Top.Mail.Ru
архив

Тут или там?

По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2005 году, если бы у наших граждан была возможность выбирать между экскурсионным туром в России или за границей, 44% предпочли бы зарубежный вариант, а путешествовать по своей стране решил бы 31% респондентов. С другой стороны, при выборе между российским и зарубежным курортом картина становится зеркально противоположной: свою страну выбрали бы 40%, а иностранный курорт – 30%.

Если рассматривать ту же проблему в несколько ином ракурсе, то результат получится практически идентичный: среди участников опроса, не отказавшихся при наличии возможности отдохнуть в России, 45% выбрали бы курорт и 27% – экскурсионное путешествие. В поездке за рубеж экскурсионный тур предпочли бы 37%, а пребывание на курорте – 21%.

Старший специалист ФОМа Елена Вовк на основании этих данных приходит к заключению о том, что «отдых в России в восприятии россиян – это скорее отдых на курорте, а вот отдых за рубежом – это скорее экскурсионная поездка».

Делать более общие выводы, отталкиваясь от приведенной статистики, представляется достаточно затруднительным. Все зафиксированные предпочтения в огромной степени имеют сугубо «теоретический» характер: большинство участников опроса, а следовательно, и наших граждан в реальной жизни станут проводить свой отпуск либо дома, либо на даче. А приходящие на ум «априорные» заключения вроде того, что путешествия внутри страны слабо рекламируются или что люди имеют дурное мнение о российской туристической инфраструктуре (впрочем, вполне соответствующее действительности), разобьются о вполне разумное возражение: «Что-что, а иностранные курорты рекламируются довольно мощно, и где же результат?».

Впрочем, социологи ФОМа фиксируют следующее явление: больше половины респондентов полагают, что они чувствовали бы себя неуверенно и неловко, отдыхая за границей, и только 30% заявляли, что они не испытывали бы такого чувства. То есть пересечение рубежей нашей Родины воспринимается очень многими как некий «вызов», и люди скорее готовы пойти на некие «издержки» ради новых знаний и впечатлений (в путешествии), чем жертвовать душевным покоем во имя физической радости подставить свое тело под солнце или окунуть его в морскую воду. Так или иначе, но все эти предпочтения не имеют радикального характера и нынче теряют как экзистенциальное, так и бытовое наполнение: для одних в загранице уже нет привлекательной новизны или плода, только что бывшего запретным; другие, наоборот, расстаются со «смущением» пред чужими обычаями и языками. Скоро и у нас, как во всем мире, отпускной «патриотизм» или «космополитизм» станут определяться в немалой степени курсом национальной валюты. Например, до введения евро западные немцы так любили отдых в Италии не только из-за древнеримских развалин и ренессансных палаццо, но и по причине силы марки и слабости лиры. Проводить время в Италии, даже передвигаясь по стране, было выгоднее, чем сиднем сидеть в стенах немецкого дома. Укрепление рубля приблизит россиян к «камням Европы», впрочем, также отдалит европейцев от российских просторов.

А то, что российские граждане обязаны знать свою страну – то другая тема. Русский человек, считающий себя культурным, не может хоть однажды не побывать в Великом Новгороде, Пскове, Казани, Ярославле. Это – абсолютная истина, а не сравнительные данные относительных предпочтений.

 

Еще по теме