Top.Mail.Ru
бизнес

«У Москвы очень сильная позиция»: чем обернется национализация «Сахалина-2»

Фото: Sakhalin Energy Фото: Sakhalin Energy

Российские власти приняли решение о смене оператора проекта «Сахалин-2» и его переходе под контроль государства. Эксперты, опрошенные журналом «Компания», полагают, что японские компании останутся в нем, поскольку альтернатив у них нет. Для Москвы же шельфовый проект является «сильной позицией с налаженной системой». Отзыв судов вряд ли глобально повлияет на работу, поскольку России будет несложно найти на мировом рынке другие танкеры.

Реакция Японии

Сразу несколько новостей по проекту «Сахалин-2» появилось на прошлой неделе. Главная из них — он будет национализирован. О том, что президент России Владимир Путин подписал указ о смене оператора шельфового проекта Sakhalin Energy, стало известно в пятницу, 1 июля. По новым правилам имущество оператора окажется в безвозмездном пользовании компании, созданной правительством. Все права и обязанности также перейдут государству.

Что известно о проекте «Сахалин-2»

«Сахалин-2» — нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин на условиях соглашения о разделе продукции.

Структуру проекта составляют три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс и порт «Пригородное» в Корсаковском городском округе Сахалинской области, терминал отгрузки нефти, а также первый в России завод СПГ с проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год.

прочитать весь текст

Сейчас ценными бумагами организации владеют «Газпром» (50% плюс одна акция), британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell (27,5% минус одна акция), японские Mitsui & Co. (12,5%) и Mitsubishi (10%). Согласно указу Путина, в уставном капитале нового оператора «Сахалина-2» доли сохранятся у него самого и у «Газпром Сахалин холдинга».

После того как новая структура будет создана, иностранные акционеры оператора в течение месяца должны заявить правительству о своем будущем намерении по участию в проекте. Если такого желания компании не изъявят, их доли будут проданы государством.

В минувшие выходные на новости уже отреагировали власти Японии, пишет Sakhalin.info. На сайте японской газеты «Хоккайдо симбун» появилась статья, автор которой утверждал, что такие действия «имеют характер реквизиции» (вид юридической экспроприации, изъятие государством имущества у собственника — Прим. ред.). Также в публикации шла речь о том, что стране необходимо заняться срочным поиском новых путей поставок СПГ.

В Японию поставляется около 60% сжиженного природного газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-2» (и около 9% от всего объема импорта СПГ в страну). По мнению автора, для сохранения участия в проекте японских компаний им придется согласиться с условиями нового предприятия, которое будет учреждено в РФ. Указ российского главы государства в статье назвали «противоречащим обычаям торговли» и «недопустимым».

Впрочем, после этой публикацией последовала реакция президента японской компании Mitsui O.S.K. Lines Такеси Хасимото. Он отметил, что местная энергоотрасль находится в непростой ситуации, ввиду чего отказаться от российских поставок газа стране будет сложно.

Японии просто необходим газ с месторождений проекта «Сахалин-2», а потому суда компании продолжат перевозить российские энергоресурсы в стандартном режиме, заявил он.

Германия отзывает танкеры

Вторая новость последовала со стороны Германии. Греческий судовладелец Dynagas объявил, что немецкие власти взяли под контроль танкеры СПГ, обслуживавшие проект «Сахалин-2».

«Газпром» нанимал суда для перевозки через Gazprom Marketing and Trading, входящий в состав местной «дочки» российского энергогиганта — Gazprom Germania. Данное предприятие власти Германии национализировали в апреле текущего года (оно перешло под управление Федерального сетевого агентства). Подчеркивалось, что решение будет временным.

Согласно отчету Dynagas, опубликованному по итогам первого квартала 2022 года, танкеры Amur River, Ob River (принадлежали Sakhalin Energy) и Clean Energy отданы под контроль немецкого правительства «на неопределенное время». Ранее газовозы занимались поставкой СПГ в страны Азии.

Информации о том, как немецкие власти намерены эксплуатировать газовозы, нет, но, по данным eadaily.com, их могут использовать для доставки СПГ в Германию. В стране с января следующего года должны заработать новые плавучие терминалы СПГ, которые Берлин будет применять для уменьшения зависимости от российских поставок.

Россия может использовать и другие танкеры, чтобы транспортировать газ из «Сахалина-2», полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. По его словам, с Берлином будут вестись переговоры, и в конечном итоге «фундаментальная проблема будет решена, поскольку газ необходим всем, в том числе Японии».

На страну приходится 8–9% газа от проекта, а это много, отметил эксперт. Вариант, что «Сахалин-2» совсем перестанет работать, невыгоден никому, поэтому стороны разберутся, уверен Митрахович. В противном случае СПГ будет сильно дорожать, «с чем покупателей остается только поздравить».

Что ждет «Сахалин-2» дальше

В отличие от других проектов, по «Сахалину-2» у Москвы очень сильная позиция, продолжает представитель Финансового университета при правительстве РФ. «Рынок сбыта, регион — потребитель газа, очень близок к России. Так, налажена формула "если не одна страна, то другая купит". Так что тут можно обойти компании-акционеры, проект все равно будет работать. Все налажено, отработано — проект был запущен более 10 лет назад».

«Да, "Сахалин-2" решили формально передать в собственность государства, произойдет перерегистрация нынешних компаний-акционеров, они просто подадут документы и станут новым юридическим лицом. Проект будет зарегистрирован не на Бермудах, а в России», — рассуждает Митрахович.

Японские компании в составе «Сахалина-2» останутся, уверен он, а вот дальнейшее участие в проекте холдинга Shell у эксперта вызывает вопросы. «Его сейчас подталкивают к более быстрому уходу из России, хотя такое решение руководство организации приняло само. Логика такая: "Сказали, что уйдете — ну, принимайте уже решение до конца, не тяните"?».

По словам главного аналитика по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции» Алексея Кокина, дальнейшие действия Германии в отношении изъятых судоходных средств предсказать сложно. «Танкеров в мире много, и в целом для проекта это не проблема, хотя понятно, что "Сахалин-2" должен развозить СПГ каким-то образом», — отмечает он. В то же время замена танкеров обойдется недешево, и тут могут возникнуть трудности.

При этом Кокин отмечает, что сейчас российские компании в Тихоокеанском бассейне не так уж ограниченны. Согласно информации Vesselfinder (платформа для отслеживания судов — Прим. ред.), сейчас в порт Пригородное, где осуществляется загрузка СПГ, движется другой танкер.