Top.Mail.Ru
бизнес

У бизнеса разыгрался аппетит

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Российский рынок слияний и поглощений (M&A) постепенно восстанавливается после неопределенности 2020 года, вызванной пандемией. За первые восемь месяцев текущего года M&A-сделки состоялись в разных отраслях: ИТ, ритейле, электронной коммерции, здравоохранении, телекоммуникациях и промышленности. В колонке для журнала «Компания» вице-президент Advance Capital Артур Шубаев рассказывает о самых значимых сделках в разных секторах экономики. 

По данным KPMG, в прошлом году в России провели 567 сделок по слиянию и поглощению на сумму $59,7 млрд, что на 15% и 5% соответственно меньше показателей 2019 года. В 2021 году, если ориентироваться на результаты исследования агентства AK&M, объем таких сделок в стране достиг почти $17,2 млрд долларов, что на 16,5% больше, чем в 2020-м. Их количество увеличилось примерно на 39%. Одни смогли результативно завершить отложенные до лучших времен переговоры, другие — приобрести активы для усиления на конкурентном поле изменившегося рынка.  

Технологические компании / ИТ

Финансовые инвесторы продолжают видеть перспективу получения более высокого дохода в результате вложений в технологические компании. Коронавирус не оказал негативного влияния на этот фундаментальный тренд, оформившийся три-четыре года назад, а скорее даже усилил его. Популярностью у инвесторов по всему миру пользуются цифровые сервисы доставки, программное обеспечение для видеоконференций, сервисы для удаленной работы.

На российском рынке можно отметить сделку по приобретению Сбером компании Jivo. Это омниканальное приложение для поддержки клиентов и продаж в онлайн-каналах. Размер сделки не разглашается. Также в августе этого года в рамках раунда С краудсорсинговый сервис срочной курьерской доставки Borzo (ex-Dostavista) привлек инвестиции на $35 млн от РФПИ и Mubadala.

Ритейл (без учета электронной коммерции)

Стратегические инвесторы из этой отрасли уже достигли высокой степени зрелости с точки зрения консолидации рынка. В России осталось не так много крупных независимых сетей, поэтому стратеги активно инвестируют в технологичный бизнес.

В апреле 2021 года X5 Retail Group приобрела компанию «Много лосося». Это игрок foodtech-сегмента, который работает по модели dark kitchen. X5 в прошлые годы уже во многом исчерпала потенциал M&A-сделок с региональными ритейл-сетями и теперь ищет драйверы роста в технологиях и смежных сегментах. Конкретно с этой покупкой — в сегменте готовой еды. Сделка подтверждает тезис, что лидеры ритейла готовы вкладываться в технологичные компании, особенно если их ключевой бизнес синергичен с поглощаемой организацией.

Тем не менее самая важная сделка в ритейле в России все равно касалась офлайн-бизнеса. Поскольку, как мы заявляли выше, относительно крупных независимых сетей почти не осталось, лидеры рассматривают возможности приобретения других «крупняков». С высокой долей вероятности главной сделкой года станет покупка «Магнитом» сети магазинов «Дикси» за 87,6 млрд рублей, закрытая в июле. «Магнит», у которого исторически тяжело шло развитие в Москве и Санкт-Петербурге, сможет усилить позиции в этих городах и сравняться по оборотам с Х5 Retail Group. 

Электронная коммерция

Сохраняется интерес к е-commerce у офлайн-игроков в общем и маркетплейсов в частности. Причем его обеспечивают в основном не финансовые инвесторы, а стратегические. В этом контексте можно отметить сделку по покупке группой компаний Inventive Retail Group онлайн-магазина «Румиком» (продает продукцию бренда Xiaomi в России), которая состоялась в августе

Подобные сделки интересны именно стратегической стороной. Часто компании подобные «Румикому» занимают устойчивую нишу на рынке, приносят прибыль владельцам и обладают определенной экспертизой, но упираются в потолок развития. Для их дальнейшего быстрого роста необходимы ресурсы, опыт и, главное, стратегические знания, которые могут обеспечить только крупные игроки. У Inventive Retail Group такие компетенции имеются: она управляет розничными сетями re:Store (продают продукцию бренда Apple), Samsung, Nike, Lego и других марок. После таких сделок поглощаемый бизнес оптимизирует ресурсы (не нужно содержать штат специалистов, дублирующих функции головной компании), получает доступ к маркетинговым инструментам и другим технологиям более развитой компании-покупателя, реализуется синергия по затратам. 

В апреле 2021 года все та же Inventive Retail Group купила компанию Aristos, развивающую монобрендовые онлайн-магазины. Как сообщают «Ведомости», для Inventive эта сделка важна с точки зрения доступа к новым вендорам, а также к инфраструктуре e-commerce. 

Здравоохранение

Можно отметить общий тренд: крупные игроки отрасли, которые либо готовятся к IPO, либо уже провели размещение, приобретают сети поменьше в регионах для расширения своего присутствия. Так, в прошлом году активность проявляла «Медси» (принадлежит АФК «Система»): в марте 2020 года она купила удмуртскую сеть клиник «Аспэк».

В отрасли также немало финансовых инвестиций. В марте 2021 года фонд «ТилТех Капитал» поддержал свою портфельную компанию «Сеть клиник Фомина» и проинвестировал в нее еще 1,2 млрд рублей. Это поддерживает тренд, заданный в прошлом году Газпромбанком, — летом 2020-го банк приобрел миноритарную долю в ГК «Эксперт», которая инвестировала полученные средства в расширение присутствия в регионах России. 

Компании из медицинской отрасли активно инвестируют в технологические решения. Часто это делается с прицелом на будущее, чтобы потом интегрировать стартап в свою экосистему. Упомянутая выше компания «Медси» в прошлом году проинвестировала в стартап Bioniq, который занимается подбором витаминов по персональным характеристикам клиентов. 

Телекоммуникации

В телеком-секторе также можно заметить, что почти исчерпан потенциал приобретения крупными федеральными игроками («ЭР-Телеком», «Ростелеком», МТС) независимых региональных компаний — лидеров в своих регионах. Единственной крупной сделкой такого характера стало приобретение компанией «ЭР-Телеком» в августе 2021 года оператора «Авантел», который обладал сильными рыночными позициями в Москве и Сибири. Сделка для покупателя имеет стратегическое значение.

Ряд игроков уже начал искать источники роста в технологических решениях для своей базы. Например, компания МТС, которая в прошлом уже приобрела билетные сервисы Ponominalu и Ticketland, а в 2021 году купила контрольный пакет блокчейн-платформы Factorin за 867 млн рублей. Из них 350 млн рублей будут направлены на развитие. 

Промышленность и строительство

Компании этих секторов проявляют большой интерес к новым материалам и технологиям, которые позволяют повысить эффективность строительства. Отчасти это связано с разогретым рынком недвижимости. Во всем мире в моменты неопределенности люди привыкли вкладываться в подобные активы. В России спрос подогревает льготная ипотека — стоимость квартир в новостройках в среднем по стране за первую половину 2021 года выросла на 17%.

Это высвобождает средства для инвестиций у лидеров рынка, а высокая рентабельность стимулирует конкуренцию — в связи с этим компании активно смотрят на технологии и новые направления, напрямую не связанные со строительством, но позволяющие реализовать синергию. Так, группа компаний «ПИК» — лидер среди застройщиков в Москве — запустила такие направления бизнеса, как «ПИК-Мебель» и «ПИК-Аренда», и продолжает развивать направление управляющих компаний «ПИК-Комфорт». 

Специальные ситуации

В 2020–2021 годах в России особенно актуальны «специальные ситуации». Так называют сделки, когда покупают компанию, столкнувшуюся с рыночными сложностями либо с корпоративным конфликтом. В таком случае оценка идет с большой скидкой, что позволяет получить высокую доходность, пусть и с повышенными рисками.

Пример сделки, которую спровоцировал корпоративный конфликт, — приобретение долей в Natura Siberica АФК «Система» Владимира Евтушенкова и En+ Group Олега Дерипаски, которое активно обсуждалось в августе 2021 года. 

В России много сделок, где стратегический игрок приобретает банкротную или предбанкротную компанию на аукционе (зачастую чтобы получить ее имущество). Вот некоторые последние примеры: «Хотьковский автомост» купил имущество «Сибмоста», ростовский «Край солнца» приобрел на Алтае завод по производству белка, аэропорт Стрежевого купил здания и участки компании-банкрота «Томск Авиа».