Top.Mail.Ru
архив

Тятя, тятя, наши сети…

На минувшей неделе глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о своей готовности поддержать малый бизнес. «В случае необходимости мы введем ограничение на развитие и порядок работы крупных торговых сетей в России», – сказал министр на заседании правительства в ходе презентации мер по поддержке малого предпринимательства. Глава МЭРТ также сообщил, что его ведомство следит за ситуацией на розничном рынке и изучает опыт регулирования торговли в других странах. В качестве возможных мер по защите малого бизнеса Греф предлагает запретить сетевым ритейлерам торговать после 18 – 19 часов и открывать свои магазины в городах с населением менее 40 000 человек.

«В России, конечно, все возможно. Но предложение выглядит очень странным. Ведь от таких мер в первую очередь пострадают потребители, – считает генеральный директор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин. – Москвичи в отличие от жителей многих европейских городов живут в особом ритме. В супермаркетах пик продаж приходится на период с 18 до 23 часов. Значит, теперь люди не смогут после работы купить качественные продукты». По оценкам экспертов, именно после 18 часов ритейлеры делают 40% суточного оборота. Поэтому в целом потери розничных сетей от введения подобного ограничения могут составить $35 – 38 млрд.

Справедливости ради стоит заметить, что в США, Западной и Восточной Европе также практикуются те или иные ограничительные меры, направленные на поддержку малого розничного бизнеса. «Однако в европейских городах большие торговые центры могут работать до девяти – десяти вечера», – говорит Садовин. По мнению опрошенных «Ко» экспертов, большинство механизмов регулирования европейского розничного рынка нельзя переносить на российскую почву. «Власть не способна поддерживать баланс собственных регулирующих норм, поэтому многие из них – даже нужные и удачные – только увеличивают силу бюрократической машины», – добавляет генеральный директор сети SPAR в России Дмитрий Маслов.

Между тем сегодня в нашей стране несетевую розницу защищать по большому счету не от кого. В России на один миллион жителей приходится лишь 19 точек «цивилизованной» торговли, в то время как, например, в Чехии – 129. По данным ACNielsеn, семь ведущих ритейлеров («Пятерочка», «Перекресток», «Седьмой континент», «Тандер», «Дикси», «Копейка», «Ашан») контролируют всего 9% рынка российской розничной торговли по обороту. Для сравнения: в Чехии и Венгрии три крупнейших игрока держат 34%, а в Словакии – 46% розничного рынка.

«Чтобы потребители чувствовали себя комфортно, необходимо на 250 000 – 300 000 человек населения иметь один гипермаркет, 5 – 10 супермаркетов, 20 – 30 «магазинов у дома», – говорит директор по стратегии компании «Семперия» Олег Гвоздик. – Должно пройти минимум пять лет, чтобы по насыщенности современными розничными форматами российский рынок сравнялся с западными». Вот тогда-то, возможно, и появится смысл говорить о регулировании отрасли.

 

Еще по теме