У Вегаса своя атмо«Сфера»
Индустрии развлечений и рекламы давно и крепко переплетены. Люди хотят хлеба и зрелищ, рекламодатели — высоких охватов. В этом году в городе-празднике Лас-Вегасе появилась площадка, которая способна удовлетворить самые смелые запросы обеих сторон. «Сфера» — самая необычная и высокотехнологичная музыкально-развлекательная арена в мире с возможностью размещения интерактивной рекламы на всей внешней поверхности комплекса.
Потенциал огромного цифрового билборда уже отметили топовые бренды. Рекламу на «чудо-шаре» размещали Google, Microsoft, Sony, Coca-Cola и другие. А видео с концертов группы U2, которая первой опробовала новую площадку, собрали тысячи восторженных комментариев.
Все в этой истории красиво, есть только одно «но» — финансовые показатели. Первый квартальный отчет показал убыток в почти 100 тысяч долларов. Рассказываем о «Сфере» — от задумки до реализации, коммерческом потенциале арены и возможных рисках.
Сначала была идея
От задумки до открытия «Сферы» прошло около 8 лет. Идея появилась у Джеймса Долана — главы компании Madison Square Garden Entertainment и владельца двух спортивных команд — New York Knicks в НБА и New York Rangers в НХЛ. По задумке основная цель арены заключалась в проведении крупных концертов, кинопоказов и спортивных мероприятий.
В 2019-м проект начали воплощать в реальность. Комплекс поражал своей уникальной архитектурой и масштабами: высота — 111 метров, ширина — 57 метров, вместимость — 23 тысячи человек. К строительству было привлечено три тысячи рабочих.
Площадка должна была заработать уже в 2021 году, однако график пришлось сдвинуть из-за пандемии. Вместе с этим выросли и затраты на строительство. На первых этапах стоимость проекта оценивали в 1,2 миллиарда долларов, а в итоге потратили 2,3 миллиарда. «Сфера» стала самым дорогим развлекательным заведением в истории Лас-Вегаса, обойдя по этому показателю соседей — отель-казино Bellagio и арену Allegiant Stadium.
Помимо этого «чудо-шару» принадлежит еще несколько рекордов:
Внутри «Сферы» используется LED-экран размером с два футбольных поля (около 14,8 тысячи квадратных метров) с самым большим разрешением в мире — 18К;
Внешний экран состоит из 189 миллионов диодов, расположенных на расстоянии всего 9 миллиметров друг от друга и способных отображать 256 миллионов цветов и оттенков;
Аудиосистема комплекса считается самой крупной на планете — 164 тысячи динамиков спрятаны за экраном);
В процессе создания арены было зарегистрировано более 60 патентов.
Madison Square Garden Company (владела «Сферой») в апреле этого года разделилась на две компании. В результате оператором арены стала новообразованная Sphere Entertainment. Производством и постпродакшн для «Сферы» занимается MSG Sphere Studios, которая базируется Бербанке, Калифорния.
Грандиозное открытие
Впервые «Сфера» осветила Вегас своими экранами 4 июля, в День независимости США. Официальное открытие арены состоялось 29 сентября.
Событие было грандиозным. На церемонии присутствовали Пол Маккартни, Снуп Догг и Доктор Дре, звезды «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон и Аарон Пол. Впервые с 2019-го перед живым залом выступила легендарная группа U2. «Элвис определенно не покидал это здание», — сказал Боно (лидер U2) в начале выступления. Позже он назвал Джеймса Долана «безумцем» за идею и ее воплощение.
U2 заключили контракт на серию из 36 выступлений. Последний концерт запланирован на 2 марта. Стоимость билета стартует от 470 долларов (сидячие места на верхних рядах). Максимальная цена за вход — 9465 долларов (стоячие места у сцены).
Первый фильмом, который показали на самом большой в мире экране, стал «Открытка с Земли» Даррена Аронофски. Кинопоказ состоялся 6 октября. По словам режиссера, картина весила полпетабайта (512 терабайт).
Планируется, что площадка будет принимать от четырех до шести крупных шоу в год. Сейчас в календаре мероприятий в «Сфере» на 2024 год уже числятся завершающие серию концерты U2, 4 выступления американской рок-группы Phish, бойцовское шоу промоутерской компании UFC в день независимости Мексики.
Рекламный бум
Крупные бренды, естественно, не оставили «Сферу» без внимания. Ее первым официальным рекламодателем стал Google, который в сентябре запустил на «Сфере» рекламу для любителей американского футбола, предлагая платную подписку NFL Sunday Ticket (позволяет смотреть все воскресные игры лиги на YouTube).
Вслед за Google подтянулись производители видеоигр и консолей. Так, например, Microsoft начала со «Сферы» новый этап маркетинговой кампании Xbox Series. В рекламе появились фрагменты из игр Starfield, Forza Motorsport и Cyberpunk 2077. Трейлер новой игры Marvel’s Spider-Man 2 на огромном шаре крутила Sony. Рекламу на сферическом билборде также купили Coca-Cola, Marvel и другие.
В октябре Лас-Вегас впервые принял этап чемпионата «Формулы-1» — гоночная трасса проходила вокруг «Сферы». На время королевских гонок в город поверхность «Сферы» арендовала владеющая гоночной серией «Либерти Медиа».
Пользовались ее возможностями действительно активно: транслировали рекламный кубок Netflix по гольфу между пилотами «Формулы» и профессиональными гольфистами, вели трансляцию заездов в течение всего уик-энда.По словам руководителя «Либерти Медиа» Грэга Маффея, рекламное время в ходе проведения гонок раскупили заранее, несмотря на ценник в 500 тысяч долларов за одно размещение.
В обычное время стоимость размещения на «Сфере» — 450 тысяч долларов за 4 часа показа в течение суток. Выгоднее приобретать ротацию на неделю: за 650 тысяч долларов ролик будет показываться в общей сложности 414 минут за 7 дней.
Ложка дегтя
Во всей этой красивой, светящейся на весь Лас-Вегас, истории есть одно «но» — финансовые показатели. 30 сентября руководство «Сферы» отчиталось об операционных результатах за первый квартал. К удивлению многих, проект оказался убыточным. За непродолжительный период работы (июль-сентябрь) компания-владелец ушла в минус на 98,4 миллиона долларов.
Впрочем, цифра не такая уж показательная, ведь отчет был выпущен всего через день после открытия комплекса. Дальше дела наверняка пошли лучше: лишь первый концерт U2 принес владельцам арены 4,1 миллиона долларов. Еще 2,6 миллиона долларов удалось заработать на лицензионных сборах и наружной рекламе.
Убытки за предыдущий период Джеймс Долан объяснил «корпоративными накладными расходами, связанными с Sphere Studios и разработкой сопутствующего контента и технологий, а также расходами на эксплуатацию площадки в Лас-Вегасе». Сам он уверен: со временем популярность и, следовательно, доходность «Сферы» будут расти. Большие надежды он возлагает именно на концерты и всевозможные шоу. Кроме того, глобальные бренды наверняка захотят использовать площадку под крупные события: финал Суперкубка, Рождество, День благодарения и подобные. Тем более что любая креативная идея, реализованная на «Сфере», может завируситься в интернете и привлечь внимание не только посетителей Лас-Вегаса, но всего мира.
Что ж, подождем, какими будут финансовые результаты за следующий квартал. Сейчас, пожалуй, единственный вывод, который можно сделать: «Сфера» нигде не смотрелась бы так органично, как в Лас-Вегасе — городе ярких огней и эмоций.