою дочку Amaury Sport Organisation (ASO) владеет двумя десятками велогонок, а помимо этого организует ралли «Дакар», несколько соревнований по гольфу, легкоатлетические марафоны... Так что с 1992 «Тур де Франс» — лишь одно из направлений деятельности этого гиганта.
О газете L'Auto на современном «Тур де Франс» напоминает только введенная в 1919 году майка лидера гонки — желтая, под цвет бумаги, на которой печаталось издание. С тех пор не только на большинстве многодневных велогонок, но и в других видах спорта лидеры в общем зачете выходят на старт в желтой футболке.
Лишь конкуренты «Тур де Франс» в борьбе за звание главной многодневной велогонки мира не идут на поводу у французов: на испанской «Вуэльте» в ходу красная майка, а на «Джиро д'Италия» — розовая.
Реклама — двигатель
Эта гонка начиналась как рекламная акция, рекламой она и живет. Причем уже довольно давно. И речь не только о банальной рекламе в трансляциях или логотипах спонсоров на форме участников.
Одна из главных и старейших традиций «Тур де Франс» — это проезд рекламного каравана, который предваряет старт каждого этапа. Как показали исследования, прежде всего ради этого красочного шоу приходят на трассу около 40% зрителей (особенно — местных жителей).
Начало было положено еще в 1930 году, когда гонка пережила первую крупную реформу. До этого велосипедисты соревновались только в индивидуальном зачете. Но затем организаторы решили, что в состязании должны принимать участие команды-сборные французских регионов или соседних стран. А чтобы добавить соревнованиям спортивного интереса было принято решение экипировать всех спортсменов одинаковыми велосипедами, которые предоставлял организатор. Ради этого директор «Тур де Франс» Анри Дегранж призвал крупнейшие фирмы страны спонсировать гонку, а взамен предложил оригинальный способ рекламы.
В караване участвует свыше полутора сотен оригинальных транспортных средств, фантазией дизайнеров и маркетологов превращенные в передвижные кровати, булки и бутылки — да во все, что угодно, лишь бы оригинально представить компании-спонсоры. Зрелищу сопутствует и «хлеб» — публику обильно одаривают сувенирами: фирменными майками и кепками, брелоками, бутылками минеральной воды и банками энергетиков...
Между компаниями идет негласное соревнование: чья команда в рекламном караване больше поразит собравшуюся публику. Тут дизайнерских изысков и раздачи сувенирки недостаточно — необходимо то, что действительно заденет зрителя. Немудрящий, но весьма эффективный способ привлечь внимание продемонстрировал в свое время производитель минералки Vittel: в 2008 году они выкатили стилизованную пожарную машину, с которой прекрасные девушки окатывали зрителей из брандспойтов. Эффект был поразительным, и с тех пор «душ для болельщиков» стал постоянным элементом шоу. В июльскую жару — самое то.
Национальное достояние
Для французов (а они составляют свыше 80% их тех полутора десятков миллионов человек, что каждый год съезжаются посмотреть на гонку) «Тур де Франс» — не просто спортивное состязание, а своего рода национальный праздник, гигантский карнавал — театрализованное шествие рекламного каравана тут как раз очень кстати. Многие даже не являются поклонниками велоспорта, и на гонку едут не за тем, чтоб поддержать любимого спортсмена. Побывать на «Тур де Франс» для француза — практически паломничество.
Такое отношение сформировалось не сразу, и переломным стал 1947 год. Страна тяжело восстанавливалась после Второй мировой войны, и возобновление «Тур де Франс» было тогда расценено как символ национального подъема. Воодушевление французов подстегнул еще и тот факт, что первые три места разыграли между собой их соотечественники (справедливости ради: они тогда составляли абсолютное большинство участников).
Хотя из 110 состоявшихся гонок 36 раз к финалу первыми приходили француские гонщики, времена их доминирования на «Тур де Франс» давно в прошлом. Последний раз представитель страны-организатора занимал верхнюю ступень финального подиума аж в 1985 году. Но так ли важно в эпоху глобализации, какой паспорт у спортсмена? Тем более, что место национальных сборных давно уже заняли интернациональные профессиональные команды.
Впрочем, 5 из 22 команд-участниц гонки 2023 года считаются французскими — по крайней мере, их штаб-квартиры расположены в этой стране. И за них порой даже выступают местные спортсмены.
Зрители собираются на трассе задолго до того, как будет дан старт (и даже задолго до проезда рекламного каравана). Они, как подсчитали дотошные организаторы, проводят на обочине в среднем около шести часов. Многие даже приезжают в «домах на колесах», чтобы заранее занять место у трассы.
А ведь все велосипедисты могут пронестись мимо зрителя за считанные минуты — лишь на самых сложных горных этапах последние спортсмены могут на пару-тройку часов отстать от лидеров. Рассмотреть гонку в подробностях на самом деле можно лишь по телевизору (что 28% совершеннолетних французов и делают) или в фан-зоне у финишной прямой, где на гигантских экранах ведется прямая трансляция.
Но «Тур де Франс» не сводится к одной велогонке, она хоть и главный элемент программы, но далеко не единственный. Это праздник народный, и всяк волен принять в нем участие в меру возможностей и фантазии.
Кто-то вывешивает за окна своих домов цветочные панно на велосипедную тему. Фермеры подгоняют к гоночной трассе тракторы и комбайны, на которые подвешивают инсталляции из старинных велосипедов. Завсегдатаи фитнес-центров вытаскивают на улицу велотренажеры и «мчатся» на месте за компанию со спортсменами. Ну а кто-то просто приветствует спортсменов, подняв бокал с вином (кафе и рестораны вдоль трассы гонки — чуть ли не единственные на десятки километров вокруг заведения, которые открыты в день гонки).
Некоторые же наряжаются в костюмы и разыгрывают у трассы свое маленькое шоу, в надежде попасть в трансляцию. Как говорил Энди Уорхол, у каждого есть право на 15 минут славы.