Турецкая альтернатива: «Новатэк» нашел решение проблемы с «Арктик СПГ-2»

Производитель природного газа «Новатэк» придумал, как решить проблему с энергоснабжением первой линии «Арктик СПГ-2». Вместо оборудования американской компании «Новатэк» закажет плавучую электростанцию у турков. Она дороже в использовании и не так эффективна, как американский аналог, однако в сложившейся ситуации других вариантов у российской компании нет.
Новый партнер
О планах «Новатэка» рассказали знакомые с ситуацией источники. По их словам, для энергоснабжения первой линии строящегося завода «Арктик СПГ-2» компания хочет купить плавучую электростанцию у турецкой Karpowership. К такому решению «Новатэку» пришлось прибегнуть после санкций, которые против России ввела американская Baker Hughes. Компания отказалась поставлять в страну газовые турбины, которые нужны для энергоснабжения линий и сжижения газа.
Источники отмечают, что «Новатэк» рассчитывает установить на бирже газопоршневые двигатели. Мощность плавучей станции составит от 300 до 400 МВт. За сколько ее удастся построить, собеседники «Коммерсанта» не уточняют.
По их словам, не исключено, что к такой же стратегии «Новатэк» прибегнет в случае со второй и третьей линиями «Арктик СПГ-2». В самой компании эти данные пока не комментировали.
Об «Арктик СПГ-2»
«Арктик СПГ-2» — строящийся завод по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа. «Новатэк» развивает этот проект на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала). Ресурсная база завода — природный газ Утреннего месторождения на Гыдане.
В рамках проекта «Новатэк» рассчитывает построить три линии по производству СПГ. Мощность каждой составит 6,6 млн тонн в год. Первую линию планируется запустить в 2023 году, вторую — в 2024-м, а третью — в 2025-м.
Строительство СПГ-линий происходит на верфи в Мурманске на основаниях гравитационного типа. Впоследствии их морем перевезут к месту установки на терминале «Утренний».
От оригинала к аналогу
О том, что Baker Hughes перестанет обслуживать СПГ-проекты в России, стало известно в середине июня. Тогда «Коммерсант» со ссылкой на источники писал, что это затронет проекты «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Для последнего американцы должны были поставить порядка 20 газовых турбин LM9000. Это оборудование создается на основе двигателя для Boeing 777.
По плану Baker Hughes должна была поставить «Новатэку» шесть машин, однако, как утверждается, отгрузила всего четыре. 1 августа компания сообщила, что продаст бизнес в России местному менеджменту.
Источники газеты отмечают, что турбины LM9000 являются передовыми в своей линейке. Они довольно сложны в обслуживании, а потому без контакта с производителем и без поставок запчастей у «Новатэка» могут возникнуть проблемы.
Выбранная в качестве нового партнера Karpowership — один из крупнейших операторов плавучих электростанций в мире. Компания активно поставляет свои суда странам, которые испытывают острый энергодефицит. Флот компании работает в Африке, на Ближнем Востоке и в Индонезии. Также он функционирует на Кубе.
В турецкой компании свое возможное сотрудничество с «Новатэком» не комментировали.
Вариантов нет
Пока источники газеты с уверенностью говорят об использовании турецкого оборудования лишь на первой линии «Арктик СПГ-2». Какое оборудование будет выбрано для последующих линий, неясно. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон ранее утверждал, что для первой линии завода вопрос замены турбины на электропривод не стоит. По второй линии понимание должно появиться до конца года.
Выбор турецкой Karpowership в сложившейся ситуации выглядит обоснованным, заявил газете независимый эксперт по энергетике Юрий Мельников. По его словам, в мире нет доступных аналогов оборудованию этой компании.
Мельников добавил, что электроэнергия от плавучей электростанции будет дороже и достигнуть показателей турбины Baker Hughes по эффективности с ней невозможно. Тем не менее в ситуации, когда американская компания пошла на долгосрочное ограничение работы в России, других вариантов у «Новатэка», по мнению эксперта, нет.