Твердый цвет авокадо


Российская Федеральная миграционная служба (ФМС), похоже, взялась за борьбу с мигрантами более активно. C 2007 г. розничным точкам, как хозяйствующим субъектам, торгующим алкоголем, запрещено привлекать к труду иностранную рабочую силу, а с этого года ФМС решила шрафовать сети за те схемы, по которым они вполне законно все-таки берут на работу граждан Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и пр. Между тем у любого покупателя, зашедшего, к примеру, в "Ашан", сложится впечатление, что мигранты в сети явно трудятся.

"Договоры по уборке заключаются с клиринговой компанией, которая предоставляет розничной компании своих сотрудников для уборки зала, тогда клиринговая компания берет на себя все вопросы, связанные с персоналом. Существует аутсорсинг и аутстаффинг персонала", - поясняет Елена Цуканова, директор по персоналу "Азбуки вкуса".

Запрет на подобную "аренду" рабочей силы вызвал ответную реакцию розничных сетей. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обратилась к двум первым вице-премьерам Игорю Шувалову и Виктору Зубкову с просьбой отменить нулевые квоты на привлечение иностранного персонала в розницу. "Нужно понимать, что на определенного рода работы нельзя привлечь наших соотечественников. На сегодняшний день 50 000 вакансий в рознице свободны. Если для нас закроется система аутсорсинга, то нам придется закрывать магазины, нужно будет увеличивать стоимость продуктов питания в магазинах, но никто к этому не готов", - поясняет Илья Белоновский, исполнительный директор АКОРТ. Он считает, что число мигрантов, занятых в рознице, составляет 3-6% от всех работников. Ассоциация надеется, что позиция сетей уже сейчас находит понимание в правительстве. Кстати, создание Таможенного союза, вероятно, приведет к тому, что магазины смогут легально привлекать мигрантов из Белоруссии и Казахстана.


10 тысяч в месяц

Впрочем, оценки АКОРТ по числу мигрантов в рознице могут оказаться довольно консервативными. Официальное количество мигрантов в России в целом согласно квоте в этом году составит 1,3 млн человек. И эта квота в последние годы неуклонно снижалась, в отличие от реального числа приезжих. "Оценки числа мигрантов, в том числе работающих неофициально, составляют от 3,8 млн человек до 5,5 млн", - говорит Никита Мкртчян, старший научный сотрудник Института демографии Государственного университета - ВЭШ. В Москве трудятся от четверти до трети всех приехавших в РФ, город ежегодно снижает свои квоты на мигрантов, но реальная численность гастарбайтеров почти не меняется. Правда, многие переезжают в Московскую область, так как именно там разворачивается сегодня основное стоительство. "На стройплощадках нашей организации работает менее 40% рабочего персонала - граждан бывших советских республик", - отмечает Татьяна Нтамотсиду, заместитель генерального директора группы компаний "МонАрх". "Около 60% неквалифицированных рабочих на стройках являются мигрантами", - уверена Ирина Кирсанова, заместитель гендиректора по маркетингу и продажам "Пересвет-Инвест". "Сколько мигрантов работает в магазине, зависит от его категории, в отдельных дискаунтерах в Москве, где количество административного персонала невелико, их число может составлять до 90% от всего персонала", - говорит Елена Комкова, партнер Retail Training Group. Зарплата на таких позициях, как продавец, кассир, работник склада в продуктовых магазинах, как правило, не превышает 22 000 руб. в месяц. "Половина всех трудовых мигрантов получает менее 15 000 руб. По своему опыту могу сказать, что зачастую зарплата таких сотрудников едва достигает 10 000 руб. И это в Москве! При этом мигранты работают в среднем на 20 часов в неделю больше", - констатирует Владимир Телятников, руководитель направления аутсорсинговых проектов рекрутинговой компании "Бигл" (она, в частности, поставляет кадры "в аренду" различным работодателям).


Без языка

Уровень культуры и образования таких сотрудников часто оставляет желать лучшего. "Я летел в самолете, пассажиры которого на 80% были трудовыми мигрантами. Им пришлось выбрать нескольких человек, настолько хорошо знавших русский, что они могли за всех заполнить миграционные карточки", - говорит Никита Мкртчян. "Как-то на завод к нашему клиенту приехал топ-менеджер из Франции. Во время экскурсии по заводу он на русском спросил у одного из рабочих линии, чем тот занимается и нравится ли ему работа. Сотрудник оказался как раз таким неквалифицированным мигрантом без знания русского языка, предоставленным другой аутсорсинговой компанией. Диалога с иностранным менеджером не получилось, но зато потом состоялся долгий конструктивный диалог гостя с другими топ-менеджерами завода по поводу работы на производстве не говорящих по-русски", - рассказывает Владимир Телятников. "Требуется время, чтобы объяснить элементарные вещи, так как люди не понимают, чего от них хотят. Кроме того, необходим постоянный контроль, иначе качество их работы оставит желать лучшего", - сетует Ирина Кирсанова. На сочинских стройплощадках уже давно висят таблички со следующим требованием: "Говорить только по-русски". Администрация считает, что переговоры, которые она не понимает, могут быть попросту опасны. Тем не менее строительные компании поясняют, что, как правило, их прорабы могут быть двуязычными и обучают мигрантов только определенной работе (например, с каким-либо видом техники), но никак не языку. А вот в рознице все несколько сложнее.


Школа мигранта

Понятно, что на тех работах, где мигранту не приходится общаться с клиентом (когда ему нужно всего лишь выкладывать товар на полку), не требуется какого-либо особого обучения. В некоторых случаях нерусскоязычным гражданам просто выдают картинки, где нарисовано, как и где должен стоять товар. "Я видела, когда мерчандайзерам в сетях выдают картинки, - рассказывает Елена Комкова. - В США, к примеру, тоже работает много мигрантов, они не знают английского. Поэтому мировой гигант Wal-Mart уже давно использует комиксы, в которых при помощи картинок доносятся все инструкции". Но для того чтобы поставить мигранта, пусть даже и получившего российский паспорт, за прилавок или посадить за кассу, его надо обучать не только технологии работы, но и более-менее правильному русскому языку. Эту функцию взяли на себя специальные учебные центры, их сейчас имеют почти все крупнейшие отечественные сети. Такие центры есть у X5 Retail Group, "Ашана" (Академия "Ашан"), "Седьмого континента", "Азбуки вкуса". Последняя поняла, что услуги по обучению персонала в рознице настолько востребованы, что год назад получила лицензию и теперь обучает в центре не только своих сотрудников, но и работников других сетей. Этим и уникален учебный центр "Азбуки". Запросы на обучение приходят, в частности, из региональной премиумной розницы.
На первичном собеседовании преподавателям центра частенько бывает смешно. Вот примеры ответов начинающих продавцов на вопросы преподавателей: "Этот хлеб содержит целых 6 злаков, в других хлебах злаков меньше", "Покупатели хорошо отзываются на этот чай", "Это пастила, проверенная временем и со вкусом нашего детства", "Эта итальянская паста готовится одним и тем же шеф-поваром в течение 10 лет", "Цвет белужьей икры имеет синюю крышку", "Цвет авокадо должен быть зеленым и не твердым". Или, например, ответ на просьбу назвать продукты животного происхождения: "Морская капуста".

"Русский язык - важная составляющая обслуживания покупателей, но отдельно его не преподают. Тем не менее есть сотрудники, для кого русский не родной, есть сотрудники из российских городов, но говорят они с акцентом и специфическими оборотами речи. Первые же занятия посвящены качеству обслуживания в сети, на которых сотрудникам даются для заучивания готовые фразы. Сотрудник должен при помощи таких фраз выяснить потребности покупателя, а также предложить ему товар. Эти фразы нужно отработать до уровня автоматизма", - поясняет Софья Кудрявцева, руководитель учебного центра "Азбуки вкуса". При этом работники еще и не должны напоминать попугаев. Первый обязательный этап обучения занимает примерно месяц, далее человек учится, если хочет повысить свою квалификацию.

Представителей некоторых национальностей приходится, кстати, отучать кричать покупателям через весь зал, чтобы последние подходили и покупали что-то в отделе, где трудится "зазывала". В учебном центре считают, что такой "драйв" для сотрудника лучше, чем полная безынициативность людей тех национальностей, которые считают, что торговля - это что-то "низменое". В центре сейчас уже начали разрабатывать программы по адаптации мигрантов и представителей российских регионов к нашей субкультуре и по ознакомлению их с нормами русского языка. По этическим соображениям курсы будут интегрированы в общий учебный процесс, без выделения в отдельное направление. Центр обходится "Азбуке вкуса" примерно в 8 млн руб. в год, обучение одного сотрудника в среднем стоит всего 1900 руб.

Вкладывать больше не слишком выгодно. "Я считаю, что текучка кадров в рознице в целом составляет около 80% в год", - полагает Елена Цуканова. Но есть эксперты, которые говорят о текучке на "низких" позициях более 100%. То есть на одной позиции в течение года может смениться 2-3 сотрудника. Наличие учебного центра помогает рознице немного сократить текучку.


Рабский труд неэффективен?

Сколько их?

В январе - марте 2011 г. в Россию въехали 3,07 млн иностранных граждан, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выехало из РФ около 2,37 млн. Остались на территории РФ 700 000 человек.
Разрешения на работу были выданы 242 000 иностранцев, среди которых были граждане Узбекистана (35,9%), Таджикистана (14,9%), Украины (11,6%), Китая (10,2%), Кыргызстана (7,9%). Были заняты в строительстве 29% от общего числа, в сфере услуг - 16%, в оптовой и розничной торговле - 13%.
Откуда они?
Эксперты Института демографии В ВШЭ считают, что, "чтобы избежать депопуляции в период с 2010 до 2025 гг. в условиях низкой рождаемости, необходимо принять 11,1 млн мигрантов, а для того, чтобы предупредить снижение численности лиц в возрасте от 15 до 65 лет, - 16 млн человек". Из этих 11 - 16 млн гастарбайтеры из Средней Азии должны составить 7,1 млн. Из Кыргызстана Россия может принять 0,8 млн, Таджикистана - 1,6 млн, Узбекистана - 4 млн, Туркменистана - 0,7 млн. Также Россия могла бы принимать мигрантов из Пакистана, Бангладеш и Северной Кореи.

Источник: доклад "Миграционный потенциал Средней Азии" Института демографии ГУ-ВШЭ

Сам собой встает вопрос, а не тормозит ли наличие сверхдешевого, почти "рабского" труда мигрантов техническое развитие тех отраслей, где такой труд задействован. В конце концов, из школьного курса истории известно, что рабский труд тормозил развитие тех стран, где рабы являлись основой экономики. Как подобный труд влияет в целом на эффективность отраслей, наполненных мигрантами? Мнения по этому поводу различны. "На эффективность розничных компаний труд мигрантов влияет скорее позитивно. Определенные функции мигранты могут выполнять качественнее, чем местное население", - уверен Илья Белоновский. "Безусловно, на одни объяснения плохо знающим русский и не имеющим квалификации уходит уйма времени, что снижает производительность труда", - говорит Ирина Кирсанова. "Исследований влияния труда мигрантов на экономику в России вообще не проводилось. Есть западные исследования, дающие противоречивые данные. Понятно лишь, что использование труда мигрантов приводит к росту зарплат "белых воротничков", но и к снижению зарплат "синих воротничков", - подчеркивает Никита Мкртчян.
"Мне кажется, что при выдаче разрешения на работу в России миграционным службам не помешало бы ввести специальные курсы по преподаванию русского языка и культуры поведения в нашей стране. Этого остро не хватает", - рассуждает Ирина Кирсанова.


Образовывать и оставлять

Государство в принципе озабочено проблемой незнания русского языка мигрантами. ФМС предлагает тестировать приезжающих на знание русского языка. "Но пока каких-либо конкретных шагов в этом направлении мы не наблюдаем", - констатирует Владимир Телятников.
Вопросы образования и помощи в адаптации к культуре не раз поднимались, но за это надо платить. "В принципе есть учреждения, которые могли бы заниматься образованием мигрантов, например вечерние школы. Можно было бы перестроить под образование мигрантов нашу систему ПТУ, так как система среднего профессионального образования почти не пользуется спросом у коренного населения. В Москве 80-90% по окончании средней школы идут в различные вузы", - отмечает Никита Мкртчян.

Разумеется, система образования вряд ли нужна тем, кто приехал на заработки и уехал. Но некоторые мигранты здесь остаются надолго или навсегда.
В сентябре этого года правительством Москвы утверждена программа развития образования в городе, согласно которой должны появиться учреждения, где дети мигрантов смогут изучать русский язык. "Уже сейчас существуют школы русского языка, работающие на базе 12 московских общеобразовательных и вечерних школ, где дети мигрантов в течение одного года изучают русский язык. Правда, об этих школах мало кто из мигрантов знает", - говорит Владимир Телятников.

Тем не менее проблема возрастающей миграции в целом слишком неоднозначная тема. "С точки зрения бизнеса хорошо все, что снижает его издержки, а с помощью мигрантов можно сэкономить на самой затратной части - на персонале. Но есть и социальные аспекты, - рассуждает Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии. - В долгосрочной перспективе ситуация вызывает опасения. Большое число мигрантов - это бомба с часовым механизмом. Ничего плохого нет в том, что трудовые мигранты приезжают и уезжают, но эти люди остаются жить в России, а используются зачастую как рабы и находятся на положении рабов. Они никогда не будут хорошо относиться к стране, а скорее станут видеть в своих работодателях и государстве эксплуататоров. Это может выливаться в социальное недовольство: "Почему москвич получает 50 000, а я 10 000? Чем я хуже?" Нас могут ждать погромы, которые, кстати, уже были во Франции, Великобритании и Германии. При этом часть мигрантов, особенно из мусульманских республик, зачастую плохо адаптируется".

Эксперт полагает, что там, где это возможно, мигрантский труд нужно сводить к минимуму. "В том же ЖКХ есть возможности для увеличения заработной платы, государство выделяет на эту отрасль большие суммы, просто где они оседают?" - задается вопросом Павел Святенков. Он указывает на то, что и вложение казенных денег в образование мигрантов на государственном уровне - тоже сложный вопрос. "Мигрант, получивший качественное образование, уже не пойдет продавцом в "Ашан", он начинает претендовать на более высокооплачиваемые рабочие места. Но почему бы не отдавать эти места местному населению?" - спрашивает Павел Святенков.