У кого шельф больше

Крупнейшие нефтекомпании мира по объему добычи (млн баррелей нефти в день)

Saudi Aramco - 12,5

Gazprom - 9,7

National Iranian Oil Co. - 6,4

ExxonMobil Corporation - 5,3

PetroChina - 4,4

BP - 4,1

Royal Dutch Shell - 3,9

Pemex - 3,6

Chevron - 3,5

Kuwait Petroleum Corp. - 3,2

Abu Dhabi National Oil Co. - 2,9

Sonatrach - 2,7

Total - 2,7

Petrobras - 2,6

Rosneft - 2,6

Iraqi Oil Ministry - 2,3

Qatar Petroleum - 2,3

Lukoil - 2,2

Eni - 2,2

Statoil - 2,1

ConocoPhillips - 2

Petroleos de Venezuela - 1,9

Источник: forbes.com


Однако РФ к середине XXI века может утратить суверенитет, если не обозначит свои национальные интересы в Арктике. Такое заявление сделал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на недавнем заседании Морской коллегии. "Нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в этом регионе. Если мы этого не сделаем, то проиграем борьбу за ресурсы, а значит, большую борьбу за право иметь собственный суверенитет, независимость", - подчеркнул он. По его словам, борьба за природные ресурсы скоро будет приобретать "совсем нецивилизованные формы".

Шельф - это стратегический актив, поэтому еще в 2008 г. правительство отказалось от привлечения в Арктику частных, и тем более иностранных игроков. В настоящее время право на его разработку имеют только компании с долей государственного участия свыше 50% и опытом работы на шельфе не менее пяти лет. Фактически работать там могут лишь "Газпром" и "Роснефть". Частные отечественные и зарубежные игроки способны заключать с госкомпаниями договоры о совместных действиях на шельфовых месторождениях. Однако чиновники в кабинете министров уже несколько месяцев не могут договориться по поводу их разработки.

Неоднократно высказывался за либерализацию закона о недрах, выступая против монополии российских госкомпаний на доступ к континентальному шельфу, вице-премьер Аркадий Дворкович. Он критиковал их за то, что они не справляются с объемами работ. Так ли это на самом деле? Например, суммарные инвестиции в шельфовые проекты "Газпрома" и "Роснефти" в этом году составят 40 млрд руб., до 2017 г. - не менее 500 млрд руб. И это без учета стоимости буровых платформ и судов, а также береговой инфраструктуры.

Промедление правительства не позволяет госкомпаниям формировать новые центры нефтегазодобычи, создавать рабочие места, а также обеспечивать развитие промышленности и инфраструктуры отдаленных регионов. Тормозится и процесс инвестиций в развитие нефтегазодобывающей и транспортной инфраструктур, в технологическое обеспечение и улучшение в связи с этим социально-экономических условий в приморских арктических и дальневосточных регионах. Руководство страны, в том числе и члены кабмина, неоднократно рассуждали о необходимости развития этих территорий, но, похоже, это пока происходит исключительно на словах.

Минувшим летом президент Владимир Путин поручил правительству разобраться с шельфом и ускорить выдачу лицензий "Газпрому" и "Роснефти". Однако Аркадий Дворкович ответил главе государства письмом, в котором выступил против срочной передачи новых шельфовых лицензий госкомпаниям. Вице-премьера беспокоило, что в портфелях двух российских гигантов сконцентрируются практически все лицензии для работы на шельфе. В развитие идей вице-премьера Минприроды разработало либеральную программу разведки шельфа, которая должна была открыть доступ к месторождениям частным компаниям, в том числе и иностранным. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что гарантированность инвестиций является существенным фактором в вопросе доступа к разработке российского шельфа, а частным игрокам подобные гарантии предоставить очень сложно.

Казалось бы, в чем проблема? В Норвегии, например, освоением шельфа занимаются госкомпании в партнерстве с частными. Но пока чиновники затягивают выдачу лицензий, процесс разработки и освоения месторождений и вовсе стоит на месте, а зарубежных инвесторов отпугивает подобная неопределенность. Более того, если будет принят закон о доступе частных компаний на шельф в представленном Минприроды варианте, это может нанести прямой финансовый ущерб госкомпаниям и их акционерам: падение капитализации, срыв сроков исполнения обязательств перед иностранными партнерами. Еще один немаловажный момент: способны ли частные игроки самостоятельно осваивать арктические месторождения? Те же "Газпром" и "Роснефть" привлекают для этого иностранцев. Так, "Роснефть" уже договорилась о сотрудничестве в этой сфере с итальянской Eni, норвежской Statoil и американской ExxonMobil.

В конце октября президент в очередной раз поручил кабинету ускорить выдачу лицензий госкомпаниям. После этого в правительстве зашевелились. "Роснефть" получила два из четырнадцати участков. Но еще 22 ноября Аркадий Дворкович по-прежнему говорил, что вопрос о либерализации шельфа все еще стоит на повестке дня. "В части расширения состава участников освоения шельфа пока решений нет. Состоится совещание у председателя правительства по программе освоения шельфа. На нем тема будет рассмотрена". 29 ноября под предеседательством Дмитрия Медведева должно было состояться совещание, к которому Минприроды подготовило доводы против монополии госкомпаний и предложило новый способ либерализации доступа к шельфу: частной структуре, открывшей месторождение, дается гарантия участия в его разработке, но под контролем госкомпании.

Созданная Минприроды программа не понравилась другим министерствам и ведомствам, хотя ни одно из них не говорило о запрете на разведку шельфа для частников. МИД в конце ноября высказался против включения в программу Каспия - "континентального шельфа", а в Минэкономразвития отметили отсутствие в документе экономической модели повышения инвестиционной привлекательности разведки. Позицию "Роснефти" изложил недавно назначенный вице-президент по шельфовым проектам американец Желько Рунье. По его мнению, открывать доступ для частников, а тем более иностранцев, совершенно нецелесообразно. Это не приведет к ускорению разработки шельфа и не даст экономического эффекта, а повлечет лишь потерю госконтроля над шельфом. Для частников нужно закрыть даже доступ к любой информации о запасах.

Назначенное на 29 ноября совещание у Дмитрия Медведева не состоялось. Процесс затягивается вновь. Новая дата - 18 декабря.


Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

"Главную роль в освоении шельфа должны играть государственные, а не частные и, тем более, не иностранные компании. Это стратегическая сфера: отдавать столь крупные месторождения под контроль иностранному бизнесу опасно. Частные же компании относятся к России во многом номинально. Основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в офшорах, а если и остается в России, то в любой момент может сменить "прописку". Помимо политических, в пользу госкомпаний на шельфе говорят и коммерческие соображения. Во-первых, это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка может оказаться фатальной и привести к банкротству. У госкомпаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия государства этот риск значительно меньше. Во-вторых, частные компании при работе над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, удорожающие проект и делающие его менее эффективным".


Дмитрий Александров, начальник аналитического департамента ИК "Универ Капитал":

"Судя по тому, с каким энтузиазмом обращались иностранные компании в "Газпром" и "Роснефть", их устраивает сегодняшняя схема работы в России. Они готовы нести первоначальный геологический риск. Когда вы работаете в стране, где налоговое регулирование "заточено" на обложение объема, то выгодно работать с госкомпанией, имеющей лоббистский ресурс. В текущей ситуации оптимально, когда в "ручном режиме" можно пробить льготную налоговую нагрузку. Если правительство дало ориентир с нормой доходности, то зачем нужен свободный доступ на шельф в отсутствие госкомпании и при этом плавающее, непрогнозируемое финансовое окружение проекта. Если есть гарантия компенсации геологических рисков и понятная норма возвратности капитала, можно работать и в более жестких условиях согласований доступа к проекту".


Александр Киревнин, аналитик "ВТБ Капитал":

"Минприроды предлагает сделать геологоразведку отдельным видом недропользования, со своими лицензиями. Но и раньше существовали лицензии на разведку. Другое дело, что это давало некую преференцию на выдачу основной лицензии на разработку. Но, как показала последняя практика, сейчас это не влияет на выбор конечного победителя. В любом случае арктический шельф является высокорисковым проектом с точки зрения стоимости геологоразведки и поискового бурения".