В Москве появится ангел-хранитель

26.03.202412:37

В Москве подвели итоги конкурса STONE Art «Философия новых форм». Целью творческого состязания было выявить, какое художественное решение украсит пространство офисного квартала на «Белорусской» — STONE Towers

Это один из самых титулованных проектов города. Он собрал 12 российских и международных наград в разных категориях — от архитектуры до зеленых стандартов. Весь комплекс следует единому дизайн-коду, при этом для каждого здания разработан индивидуальный фасад из стеклофибробетона в разных цветовых решениях. Но вишенкой на торте от бюро «Цимайло. Ляшенко. Партнеры» должна стать художественная работа. 

И 14 марта в центре «Зотов» было названо имя победителя. Им стал Женя Желваков, московский художник и дизайнер. Он поучаствовал в конкурсе с концепцией арт-объекта «Ангел» и победил. 

Его фигура ангела, сидящего на ступеньках каскадной лестницы, ведущей к главной площади комплекса, по словам самого художника, отражает строгость, дисциплину, одновременно свободный дух и даже предпринимательство. 

Ангел держит в руках кристалл, символизирующий гармонию или богатство, а может, и грани чувств. Он как будто присел, чтобы оценить пройденный путь, или же собирается пойти по лестнице вниз. Эта неопределенность заставляет задуматься о вечном и важном. 

Выбор направления фигуративного искусства художник сделал после долгих раздумий о том, какое решение не нарушило бы гармонию заданного пространства. И оно было принято в пользу существа здешнего и нездешнего одновременно. Всякий может увидеть ангела, хотя его присутствие как будто незримо. 

Обсуждение конкретной композиции было помещено организаторами в контекст дискуссии о роли паблик-арта в городском пространстве «Есть ли жизнь в городе без искусства?». В обсуждении приняли участие Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы, Николай Ляшенко и Александр Цимайло — основатели и архитекторы бюро «Цимайло. Ляшенко. Партнеры», Сабина Чагина — куратор и продюсер проекта, основатель платформы «Сабстанция», и другие эксперты в сфере архитектуры, паблик-арта и девелопмента. Участники поговорили о том, по каким критериям оценивать городское искусство. Сергей Кузнецов высказался в пользу большей свободы художников, в условиях которой могут создаваться совершенно разные арт-объекты, такие как «Большая глина № 4». По мнению Кузнецова, нет универсальных критериев восприятия и город очень разный как с точки зрения пространства, так и по присутствию в нем различных групп людей, индивидуальных взглядов, мнений сообществ. 

Архитектура диктует

Видением перспектив коллаборации художников и девелоперов с журналом «Компания» поделилась Сабина Чагина.

«Сама архитектура диктует необходимость интеграции искусства. Девелопер при этом понимает, что решает свои маркетинговые задачи. Просто он решает их эстетично, с привлечением экспертов, с правильным подходом. Многие скульптуры в мире, которые стали известными достопримечательностями, были построены на деньги бизнеса», — сказала Чагина журналу «Компания». 

Она добавила, что застройщики меняют городскую среду, поэтому за нее отвечают и должны развивать эстетическую сторону. 

«Во многих странах мира есть обязательства выделять какой-то процент средств на искусство в городе от городских строительных бизнес-проектов. В России это пока происходит только по частным инициативам, как у компании STONE. Но мы движемся к тому, чтобы бизнес был сам заказчиком городского искусства», — отметила Чагина. 

Организаторы конкурса держат в секрете имена и работы претендентов. Нам удалось узнать, что среди них были уже известные художники — Лада Резченко, Дмитрий Аске и Григорий Орехов. Но мы, к сожалению, не увидим их работы. Конкурс хоть и был открытым, но голосование прошло в закрытом режиме. 

«Ангел» Желвакова будет установлен осенью 2024 года на главной площади между центральными лобби двух бизнес-центров — Tower B и Tower С — в Бумажном проезде между станциями метро «Белорусская» и «Савеловская».