Top.Mail.Ru
архив

Туризм третьего срока

Неустанно трудящийся уже третий срок подряд московский мэр вновь озвучил одну из своих любимых идей – о развитии столичного туризма и превращении столицы в «первый», «второй» и «третий» Рим одновременно. Дело, конечно, хорошее, тем более что для реализации этой идеи сделано немало именно в последние годы. Но обо всем по порядку. По одной из типовых классификаций туризм делится на лечебно-оздоровительный, спортивный, коммерческий (шопинг-туры), экстремальный и, конечно, культурно-познавательный. Лечебно-оздоровительный предлагается не рассматривать, поскольку либо турист прибыл из страны, где с этим и так все в порядке, либо с этим дома у него проблемы (например, в ближнем зарубежье), но то, чем ему предстоит заниматься в России, назвать туризмом язык не поворачивается. Спортивный туризм также смысла не имеет, поскольку город расположен не у моря и не в горах – разве что благодарная Аджария по бартеру поделится своим добром за обещанные ей троллейбусы.

Известно, что для развития массового туризма необходима сеть доступных двух- и трехзвездочных отелей. Пришел конец гостинице «Москва», на очереди «Минск», и уже начинаются в архитектурной среде разговоры о сносе «России». Для причисления двух последних к объектам, представляющим особую художественную ценность, разумеется, нет никаких оснований – по крайней мере если вы не в состоянии тяжелого запоя. Но там есть сравнительно доступные номера. После реконструкции новые номера отнести к категории средних по цене и тем более доступных вряд ли получится. А ведь существует еще и проблема транспортной инфраструктуры и доступности туристических объектов. Пребывание в нерегулируемых пробках и «катание» на метро в свете последних событий можно считать атрибутами разве что экстремального туризма. Безопасность. Это опять же как повезет. Но при виде различных групп людей в милицейской и просто камуфляжной форме, с оружием или без оного, на машине или «на своих двоих» лучше переходить на другую сторону улицы, если нет возможности сразу же перенестись в иной район города. Это вкратце об общих проблемах инфраструктуры. Теперь о частностях.

Шопинг-туры в Москву совершенно бессмысленны потому, что при вполне сопоставимом, скажем, с Европой качестве и ассортименте продукции она здесь на порядок дороже, чем в Старом Свете. Ведь в московские цены закладываются и космическая стоимость аренды, и немалые добровольно-принудительные обязательства владельцев перед различными категориями разрешающе-контролирующих столичных чиновников.

Экстремальному туризму в современной Москве можно предаваться легко и естественно. Помимо уже упомянутых транспортных развлечений удовлетворить желания клиента могут помочь и многие современные здания. В частности, те, к строительству либо эксплуатации которых имеет непосредственное отношение одна известная фирма, называть которую мы не будем. Ведь клиенту в принципе безразлично, кто создал ситуацию, позволяющую воплотить в жизнь затаенные мечты. Главное – выброс адреналина. И кроме того, надо отдать должное справедливости и объективности – в этих делах данная фирма вовсе не монополист. Причем есть выбор: либо поселиться в месте, возведенном в расчете на экстремальный туризм, либо включить в программу поездки посещение некоторых строек и объектов, которые имеют обыкновение внезапно утрачивать некоторые из своих конструктивных элементов.

И – венец печали – культурно-познавательный тур, где клиенту предложат богатую коллекцию новоделов взамен известного теперь в основном по книгам и фотографиям исторического центра Москвы. Правда, если поторопиться, то можно еще успеть стать свидетелем достаточно редкого в мировой практике зрелища – сноса объектов культурно-исторического значения и замены их объектами коммерческого назначения с парфюмерными лавками в цоколе и подземными автостоянками. Специальное предложение – пожар на объекте культурно-исторического значения. Опять же с последующим восстановлением с целью коммерческого использования.

Добро пожаловать, дорогие гости столицы!

Еще по теме