У заднего хода таможни

В западном корпоративном мире логистиками называют специалистов по организации любых потоков, включая потоки услуг и информационные. У нас представителями этой профессии повелось считать исключительно людей, которые занимаются потоками товарными. Почему? А вот не родись в России. У отечественной логистики есть и другие отличия от зарубежной.

ВСЕ КАК ПРЕЖДЕ

Логистиком в нашей стране быть хорошо.

После волны массовых сокращений, которая прошла в московских офисах прошлой осенью, выяснилось, что логистики по-прежнему нужны всем. Так же как, например, бухгалтеры. Без бухгалтера невозможно сосчитать собственные деньги и отчитаться перед налоговиками. А без логистиков фирмы не могут перемещать свои товары, а значит, не могут торговать. Если же профессия напрямую связана с доходами, то работа будет всегда. Даже если кого-то из логистиков сокращают, их вскоре "подбирают" другие работодатели.

Компании уменьшают штаты логистиков только тогда, когда уменьшают географию поставок или физический объем продажи. Многие московские фирмы избежали этих напастей, потеряв только в уровне доходов. Поэтому и логистики во многих местах зарабатывают теперь меньше, но места свои сохранили.

По мнению Татьяны Кузнецовой, директора кадрового агентства Eurospan, рынок труда логистиков сократился на 30%. Эту оценку подтверждает Рустам Барноходжаев, директор агентства Preng & Associates.

Схожая ситуация и в специализированных компаниях, оказывающих логистические услуги. В DHL, по неофициальной информации, прошли довольно серьезные сокращения. ???? А, например, в компании "Русская логистическая служба" 29 прежних в прошлогодний кризис было уволено только четверо. В JD Logistics в кризис вообще не уволили никого. И теперь под новый контракт собираются взять дополнительно от трех до шести человек.

"Прошлой осенью фирмы увольняли людей со сравнительно меньшей квалификацией, - говорит Валерий Оськин, директор по связям кадрового "Агентства Контакт". - Если в отделе логистики компании было несколько человек, то одного-двух все-таки сокращали, а если там всего были один-два человека, то всех оставили".

"Случаев увольнения руководителей отделов логистики практически не было, - рассказывает Александр Тыщенко, консультант кадрового агентства "Арси-нал", - За исключением некоторых крупных компаний, сокращали в основном рядовых менеджеров".

Это вполне понятно, если учесть, что в логистике главное - опыт. Увольнять опытных специалистов невыгодно. В их обучение, в стаж вложены деньги. К тому же их могут подобрать конкуренты.

Так что специалисты по логистике, имеющие опыт и хорошие связи, а главное, знающие все подходы к таможне, о своем будущем могут вообще не беспокоиться.

Собственно, так было и раньше. Логистические подразделения компаний всегда испытывали недостаток специалистов с опытом и связями. К тому же особенностью национальной логистики является необходимость "особо тесных" контактов не только с сотрудниками складов и представителями транспортного бизнеса, но прежде всего с таможенниками. Существует даже убеждение в том, что лучший логистик - это тот, у кого есть "прикормленный" таможенный терминал.

Так что на этом секторе рынка труда все как прежде. Кроме зарплаты.

Ищем полубога

Заработная плата - это тот вопрос, мнения по которому у специалистов значительно расходятся.

Сколько реально сейчас зарабатывают логистики? Одни рекрутеры, например, считают потолком для руководителя отдела ежемесячные $3000. Другие называют $6000.

Известно, что рядовые менеджеры по логистике до осени 1998 года получали в среднем от $400 до $2000. В конце прошлого года их заработки упали до уровня $200 - $600. После января они снова стали расти и сейчас составляют $600 - $1200. Специалисты уровня руководителей отделов сейчас могут получать от $800 до $2000.

А вот специалисты из узкого круга людей, "стоящих у черного хода таможни", стоят и сейчас $3000 - $5000. При помощи такого сотрудника фирма на одной сделке может сэкономить в десять раз больше денег, чем зарплата такого специалиста.

"Из представителей различных специализаций логистики в наименьшей степени снизилась зарплата у закупщиков, - говорит Оксана Соболева, руководитель информационного отдела кадровой компании "Анкор". - Зарплата менеджеров склада (stock/warehouse manager) в апреле 1999 года упала на 35% по сравнению с ноябрем 1998-го".

Некоторые специалисты ожидают повсеместного повышения оплаты труда логистиков уже в ближайшие месяцы. "К концу лета зарплата логистиков может стать даже выше, чем была до кризиса", - считает Александр Тыщенко из "Арси-нал".

Впрочем, тем специалистам, кто ищет компанию, которая предложит им большее жалованье, придется столкнуться с довольно жесткими требованиями. Работодатели вообще в последние полгода стали слишком требовательны к новым сотрудникам, и мы об этом писали. К логистикам это относится в полной мере.

На должность рядового менеджера сейчас можно претендовать только со стажем работы по специальности минимум два-три года. Плюс свободное владением иностранным языком (как правило, английским) и хорошее знание профессиональных компьютерных программ.

"Компании готовы принимать в штат если не Бога, то как минимум полубога", - говорит Александр Тыщенко. Должность "начальник отдела логистики" в объявлении о вакансии теперь зачастую означает, что отдел будет состоять из одного сотрудника. В лучшем случае "начальнику" дадут еще одного помощника. От рядового менеджера требуют опыта и знаний, которые год назад сгодились бы и для получения места главы отдела.

Более того, в некоторых компаниях от логистиков теперь требуют выполнения некоторых дополнительных функций. "Многие теперь хотят, чтобы логистики были еще и специалистами по взаимозачетам, - рассказывает Александр Тыщенко. - Ведь перевозки связаны с железной дорогой, а там много взаимозачетов".

Получается: по сравнению с тем, что было год назад, компании хотят за меньшие деньги заполучить лучших специалистов. Да еще и навешать на них большую нагрузку. Тем, кто не сумеет пройти сквозь игольное ушко такого отбора, есть куда отступать. В конце концов довольно большая часть логистиков пришли в свою профессию из сферы продаж. Если на этом поприще специалист когда-то достиг успехов - он может переждать трудные времена в отделе продаж. Опытных сейлз-менеджеров сейчас как раз не хватает.

Кантоваться в отделе продаж потерявшим любимую работу логистикам, возможно, долго не придется. Если верить в наступившую сейчас стабилизацию рынка, прогноз на ближайшее будущее однозначен: продажи компаний растут и будут расти. Значит, будут увеличиваться объемы грузопотоков. Значит, будут расширяться штаты логистиков.