«У российской бизнес-элиты растет желание делиться своим успехом с обществом»
Об особенностях современного бизнес-образования журналу «Компания» рассказал руководитель программы DBA школы бизнеса МИРБИС, доктор экономических наук, профессор МИРБИС Павел Лебедев.
— Мы постарались создать максимально эффективную программу для состоявшихся лидеров и собственников бизнеса, желающих придать новый импульс своему профессиональному развитию, внести вклад в общественное благо и создать инновационные решения на основе глубоких исследований. Замечу, что таких людей в бизнес-элите становится все больше.
Философию программы лучше всего отражает ее девиз: «Познание для развития, развитие для успеха, успех для блага». В этой парадигме трансформация личного опыта выступает как фундамент не просто для преуспевания и процветания, а преуспевания со смыслом, что также предполагает стремление делиться достигнутым успехом с обществом.
Отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что это программа для тех, кто стремится выйти за рамки стандартного управленческого образования. То есть она одинаково подходит как для топ-менеджеров, так и для предпринимателей. Главным является сильная мотивация кандидатов на стратегическое развитие бизнеса и профессиональный и личностный рост.
— По своей форме DBA (от англ. Doctor of Business Administration — прим. ред.) является наивысшей квалификацией в бизнес-образовании, при этом – квалификацией докторского уровня. Соответственно, перспективы бизнеса и науки тесно переплетены, что дает огромную синергию. Целью исследований является вклад в развитие междисциплинарной профессиональной практики в области управления, а также формирование базы знаний через концептуализацию опыта участников.
При этом DBA акцентирует внимание на новаторском применении научного знания на практике, а также на потенциальном создании или проверке концепций и моделей в контексте практики. Мы ждем сильных практиков, которые заинтересованы в обогащении своей деятельности возможностями науки.
— Уникальность DBA в фокусе программы на практическом применении теоретических знаний, развитии исследовательских навыков и способности к инновациям и лидерству в области управления. DBA отличается от классических научных степеней (PhD, кандидат и доктор наук) и степени MBA сочетанием строгих требований академической практики с нацеленностью на решение конкретных бизнес-задач с помощью исследовательского инструментария. По сравнению с MBA, который развивает широкий спектр управленческих навыков для оперативного применения, DBA предлагает более глубокое погружение в специализированные исследования, ориентированные на создание и тестирование новых теорий и подходов в бизнесе и рефлексию в отношении собственного опыта.
— Нашу программу отличает дизайн. Ее фундаментальная концепция — участники покоряют «пять вершин мастерства» в рамках трех треков развития (все треки являются обязательными): исследовательского, бизнес-трека и трека личностного развития.
Пять вершин мастерства в нашей программе это: стратегия (создание смыслов), лидерство (трансляция смыслов), цифровая трансформация и инновации, инструменты менеджмента и исследовательской деятельности, а также устойчивое развитие.
— При поступлении на программу слушатели пишут мотивационное письмо, в котором, среди прочего отражается их исследовательский интерес на момент поступления. В процессе первого года обучения происходит развитие и корректировка этих идей и их формальное оформление в Концепцию исследовательского проекта (research proposal). Защита Концепции исследовательского проекта осуществляется в качестве финальной активности первого года и является формальной аттестацией за первый год обучения, а также «техническим заданием» или «уставом проекта» на осуществление исследования.
Соответственно, в первый год обучения большое внимание уделяется развитию навыков в области исследовательской деятельности. Для этого предусмотрен фундаментальный курс «Методология и методы научных исследований в менеджменте». Кроме того, во время первого года обучения проводятся исследовательские семинары для изучения наиболее значимых научных работ как российских, так и международных.
По итогам второго года обучения проводится Круглый стол по прогрессу исследовательских работ и обновлению Концепций исследовательских проектов, что является также частью формальной аттестации. Изначальное видение исследовательского проекта может и должно измениться по мере продвижения слушателя по образовательной траектории. Кроме того, в течение второго года обучения слушатели должны подготовить к публикации научную статью по теме своего исследования. В конце года в формате Круглого стола проходит презентация и защита этих статей или их предварительных версий.
В течение третьего года слушатели «шлифуют» свои проекты и представляют текущие результаты в ходе научно-практической конференции, организуемой Бизнес-школой МИРБИС с публикацией докладов конференции в сборнике научных статей.
Кульминацией же и главной целью участия в программе является написание и защита диссертации. И если второй год обучения посвящен «оттачиванию» методологии исследовательского проекта, сбору и обработке данных, получению предварительных итогов исследования, то третий год обучения целиком посвящен написанию диссертации и подготовке ее к защите.
— Профессиональное развитие участников программы предполагает создание интеллектуальных продуктов и усиление их экспертизы в области одного из трех направлений: управленческое консультирование, создание авторского произведения (или серии публикаций) — в стиле деловых публикаций и преподавательская деятельность.
В течение второго года обучения слушатели проходят спецкурсы по данным направлениям (все курсы являются обязательными) и выбирают одно из них для создания интеллектуального продукта, разрабатывают и осуществляют его внедрение.
— Такими продуктами могут быть реализация консультационного проекта, связанного с тематикой исследования – в обязательном порядке для внешнего независимого заказчика, публикации статей практического характера в деловой прессе, ведение авторской колонки, издание книги, разработка и реализация учебного курса объемом не менее 12 академических часов. Могут быть также предложены и иные идеи, творческий подход очень приветствуется.
— В основе предназначения (purpose statement) программы лежит принцип «успех для блага». Этот принцип предполагает достижение комплексной цели – расширение своего влияния внутри и за пределами коммерческого успеха, которое происходит за счет связи между личным ростом и общественной пользой. Личностный рост в нашей программе мы рассматриваем именно как развитие желания, способности и умения возвращать обществу. Этот навык (возможно, не очень удачное слово в данном контексте, но тем не менее) должен быть продемонстрирован во время прохождения программы. При этом соответствующие инициативы и проекты должны быть связаны с тематикой и проблематикой научного исследования. Важно отметить, что социальные и общественные инициативы, хотя и могут иметь финансовую составляющую, главным образом предполагают иные вклады участников, в том числе, время, опыт, знания, компетенции, социальный капитал и т.п.
— Наряду с очными учебными модулями, программа включает исследовательские семинары, круглые столы, представление промежуточных результатов на научно-практических конференциях, в качестве дополнительной возможности мы рассматриваем также организацию опционального международного модуля. Участники разрабатывают и защищают свои исследовательские проекты в ходе обучения, что усиливает их экспертизу и способствует развитию новых идей.
«Изюминкой» программы являются выездные сессии — творческие писательские мастерские, где в умиротворяющей атмосфере в красивом месте на природе можно сосредоточиться на процессе созидания и обсудить свои идеи с коллегами.
Стоит также отметить и такую активность как «дружественное консультирование» —эффективный инструмент обмена опытом и получения обратной связи, перенятый из лучших мировых программ управленческого развития и адаптированный к нашим реалиям.
— В преподавательском коллективе как российские, так и международные эксперты в области менеджмента, лидерства и научно-исследовательской и публикационной деятельности. При их отборе учитывается и профессиональный опыт, и научные достижения. В этом случае получится обеспечить высокое качество преподавания и научной поддержки участников. И нам удалось собрать, пожалуй, лучшую команду в стране!
— Кандидаты на программу должны иметь значительный управленческий опыт — не менее 15 лет, из которых 8 лет проработать на руководящих позициях, либо быть собственником бизнеса с историей не менее 10 лет.
Также требуется высокая мотивация к систематизации опыта и критическому осмыслению своей деятельности. Отбор строгий: он включает в себя собеседование, предоставление мотивационного письма и трех рекомендательных писем от коллег и партнеров, преподавателей с предыдущего места обучения.
— Моя глобальная цель и вызов — реализовать стратегические видение нашей команды. Мы для себя его сформулировали так: программа DBA МИРБИС — это признанный центр для интеллектуального развития и взаимодействия лидеров нового поколения, стратегов и авторитетов практики и науки. Она предоставляет уникальную среду, где академические исследования преобразуются в практические решения, направленные на создание позитивных изменений в бизнесе и обществе.