«У Activision Blizzard сейчас очень плохая репутация»

19.01.202218:16

Microsoft объявил о покупке студии видеоигр Activision Blizzard за $68,7 млрд, совершив крупнейшую сделку за всю историю игровой индустрии. Новости о покупке взвинтили акции студии на 35% и обрушили котировки Sony — главного конкурента IT-гиганта в сфере игровых консолей. Опрошенные «Компанией» эксперты считают, что Microsoft заметно продвинулся в экспансии рынка, однако самобытность игрового направления Sony все еще любима многими геймерами.

Первыми о сделке сообщили источники The Wall Street Journal, а 18 января ее подтвердил и сам Microsoft. Сумма сделки из расчета $95 за акцию составит $68,7 млрд, что почти на $20 млрд больше рыночной капитализации Activision Blizzard на момент объявления. Ее планируют закрыть до 30 июня 2023 года. Если сделку одобрят регуляторы, то Microsoft станет третьей по выручке компанией после Tencent и Sony.

На новостях по сделке стоимость акций Activision Blizzard менее чем за час увеличилась на 35%, до $88 за штуку. Руководству биржи NASDAQ пришлось временно остановить торги, чтобы дождаться официального подтверждения сделки. Параллельно с этим акции Sony на Токийской фондовой бирже обрушились более чем на 12%, до 12 410 иен за бумагу, что стало самым низким внутридневным уровнем почти за три месяца. Падение продолжилось 19 января — котировки компании потеряли в цене 13%.

Microsoft и Activision Blizzard продолжат работать независимо друг от друга. Сейчас студию возглавляет Бобби Котик. После закрытия сделки Activision Blizzard полностью перейдет под крыло Фила Спенсера, которого назначили главой Microsoft Gaming. В своем обращении к сотрудникам он отметил, что корпорация «привержена стремлению к инклюзивности во всех аспектах игровой индустрии — как среди сотрудников, так и среди игроков». «Мы глубоко ценим культуру отдельных студий. Мы также считаем, что творческий успех и автономия идут рука об руку с достойным и уважительным отношением к каждому человеку, — заявил СЕО. Он отметил, что подробности по сделке станут известны на ежемесячном совещании корпорации по игровому бизнесу 26 января.

Благодаря сделке Microsoft перейдут такие франшизы Activision Blizzard, как Call of Duty, Diablo, Starcraft и Warcraft, Prototype, Hearthstone, Overwatch, Tony Hawk Pro Skater и другие. В Microsoft пообещали добавить «как можно больше игр» в свой сервис подписки Xbox Game Pass.

Часть игр и серий останутся мультиплатформенными, при этом некоторые из них Microsoft планирует сделать эксклюзивами экосистемы Xbox, пишет Bloomberg со ссылкой на источник. Однако представители корпорации сообщили Axios, что не собираются делать игры Activision Blizzard эксклюзивными — по крайней мере, не все. «Цель сделки — сделать контент от Activision Blizzard доступным на большем количестве платформ, включая мобильные устройства», — добавили они.

прочитать весь текст

В своем приветственном послании для Activision Blizzard корпорация рассказала, что Game Pass сейчас используют 25 млн человек. Еще в апреле 2020 года Microsoft насчитала 10 млн подписчиков, в сентябре показатель вырос до 15 млн, а в январе 2021 года преодолел отметку в 18 млн.

Кому выгодна сделка?

Глава Activision Blizzard Бобби Котик в интервью Venturebeat рассказал о покупке студии подробнее. По его словам, одна из причин ее продажи — необходимость в ресурсах. Спенсер предложил купить Activision Blizzard в момент, когда компания начала работать над планом по развитию в новых направлениях, рассказал гендиректор студии. Котик счел заключение сделки логичным решением с учетом предложенной суммы и ресурсов в распоряжении Microsoft.

Продажа студии IT-гиганту поможет Activision Blizzard сделать шаг на пути к созданию метавселенной, где можно было бы объединить «сообщества, состоящие из сотен миллионов геймеров», писал Котик в обращении к сотрудникам. Он напомнил, что аналогичные амбиции есть и у других компаний: Google, Tencent, NetEase, Amazon, Apple, Sony и Disney. У Microsoft есть облачные вычисления, искусственный интеллект и машинное обучение с аналитикой данных, перечислил Котик.

Несмотря на яркие прогнозы гендиректора, опрошенные «Компанией» эксперты напомнили о скандалах, которые сопровождают студию с лета 2021 года и негативно влияют на ее котировки. Ранее власти Калифорнии обвинили компанию в том, что сотрудницы компании постоянно подвергаются сексуальным домогательствам, получают меньшую зарплату, чем мужчины, при этом им предъявляют более жесткие требования к работе и не повышают по службе. Более того, сам Котик прикрывал случаи неподобающего поведения и домогательств, а также угрожал подчиненным, говорилось в расследовании The Wall Street Journal.

Сотрудники в прошлом году дважды устраивали забастовки и требовали отставки Котика. Их поддержали акционеры. После проведения собственной проверки руководство Activision Blizzard уволило 30 работников, привлекло к дисциплинарной ответственности еще 44 и выплатила $18 млн пострадавшим.

Момент для покупки Activision Blizzard в плане ее репутации и просевших акций был подходящий, отметил источник «Компании» в игровой отрасли. Он добавил, что на студию бросают тень и выпущенные проекты, которые аудитория долго ждала. «Покупка странная, потому что у Activision Blizzard сейчас очень плохая репутация: ими недовольны игроки, поскольку несколько проектов, в частности Blizzard, стали провалами, а планы на Overwatch 2 и последующую Diablo весьма сомнительны», — заявил собеседник.

С ним согласен блогер, обзорщик видеоигр Василий Гальперов. По его словам, Microsoft необходимо провести серьезную реорганизацию в студии, потому что в ином случае продолжение скандалов отразится уже на репутации корпорации.

Гальперов не исключает, что сделка была нужна Microsoft в том числе и для лишения Sony PlayStation дальнейших частей таких популярных игр, как Call of Duty и Diablo. Он напомнил, что у студии есть мощное мобильное подразделение в лице издателя и разработчика King, «генерирующего большие прибыли» на проекте Candy Crush Saga и других.

Возможно, Microsoft перехватит инициативу у Sony по поставке крупных эксклюзивов, но, кажется, что японский IT-гигант корпорацию мало волнует, считает автор портала Stopgame.ru Иван Лоев.

При этом он отметил, что в мобильном сегменте уже давно «своя атмосфера». «Большим студиям с их устоями и привычками на этом рынке делать нечего, потому что мобильные платформы работают иначе, а у игроков другие привычки, ценности и причины запускать игры», — сказал он «Компании».

Для полноценной конкуренции в сегменте мобильных игр нужны другие покупки, такие как приобретение игровой студии Zynga, считает директор киберспортивного холдинга по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин. Еще 10 января сделку по покупке Zynga называли крупнейшей на игровом рынке — студия Take-Two заплатила за нее $12,7 млрд

Эксперт объяснил, что в портфеле Microsoft даже с учетом покупок за последние годы, слишком мало сильных игр с устойчивой моделью монетизации. «Соответственно, если в стратегии компании есть усиление по этому направлению, то стоит ждать новых приобретений», — прогнозирует Мешалкин.

Крупнейшие поглощения Microsoft:

  • Activision Blizzard — $68,7 млрд;

  • Linkedin— $26,2 млрд;

  • Nuance — $19,7 млрд;

  • Skype — $8,5 млрд;

  • ZeniMax (Bethesda Softworks, id Software и др.) — $7,5 млрд;

  • GitHub — $7,5 млрд;

  • Nokia phone unit — $7,2 млрд;

  • aQuantive — $6,3 млрд;

  • Mojang (Minecraft) — $2,5 млрд.

прочитать весь текст

Что будет с Sony?

Опрошенные «Компанией» эксперты сходятся в том, что Microsoft стремится навязать рынку свои правила и постепенно его монополизирует. Сделка по покупке Activision Blizzard стала еще одним шагом корпорации по усилению в противостоянии с Sony на рынке консолей, считает Мешалкин.

Обострение конкуренции может помешать будущим доходам Sony в игровом бизнесе. Более того, у японского конгломерата куда меньше свободных денег, поэтому ему будет сложнее соревноваться с Microsoft в покупке крупных студий, писал Bloomberg. Источник «Компании» в игровой отрасли считает, что у Sony и Microsoft взгляды на индустрию различаются, что на пользу японской корпорации. «Microsoft делает свою консоль Xbox мультимедийной: с помощью нее можно не только играть, но и читать новости, смотреть ТВ. При этом Sony PlayStation — только про игры», — объяснил он.

Собеседник добавил, что Microsoft на протяжении всей истории конкуренции с Sony пытается давить эксклюзивами, но Sony в этих делах выигрывала, поскольку у нее была более качественная игровая политика. Bloomberg отмечал, что Sony придерживается традиционной бизнес-модели с эксклюзивными высокобюджетными играми и продажами «железа». Два этих сегмента составляют 30% выручки компании.

Одобрят ли сделку?

Одно из условий сделки — комиссия в размере $3 млрд наличными, которые Microsoft обязана будет выплатить Activision Blizzard, если регуляторы не одобрят слияние двух компаний, пишет Vox. По данным издания, стороны уверены в положительном решении, поэтому и пошли на такой шаг.

Для обеих компаний сделка не обойдется без юридических разбирательств, считает управляющий партнер инвестиционной компании Loup Джин Мюнстер. По его словам, сложность сделки заключается в том, что власти США хотят иметь больший контроль над корпоративными монополиями, а покупка почти на $70 млрд идет вразрез с этими планами. При этом эксперт сомневается, что регуляторы найдут явные основания для запрета сделки. «Я думаю, что, несмотря на разочарование многих богатством крупных технологических компаний, они в конечном счете делают жизнь людей лучше», — отметил он.