У природы нет плохой погоды?
Нынешнюю зиму российские пивовары запомнят надолго. Температура в европейской части страны в январе опускалась на 10 – 15, а в Сибири – на 15 – 20 градусов ниже нормы. В такие морозы пиво мало кто покупает. Аналитики пивоваренной компании «Балтика» подсчитали, что снижение температуры на 1 градус относительно нормы приводит к падению продаж пива на 1%. Представители компании не раскрывают, насколько в январе сократились объемы продаж ее продукции. «Морозы продолжаются, поэтому подсчитывать убытки рано», – заявила Карина Баженова, ведущий специалист по связям с общественностью «Балтики».
В «Очакове» были более откровенны. «В январе мы продали пива на 10% меньше, чем планировали», – признался директор по продажам компании Владимир Кочетов. Главный исполнительный директор «САН Интербрю» Джозеф Стрелла от подробных комментариев уклонился. Однако намекнул, что в феврале планы по продажам компании выполнить не удастся.
Проблема не только в падении спроса. Как признался источник в SabMiller, в январе компании пришлось на несколько дней приостанавливать работу калужского завода, поскольку местные власти отключили подачу тепла. Не исключено, что региональные заводы и других производителей также останавливались. «Но перебои в производстве еще не самое страшное, – отмечает один из сотрудников SabMiller. – Дистрибуторы были вынуждены прекращать закупки, поскольку пивные бутылки лопались на морозе. И если в Москве и области торговля более-менее продвигалась, то планы продаж по сибирскому и уральскому регионам можно считать проваленными».
Владимир Кочетов из «Очакова» также сообщил, что основная причина падения продаж компании связана с проблемами доставки пива в регионы. В то время как железнодорожные вагоны и складские терминалы утеплены, автомобили, подвозящие продукты непосредственно к магазинам, надлежащим образом не оборудованы. Даже если проблему транспортировки удавалось решить, продавать товар зачастую было негде. Во многих городах во время холодов не работали уличные ларьки, на долю которых, по оценкам компании «Бизнес Аналитика», приходится около 19% продаж пива в стоимостном выражении. «Магазины в регионах также работали с перебоями, поскольку местные власти ограничивали подачу электроэнергии», – поясняет Карина Баженова.
Подсчитать убытки отрасли можно лишь приблизительно. «Если продажи пива в январе снизились на 10 – 15%, то производители не досчитались примерно $40 млн, – говорит аналитик инвестиционной компании «Финам» Владислав Кочетков. – Таким образом, за январь они должны заработать около $220 млн». Однако, по оценкам представителя SabMiller, в нынешнем январе в среднем по отрасли было продано товара на 30 – 40% меньше по сравнению с прошлым годом. И, следовательно, потери пивоваров могут оказаться куда более значительными.
Впрочем, драматизировать ситуацию не стоит. В январе-феврале продажи пива падают традиционно. Основной оборот производители хмельного напитка делают в теплое время года. Поэтому их заработок во многом зависит от того, насколько жарким будет нынешнее лето, а не от того, насколько холодной оказалась зима.