«У фортепианных концертов миллионные охваты», или почему важно подружить классическое искусство и «цифру»
В эпоху импортозамещения стало понятно, что не так много в мире явлений, в названии которых непременно есть слово «русский». Русский пианизм — одно из них. О емкости рынка талантов сегодня, о популярности классики и необходимости цифровизации искусства поговорили с продюсером, сооснователем «Русской Фортепианной Школы» Табризом Шахиди.
— Даже больше! Мы не ожидали такого интереса и поддержки со стороны знаменитостей и широкой аудитории слушателей; мы совсем не думали, что нас так тепло будут принимать с концертами в столицах регионов России. Впечатляют охваты просмотров наших музыкальных видео, созданных по самым высоким стандартам съемки и записи звука. Они измеряются десятками миллионов.
— Все-таки возрождению интереса к классической музыке, в частности фортепианному искусству, в новой России поспособствовал прежде всего Денис Мацуев. Именно он 20 лет назад стал первооткрывателем (для абсолютно разных поколений зрителей) искусства, которым раньше наслаждались избранные. Нельзя не отметить и огромный вклад Валерия Гергиева, Владимира Спивакова и Юрия Башмета в популяризацию высокого искусства.
— Русский пианизм вышел на мировую сцену во второй половине XIX века и сразу стал самобытным явлением. С тех пор наши пианисты — желанные гости на всех концертных площадках планеты; и часто именно они задают тон в развитии новых тенденций мирового фортепианного исполнительства. Великие русские и советские педагоги зафиксировали очень ценные нюансы в технике, звукоизвлечении, бережном отношении к композиторскому замыслу. Эти заповеди до сих пор являются профессиональным кредо для нового поколения русских музыкантов.
Так что же тогда отличает именно русскую исполнительскую школу? Ответом на этот вопрос служат две короткие цитаты. Одна из них принадлежит знаменитому певцу Федору Шаляпину: «… Бессмертная традиция в фокусе сцены ставит живую личность актера, душу человека…» Вторая — Александру Гольденвейзеру, прославленному пианисту и педагогу: «…музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы встать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора».
Живая личность артиста! Его душа! Уровень духовной культуры! Вот ориентиры, выделяющие русскую исполнительскую школу. Мало быть техничным и лиричным, если сердце пустое, а чувства поддельны. Каждое выступление хорошего русского музыканта — это душа наизнанку. Всегда.
— Если ответить коротко, то их больше, чем участников всех сезонов проектов «Голос», «Фактор» и «Ну-ка, все вместе» за все время существования этих шоу. А если серьезно и с точными цифрами, то в прошлом сезоне только в нашем Проекте приняли участие 38 пианистов, а в предстоящем мы ожидаем 50 новых имен. Но это даже не 20 % от общего числа талантливых виртуозов фортепиано в России, ежегодно выпускающихся из консерваторий. Совершенно очевидно, что не все из них станут недосягаемыми величинами в искусстве, но показывать зрителям и слушателям мы будем большинство.
— У Проекта три главных преимущества — высококачественная запись исполнения молодыми музыкантами классических произведений, их продвижение в сети Интернет и организация цикла концертов в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского. Цель проекта — популяризация талантов и достижений блестящих наследников великой русской фортепианной школы среди разных слоев населения.
Кто-то из журналистов в первом сезоне написал, что ранее у молодых пианистов не было возможности в таких объемах и на таком высоком качественном уровне получать безвозмездно видеоролики для демонстрации собственного творчества. И далее приводил очень лестное для меня сравнение с Дягилевым, который умел открывать звезды и инвестировал в продвижение русской культуры собственные средства.
— Мы даем лишь старт, показываем филармониям, промоутерам, музыкальным менеджерам то, что они по разным причинам могли пропустить. Небольшая часть пианистов по желанию попадает в менеджмент нашей компании «Империя Музыки». Концертные программы классических фестивалей и большинства филармоний уже сейчас перенасыщены — настолько это стало мейнстримом в определенной степени. Однако это говорит лишь о том, что достойных красивых академических залов в России может быть намного больше.
— Запись и съемка, как упоминалось выше, проходят при поддержке ИРИ. В организацию концертов в Москве и регионах вкладываюсь я лично. Информацию о гранте ИРИ я раскрывать не могу, а стоимость шести концертов в БЗК имени Чайковского в первом сезоне — это 10 млн рублей, включая расходы на аренду, рекламу, тревел-расходы пианистов из регионов. Плюс примерно шесть миллионов рублей на шесть региональных концертов. Все то же самое меня ждет и во втором сезоне. Очевидно, что это не баснословные деньги в сравнении с фееричными шоу популярных звезд, где расходы на кремлевские концерты могут достигать и 20 млн рублей за один концерт, но мы ведь про истинное искусство.
— Минск уже четыре раза принимал Проект с концертами в Белгосфилармонии. В скором времени, надеемся, и в Ереване проведем концерт. Но границ для нас нет: наши амбассадоры играют по всему миру.
— Не только можно, но и нужно! Этим, собственно, и занимается «Русская Фортепианная Школа» при содействии ИРИ. Мы живем в эру тотальной цифровизации: диджитал-платформы, Telegram, социальные сети, онлайн-кинотеатры — без этого немыслимо продвижение творчества начинающих артистов. Не только пианистов.
— 2025 год — это шесть концертов в БЗК, три концерта в Минске, концерты в Сочи, Санкт-Петербурге, Костроме, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Это 25 дней в студии по 12 часов. Огромное количество публикаций в наших сообществах в VK, YouTube, RuTube, telegram-каналах и счастливые глаза артистов, и восторг зрителей!