У каждого Лукашенко есть свой Навальный*

Президентские выборы в Белоруссии должны пройти 9 августа. Разворачивающаяся предвыборная кампания для Александра Лукашенко особенная: сейчас у него есть конкуренты, которые обладают широкой поддержкой избирателей и белорусского истеблишмента. «Компания» разбиралась, кто из 13 кандидатов в президенты представляет наибольшую опасность для существующей почти 26 лет системы и как система пытается сопротивляться.

Белорусский Навальный*

«Стоп-таракан» — под такими лозунгами по всей Беларуси проходят пикеты за выдвижение в президенты Светланы Тихановской, жены бизнесмена и блогера Сергея Тихановского, автора YouTube-канала «Страна для жизни» (230 тыс. подписчиков), «белорусского Навального», как окрестили его зарубежные СМИ. Тихановский поначалу сам планировал стать кандидатом в президенты, но ЦИК отказала ему в регистрации, так как 41-летний блогер не смог лично поставить свою подпись при подаче документов в избирательную комиссию: накануне Тихановский был задержан милицией и отправлен в изолятор. В результате за час до конца регистрации инициативных групп 14-м «кандидатом в кандидаты» стала супруга блогера.

Несмотря на то, что Тихановская даже для подписчиков «Страны для жизни» является фигурой неизвестной, сторонников блогера это не смущает. Пункты по сбору подписей за Тихановскую собирают толпы людей по всей стране: только в Минске перед знаменитым Комаровским рынком очередь из «подписантов» выстроилась на полтора километра. Символом кампании Тихановского стал… тапок: именно они украшают места сбора подписей и ими вооружены желающие расписаться за Тихановскую. Сама Тихановская называет себя техническим кандидатом вместо мужа: собрать необходимые для выдвижения 100 тысяч подписей они не планируют, их стратегия — бойкот выборов, «если в них будет принимать участие Лукашенко, а голоса считать — Ермошина (председатель ЦИК РБ с 1996 года. — Примеч. "Ко")», заявил Тихановский в интервью порталу TUT.BY. Несмотря на репутацию «кандидата протеста», Тихановский успел высказаться и по внешнеполитическим связям: в частности, блогер заявил, что Беларусь должна сохранять дружественные отношения с Россией, но при этом проект Союзного государства изжил себя, на более глубокую интеграцию Беларуси соглашаться не следует.

Если судить по реакции властей, именно в фигуре Тихановского Лукашенко видит если не главного, то самого опасного конкурента.

Якобы интервью берет у одного шелудивого, иначе не назовешь, который тут ходит, кричит по Минску больше, да и в других городах. Но мы знаем, на чьих машинах он ездит, кто его финансирует. Мы знаем, откуда он приехал, какое у него гражданство и прочее… Мы все это знаем

— охарактеризовал Тихановского президент Александр Лукашенко во время рабочей поездки на Минский тракторный завод

29 мая Сергей Тихановский был задержан во время пикета в Гродно. В настоящее время его местоположение неизвестно, следы обрываются на ИВС в областном центре. 4 июня в дачном доме Тихановского прошли обыски, и лишь с третьего раза милиции удалось обнаружить 900 тыс. $. Светлана Тихановская заявила DW, что ей ничего не было известно об этих деньгах; параллельно пресс-секретарь инициативной группы Тихановской Александр Кабанов предположил, что у Тихановского могла быть подобная сумма, так как в прошлом он был достаточно успешным бизнесменом; до создания блога «Страна для жизни» его компания занималась производством видеороликов и рекламы.

Как заявил в комментарии «Ко» политический обозреватель Московского Центра Карнеги Артём Шрайбман, дело Тихановского преследует две цели: во-первых, изолировать самого Тихановского на время предвыборной компании; во-вторых, запугать участников протеста и не допустить массовых демонстраций. По мнению Шрайбмана, если протест удастся погасить быстро и бескровно, то Тихановский выйдет на свободу после голосования, так как в его защиту уже выступили западные страны, отношения с которыми для Лукашенко играют далеко не последнюю роль. Если же протест продолжится после выборов, то из Тихановского начнут создавать образ «уголовника», и тогда блогеру будет грозить долгосрочное тюремное заключение, но и в этом случает власть сможет использовать его в качестве разменной фигуры на переговорах с западными партнёрами.

Культурный банкир

В данный момент неофициальным лидером предвыборной кампании считается бывший глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико: по данным опроса TUT.BY, из приблизительно 70 тыс. белорусов почти 55 % готовы отдать свои голоса за Бабарико. Спустя две недели после регистрации инициативной группы Бабарико собрал необходимые 100 тыс. подписей, а 7 июня кандидат в президенты отчитался о 167 тысяч подписях, приблизившись к действующему президенту: по словам Лукашенко, его инициативной группе удалось собрать более 200 тысяч подписей.

До начала кампании бывший банкир успел создать несколько инфоповодов, которые укрепили его репутацию среди творческой интеллигенции: в частности, он участвовал в возвращении в Беларусь картин Марка Шагала, подлинника Библии Франциска Скорины (первого белорусского книгопечатника – прим. «Ко»), а также по инициативе Бабарико «Белгазпромбанк» профинансировал издание 15 тыс. экземпляров пятитомного собрания сочинений лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич для передачи белорусским библиотекам.

Рост популярности Бабарико связывают с тем, что, критикуя режим Лукашенко, он не пренебрегает конкретикой при обсуждении вариантов дальнейшего развития Беларуси. Своей целью Бабарико видит в первую очередь политическую реформу: возвращение ограничения в два срока для президента и реальное воплощение принципа разделения властей. Затем Бабарико сможет перейти к реализации своей главной задачи: предоставление возможностей развиваться и обогащаться для каждого белоруса.

«Какую же страну мы за 26 лет построили? Сначала нам сказали, что это страна, не имеющая друзей, что это страна с какими-то там квартирами, я уже не помню это прилагательное, затхлыми или какими-то вонючими (необходимостью "не запирать людей в затхлых квартирах" Лукашенко объяснял отсутствие карантинных мер в стране. — Примеч. "Ко"). То теперь, оказывается, это страна с пышно расцветшей экономикой. А правда состоит в том, что эта страна точно не для людей. В их головах страна хорошая, а в головах девяти миллионов белорусов — наверное, что-то надо менять. И, безусловно, изменения эти, я считаю, просто необходимы, и ради этого я иду [на выборы] — заявил Бабарико на встрече со своей инициативной группой в Витебске

Как заявил в комментарии «Ко» политический обозреватель Московского Центра Карнеги Артём Шрайбман, успех Бабарико — далеко не случайность. Его меценатская деятельность на протяжении последних 6 лет создала ему безупречную общественную репутацию, также он уже достаточно давно не стесняется чётко высказывать свою позицию. Но главная причина — низкий рейтинг Александра Лукашенко: только по последним данным рейтинг уровень доверия действующему президенту составляет лишь 33% по стране и 20% — в Минске. И на протяжении всей истории Беларуси при Лукашенко в обществе всегда существовал запрос на альтернативу, что привело к объединению значительной группы избирателей вокруг Бабарико. Единственное «пятно» на репутации Бабарико — работа в «газпромовской» структуре, в чём его уже успела обвинить кандидат в президенты и бывший депутат Палаты представителей Анна Канопацкая. Однако, судя по уровню поддержки Бабарико, подобный опыт его сторонников явно не отторгает.

Эффективный посол

Еще одним кандидатом от истеблишмента стал бывший посол Беларуси в США, экс-глава Парка высоких технологий Валерий Цепкало. 8 мая Цепкало опубликовал пост в Facebook, в котором сообщил о своем выдвижении на пост президента, а также сразу заявил об оппозиции действующему режиму:

Самая большая угроза для Беларуси — это неэффективная экономика, архаичная система управления, бедность. Давно пора отказаться от изжившей себя системы управления, при которой весь народ каждый день смотрит на настроение одного человека.

Несмотря на то, что основной электорат Цепкало совпадает с избирателями Бабарико, первый сумел завоевать значительную долю симпатий: по данным опроса TUT.BY, за Цепкало готовы отдать голоса 15 % белорусов. В поддержку Цепкало говорит его успешный опыт в качестве главы Парка высоких технологий (именно во времена его руководства мир узнал о белорусских программистах, а IT-сектор стал важной составляющей экономики РБ), хотя противники и обвиняют его в работе на государство и Лукашенко. Также Цепкало одним из первых стал ездить по стране и встречаться с избирателями в регионах: в частности, он поддержал движение противников аккумуляторного завода в Бресте, которое уже на протяжении двух лет пытается добиться закрытия опасного производства.

Как считает Артём Шрайбман, изначально Цепкало рассчитывал на то, что он займёт ту же позицию, которая сейчас отошла к Виктору Бабарико. Это произошло по достаточно простой причине – Цепкало объявил о своём выдвижении раньше Бабарико. Тем не менее, главная цель Цепкало на данный момент – не выиграть выборы, а приобрести определённый политический капитал на будущее. Кроме того, Цепкало заявлял, что он рассматривает возможность объединения с другими политическими силами и даже снятия своей кандидатуры в пользу другого кандидата.

Также Шрайбман в своём телеграм-канале высказал мнение, что Бабарико и Цепкало на данный момент являются основными драйверами белорусской политической жизни, которые будут влиять на неё и после президентских выборов. Нынешние кандидаты в президенты могут стать причиной будущего раскола элит и привлечь на свою сторону значительную часть белорусского истеблишмента, занимающего не последние посты в нынешней системе. С другой стороны, Шрайбман считает, что «говорить о демарше рано, пока не начался кризис лояльности среди опоры Лукашенко — силового блока».

Чем ответит Лукашенко?

Возможно, вышеописанные причины стали катализатором увольнения премьер-министра Беларуси Сергея Румаса, на которого возлагались большие надежды по либерализации белорусской экономики, но в условиях жесткой централизации власти кабмин Румаса так и остался «правительством несбывшихся надежд». Не менее показательна фигура нового премьер-министра — Романа Головченко.

С 2013 года Головченко занимал должность посла Беларуси в Объединенных Арабских Эмиратах и по совместительству — в Саудовской Аравии и Катаре. Главной его целью стало продвижение в регионе интересов белорусского военно-промышленного комплекса. В 2018 году Головченко был назначен главой Государственного военно-промышленного комитета, венцом его работы стало расширение сотрудничества с Китаем.

Эксперты считают, что назначение Головченко продолжило тренд, при котором должность руководителя Администрации президента РБ занимали люди из силовых структур. Однако Шрайбман полагает, что, несмотря на прошлое, Головченко вряд ли будет непосредственно участвовать в подавлении возможных протестов, так как его задача  выполнение распоряжений главы государства по экономической сфере.

   Кроме того, назначение Головченко и ряд заявлений Лукашенко указывают на то, что со своей властью нынешний президент так просто расстаться не намерен:

«Запомните вы и кто меня услышит: страну они не получат. Мы ее два с лишним десятка лет, собирая крохи, создавали, цветущую страну, не для того, чтобы они ее приватизировали и пустили по миру вот этих бедолаг, которые всегда под плеткой ходили. Мы им не позволим разделить Беларусь, как это было в 39-м году. Вспомните, там были "свядомыя-незалежныя", воевали за "незалежнасць". Под Минском граница была западная, восточная часть находилась, вы знаете, в Российской империи, а нам осталась полосочка. И мы воевали за незалежнасць? За якую незалежнасць? За эту полосочку боролись?»

Помимо Тихановского, окрещенного «шелудивым», Лукашенко также прошелся по Бабарико и Цепкало, обвинив первого в приобретении денег мошенническим путем, а второго — в незнании основ сельского хозяйства:

«Он просто не понимает, ведь количество рожденных поросят от свиноматки и их качество не зависит от свиноматки, вот министр сельского хозяйства знает. Это еще зависит от хряка. И если будет такой хряк, как этот человек, то мертворожденные будут поросята, и то немного… Что за пропаганда, что за агитация? И как можно это заявлять "я в коровник не пойду". А кто пойдет? Я не понимаю. Они борются за президентское кресло или они одним заявлением вычеркнули 30 % сельского населения? А возьмите, кто связан с селом… Это ж мы все оттуда».

О серьезности отношения Лукашенко к грядущим выборам может также свидетельствовать снятие кандидатуры Олега Гайдукевича, главы Либерально-демократической партии Беларуси, которая считается лояльной режиму. Таким образом, действующий президент убирает конкурентов, которые в кампаниях предыдущих лет смогли бы оттянуть на себя часть его электората для легитимизации собственного режима, но в этот раз Лукашенко отдаст для победы все. Отсутствие карантина на фоне пандемии настолько сильно ударило по его рейтингу, что, по данным опроса TUT.BY, за действующего президента готово проголосовать лишь 6 % избирателей. Любопытный факт: после того, как голосование на крупнейшем белорусском интернет-портале стало предметом широкого обсуждения, особенно в контексте рейтинга действующего президента, подобные опросы были приравнены к классическим соцопросам, для проведения которых необходимо запрашивать аккредитацию у Института социологии Национальной академии наук Беларуси, в противном случае СМИ может получить штраф в 200 базовых величин (приблизительно 150 тысяч российских рублей).

Кроме того, появление на политическом поле новых крупных игроков, способных аккумулировать вокруг себя значительную часть населения, недовольного положением дел в стране, дает Лукашенко очень мало возможностей для разворота. И, судя по последним событиям, он предпочитает силовой метод сохранения власти, что может обеспечить ему победу на выборах сейчас, но впоследствии привести к тем самым «плошче», «Майдану» и «улице», которых Александр Григорьевич так сильно опасается.

* Включен в России в реестр экстремистов и террористов.