Тяга к природе
Бывший партнер известного в 1990-х бизнесмена Владимира Довганя Александр Коновалов еще год назад был председателем совета директоров компании «Эдельстар», однако внезапно он резко изменил сферу своей деятельности. Бизнесмен купил 4 га земли в 120 км от Москвы по Новорижскому шоссе и организовал собственную экоферму «Коновалово». Изначально объем инвестиций в проект составил 28 млн руб. На ферме стали практиковать экотуризм, предприниматель возвел на участке три деревянных домика, которые могут одновременно принимать 24 человека, открыл кафе с экоменю. В настоящий момент на ферме выращивают овощи, пекут хлеб, производят масло, творог, мясные полуфабрикаты, организуют мастер-классы по выпуску собственного масла и мороженого в домашних условиях и даже выращивают рыбу в пруду. При этом Александр Коновалов в своем стремлении к природе далеко не одинок, в таком же направлении движутся многие отечественные предприниматели.
Размер потока в каждом регионе мира*
Азиатско-Тихоокеанский регион – 25%
Европа – 38%
Северная и Южная Америка – 23%
Африка – 11%
Ближний Восток – 3%
* Доля регионов в экотуристических прибытиях.
Источник: Hospitality In.Comm
К селу и стаду
К самым известным и крупным
производителям сертифицированных по стандартам ЕС экопродуктов относят корпорацию «Органик» другого бизнесмена – Николая Цветкова. В его хозяйстве «Спартак», расположенном в 180 км от Москвы, на земельном участке общей площадью 1428 га содержится 500 голов дойного стада. Продукция сбывается в собственной сети из двух торговых точек «Био-Маркет». Однако обороты и объем производства корпорация не раскрывает. В настоящий момент она развивает марку молочной продукции «Это Лето». Кроме того, известно, что компания планирует поставлять молоко не только в собственные «экологические» магазины «Био-Маркет», но и в другие торговые точки. «Жизненные ориентиры россиян в последнее время несильно отличаются от европейских: здоровый образ жизни и забота о себе постепенно из разряда экзотики либо модного тренда превращаются в норму. Неудивительно, что многие решают обзавестись собственным «органическим огородиком» и своими руками или с помощью садовников выращивают овощи и зелень», – говорит генеральный директор корпорации «Органик» Константин Васильчишин. Согласно результатам опроса, проведенного Агентством социальной информации, в России тратить деньги на приобретение экологически безопасной продукции в той или иной мере готовы большинство респондентов. Однако вопрос все-таки упирается в цену. Если такая продукция будет дороже на 10%, то 72,8% сделают свой выбор в ее пользу, если на 20%, то число таких покупателей сократится до 33,5%, а если на 30% – до 17,9%. При этом в настоящий момент, по данным экспертов, цена «экологического» мяса в два раза выше обычного.
Как вы относитесь к экотуризму (путешествиям, позволяющим насладиться красотой природы вдали от благ и удобств цивилизации)?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Я уже бывал(а) в таких путешествиях, и мне понравилось – 30%
Я ни разу не бывал(а) в таких путешествиях, но планирую/хотел(а) бы побывать – 39%
Я уже бывал(а) в таких путешествиях, и мне не понравилось – 3%
Я ни разу не бывал(а) в таких путешествиях и не планирую – 19%
Затрудняюсь ответить – 9%
Источник: Портал Superjob.ru
Дорого и без гарантии
Прибылен или убыточен экобизнес Николая Цветкова, контролирующего «Уралсиб», неизвестно. «Среди лендлордов нет людей недалеких, они понимают, что для того, чтобы владеть крупными участками земли и не иметь при этом проблем, нужно работать», – подчеркивает директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Дмитрий Цветков. Впрочем, когда появляются проекты экспериментальных биоферм, то очевидно, что это происходит не столько из-за того, что владельцу нужно вести некую сельхоздеятельность, в таком случае, по словам экспертов, проще было бы засеять поля кукурузой.
До кризиса мировой рынок органических продуктов оценивался более чем в $52 млрд, его рост составлял 10–15% в год. «В магазинах «Зеленый перекресток» продаются продукты, сертифицированные как органические. В торговом зале они выделяются специальными стикерами, все это импортные продукты. Круг покупателей, которые заботятся о своем здоровье, обращают внимание на состав и условия производства продуктов, сформировался. Поэтому спрос на био- и экопродукцию стабильный, но это действительно узкая ниша. Доля органических товаров в ассортименте – около 1%», – сообщили «Ко» в пресс-службе X5 Retail Group. По данным компании, поставщики не заинтересованы в продвижении экопродукции из-за ее низкой оборачиваемости. Впрочем, в сети более высокой ценовой категории – в «Азбуке вкуса» имеются продукты и из отечественных фермерских хозяйств. «Пока нельзя сказать, что большинство наших клиентов предпочитает экопродукты, но можно констатировать устойчивый тренд роста этого сегмента в последние годы. К сожалению, в России пока еще на разработано законодательство в области экологически чистых продуктов, отсутствуют механизмы их сертификации», – рассказывает директор по маркетингу сети супермаркетов «Азбука вкуса» Галина Ящук. По ее словам, во многом из-за этого некоторые производители стремятся приписывать своим товарам особые экологические характеристики, в то время как единого понимания, что же считать экопродуктом, в нашей стране пока нет. «Поэтому, когда мы отбираем небольшие фермерские хозяйства на предмет поставок творога, молочных продуктов, мяса или, например, птицы, эксперты нашего управления по качеству каждый раз обязательно выезжают в само хозяйство», – добавляет она.
«Единственный способ сделать органику более массовой – выводить на российский рынок отечественную биопродукцию, чем и занимается наша компания», – уверен Константин Васильчишин. По его словам, в настоящий момент сертифицированная органическая, био- и экопродукция в розничных сетях более чем на 99% состоит из импорта. Относится ли к «эко» продукция небольших российских ферм, которые не получали западной сертификации, непонятно. «В России не существует внутренней сертификации: чтобы продавать продукцию со словом «эко» на этикетке, сертификат не нужен. Я сам видел хозяйства на тысячу голов, где колют коров антибиотиками, при этом ничто не мешает им называть свою продукцию экологически чистой», – говорит Александр Коновалов.
Экотуризм
– Доля России в международном экотуризме составляет менее 1,5–2%, что отражает значительный отложенный спрос на экопутешествия в страну с таким огромным количеством экологически уникальных мест, равных которым нет нигде на планете.
– К особо охраняемым природным зонам в России относится 101 заповедник (с территорией более 33 000 га),
40 национальных парков (с территорией 7700 га), 68 федеральных заказников.
– Число посетителей данных мест, по разным оценкам, составляет 1,7–2 млн человек в год.
– Наиболее популярные места России в качестве центров экотуризма – Алтай, Байкал, Карелия, Камчатка, Арктика, дельта Волги, Якутия, Чукотка
Источник: Hospitality In.Comm
Кристально чистые курорты
Некоторым бизнесменам – любителям «эко» – мало стада из семи коров. К таковым можно отнести основателя компании «Быстров» и создателя популярного напитка «Инвайт» Сергея Выходцева с его проектом экокурота на Северном Байкале. «Экологический туризм в мире – это тренд последних пяти лет. В кризис спрос на туруслуги снижался, а недешевый экотуризм рос», – подтверждает директор компании Hospitality In. Comm Елена Лысенкова. Впрочем, по словам гендиректора турфирмы «Дельфин» Сергея Ромашкина, «в турагентства не поступают запросы на экотуризм, как таковой, туристы не используют такую формулировку, но иногда они говорят, что хотели бы что-то поближе к природе». Проект экокурорта на Байкале развивает принадлежащая Сергею Выходцеву компания Organic Escape. Эта структура уже приобрела в районе Северного Байкала 22 участка площадью 1500 га, на которых планирует построить 72 туристических объекта, в том числе 22 гостиницы. Объем инвестиций сама Organic Escape оценивает в 11 млрд руб. На сегодня концепция уже готова, однако, по мнению Елены Лысенковой, реализация проектов подобного масштаба невозможна без помощи государства, которое должно решить проблемы с дорогами и подведением электричества. В настоящий момент Сергей Выходцев ищет частных соинвесторов для реализации проекта и ведет переговоры с властями региона о государственном участии, однако их результаты пока неизвестны.
Более того, оценить сейчас, насколько курорт будет востребован, очень сложно. «Дело в том, что долететь до Байкала и вернуться в Москву стоит 30 000 руб. Если бы часть миллионов, которые вкладывают инвесторы, была потрачена на создание авиакомпании-дискаунтера, то на Байкале уже сидело бы пол-Москвы», – поясняет Сергей Ромашкин. При этом в настоящий момент менее 10% от всех туристов на Байкале приходится на жителей Центрального региона. «Собственно на внутреннем туристическом рынке сейчас два вида предложения «эко» – это предложение для состоятельных людей, когда можно покататься на вертолете над тайгой и посмотреть на медведей, и экономвариант – путешествие с палаткой», – рассказывает Елена Лысенкова. Кроме того, по мнению экспертов, потенциал для развития внутреннего экотуризма имеет Селигер в силу транспортной доступности, однако, как отмечают участники рынка, здесь пока есть всего два небольших проекта, которые можно отнести к «эко».
Впрочем, представители этого рынка полны энтузиазма и утверждают, что экотуризм, как и прочие направления «эко», в России будут постепенно развиваться. «Просто надо, чтобы прошло время и сформировался класс состоятельных бизнесменов, которые сами хотят приобщиться к этой культуре», – рассуждает Александр Коновалов. Однако пока спрос на экопродукты недостаточен даже для того, чтобы обеспечить потребителями несколько ферм и подмосковные пансионаты. Показательно, что в 2009 г. организация IFOAM оценивала рынок биопродукции в России всего в $80 млн – это 0,1% от общего объема продуктового рынка, тогда как в Европе этот показатель достигает 3–5%.