Творчество огромных масштабов

В центре Москвы, в начале улицы Знаменка вскоре развернется одна из самых грандиозных столичных строек. Готовится она в рамках программы реконструкции галереи художника Александра Шилова. Но в будущем комплексе галерея получит лишь незначительную часть площадей. Большую же часть квадратных метров поделят между собой правительство Москвы и компания-девелопер «Тверская Файненс Б. В.». Ее возглавляет Олег Лобов – один из самых влиятельных чиновников ранней ельцинской эпохи.

 

Проекты подобного рода в московской практике уже случались. Компании-девелоперы очень часто прикрывают свои коммерческие планы заботой о культуре. К числу таких проектов можно отнести элитный дом на Остоженке, именовавшийся изначально Центром Галины Вишневской, которому выделили там помещение, или, к примеру, Центр Всеволода Мейерхольда на Новослободской улице, где театр со зрительным залом на 500 мест включен в крупный офисный комплекс. Однако в случае с галерей Шилова все куда более «круто».

 

Здесь будет Центр заложен

Галерея занимает особняк в начале Знаменки, некогда принадлежавший архитектору Тюрину. Шилову она была передана московскими властями в знак особого уважения к художнику. О творческом статусе Шилова свидетельствует уже то, что выполненный им портрет Юрия Лужкова в дубленке украшает кабинеты практически всех высокопоставленных московских чиновников.

Но поскольку здание ветхое, а живописец – придворный, вскоре возникла нужда в реконструкции особняка. Однако депутаты Мосгордумы оказались на редкость несговорчивыми, и профинансировать проект за счет бюджетных средств не удалось. Тогда и возник инвестор в лице компании «Тверская Файненс Б. В.». Кстати, Знаменка станет первым (и не исключено, что единственным) девелоперским проектом компании: до сей поры московские власти оставались безучастными к инициативам компании – таким, к примеру, как застройка участка на развилке Пречистенки и Остоженки, где стоит памятник Энгельсу. Но, похоже, Лобов сделал правильные выводы из прошлых неудач.

Муниципалитет выпустил постановление «О реализации проекта по реставрации, строительству и реконструкции комплекса зданий Московской государственной картинной галереи А. Шилова», а «Моспроект-2» занялся архитектурным воплощением идеи.

Из ремонта скромного старого особняка проект превратился в комплексную реконструкцию квартала, ограниченного Волхонкой, Знаменкой, Колымажным и Малым Знаменским переулками. Предполагается, что старая застройка вдоль левой стороны Знаменки будет реконструирована, а в глубине – в соответствии с нынешней московской архитектурной практикой – планируется построить многофункциональный комплекс с трехэтажным подземным гаражом. Общая площадь комплекса – около 27 тыс. кв. м. Он будет состоять из жилой зоны, офисов, магазинов и ресторанов. Более того, в подземной части предполагается проложить целую улицу, параллельную Знаменке. Оценить стоимость такого комплекса сложно, но, учитывая, что цена квадратного метра в центре подбирается к отметке $5000, можно предположить, что речь идет о проекте стоимостью $100 млн – $120 млн.

Такой гигантский проект с видом на Кремль просто по определению должен был нарушить сложившуюся застройку. Так и получилось – под выселение попали жильцы дома №9 по Знаменке (которые уже организовали движение протеста), а под снос – уникальный градостроительный ансамбль, каковым заслуженно считается начало Знаменки.

 

В обход

Весьма любопытен процесс продвижения проекта. Вообще подобные строительные инициативы сначала демонстрируются разного рода общественным советам и только потом предъявляются мэру. Но в данном случае все было наоборот. Юрий Лужков ознакомился с вариантами проекта, после чего их представили Экспертно-консультационному совету при мэре Москвы. Оценки его оказались весьма выразительными. К примеру, по словам профессора МАрхИ Николая Улласа, «чтобы оправдать глобальную перестройку этого уникального исторического квартала, нужно сначала причислить художника Шилова к лику святых». Однако ЭКОС – орган консультационный и принципиально ничего не решает.

Вызывает много вопросов и метод распределения площадей. Галерея Шилова занимает довольно обширный земельный участок, который в несколько раз превышает габаритную площадь ее здания. Но по контракту галерея получит 1600 кв. м (включая три экспозиционных зала по 300 кв. м). Это порядка 6% площадей. Остальные 94% как бы покрытие затрат инвестора на развитие галереи. По словам директора галереи Шилова Александра Чистякова, причиной подобного недоразумения стал неправильный расчет площадей. Остается добавить, что стоимость неувязки составляет десятки миллионов долларов.

На деле, конечно, все гораздо проще: проект активно лоббируется городом, которому достанется 40% площадей. Участие города обусловлено не только характером стройки, но и особенностями проекта – строительство, задуманное возглавлявшим коллектив проектировщиков архитектором Михаилом Посохиным, выходит за пределы земель галереи Шилова. Собственно, именно это обстоятельство и сделало проект неожиданно скандальным.

В 1994 году федеральное правительство выделило Музею изящных искусств участок размером в шесть соток под строительство депозитария. Понятно, что из-за отсутствия денег музей так ничего и не построил. И сегодня на этот участок положила глаз «Тверская Финанс Б. В.». Выяснилось это недавно, когда в музей пришла бумага с предложением отказаться от прав на землю.

 

Укрепленные позиции

Вести пиаровское противостояние со столь уважаемым музеем довольно трудно. И компания-девелопер предпочла роль молчальника. В результате публичными действующими лицами конфликта оказались галерея Шилова, ГМИИ и выселяемые жильцы дома №9 по Знаменке.

Позиция жильцов очевидна. Знаменка – их малая родина, многие прожили здесь по полвека и уезжать куда-нибудь в Бутово не хотят. Галерея же и ГМИИ оказались в довольно щекотливой ситуации.

Директор галереи Александр Чистяков, которому приходится отдуваться перед общественностью за финансовые интересы Олега Лобова и московских властей, занял в общении с прессой вынужденно компромиссную позицию. Чистяков утверждает, что у ГМИИ, если тот сам не захочет, отбирать ничего не будут. Хотя музею выгоднее было бы отказаться от участка в обмен на помещение в будущем бизнес-центре. Что же до градостроительства, то проект прошел все необходимые инстанции и ни у одной из них не вызвал возражений. В то же время Чистяков говорит, что проект бизнес-центра – как бы концепция, один из вариантов будущей застройки окрестностей Знаменки. Получается, что строительство вроде и неизбежно, но вместе с тем является неким маниловским прожектом, который, впрочем, был оплачен.

Не менее дипломатичной оказалась и позиция директора ГМИИ Ирины Антоновой. По ее словам, претензий к галерее у нее нет, и даже к творчеству Шилова Антонова относится с уважением. Проблемы же возникают из-за некорректного поведения компании «Тверская Финанс Б. В.» (кстати, у ГМИИ все прошедшие годы сохранялся шанс сделать ситуацию прямо противоположной – построить на шести сотках какой-нибудь бизнес-центр и разместить в нем депозитарий). А некорректная компания тем временем вскоре может начать строительство.