Убить Билла

Член Комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков и зампредседателя Комитета по промышленности Александр Хинштейн предложили запретить использование зарубежных программных продуктов в стратегически важных отраслях и на особо опасных объектах. Они просят внести соответствующие поправки в проект закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Комитет по информационной политике, возглавляемый Валерием Комиссаровым, планирует рассмотреть поправки 20 апреля. Если они пройдут, госкомпании и организации, от которых зависит обороноспособность страны, будут вынуждены перейти на отечественное ПО. Полный перечень объектов, где должна быть произведена замена программных продуктов, правительство составит через год после вступления закона в силу. Объем отечественного рынка корпоративного софта, по оценкам ИК «Финам», в 2005 году составил $350 – 370 млн.

Часть российских software-компаний приветствуют инициативу депутатов. Так, например, президент компании «Галактика» Николай Красилов считает, что по соотношению цена/эффективность отечественные ИТ-решения ничем не уступают, а то и значительно превосходят западные. «Шансов создать полный набор российских аналогов основных системных продуктов практически не существует, – не согласен с ним председатель совета директоров компании «АйТи» Тагир Яппаров. – Российские предприятия уже сделали огромные инвестиции в приобретение западных продуктов». Действительно, например, в 2003 году внедрение ERP-системы на Магнитогорском металлургическом комбинате обошлось компании в $10 млн.

Одной из потенциальных жертв депутатских поправок является корпорация Oracle, до 20% российского оборота которой обеспечивает именно госсектор. Гендиректор Oracle по странам СНГ Борис Щербаков напоминает, что существуют менее затратные и более реалистичные пути обеспечения госбезопасности – например, обязательная государственная сертификация продуктов. Его слова подтверждает и PR-директор российского подразделения Microsoft Кира Кирюхина. По ее словам, Россия стала первой в мире страной, подписавшей в 2002 году программу по сотрудничеству с госорганами в области информационной безопасности Government Security. «В рамках этой программы Microsoft предоставляет государствам доступ к исходным кодам своих продуктов, чтобы чиновники могли проверить их на наличие недекларированных функций», – добавляет Кирюхина. Таким образом, представитель Microsoft опровергает слова Гудкова о том, что «у российских программистов нет ни кодов, ни команд к зарубежным программам».

Стоит заметить, что ряд госорганизаций уже работают на отечественном ПО, однако масштабы его использования в них ограничиваются здравым смыслом. «На таможне рабочие программы и так отечественные, но они все равно полностью переписаны под Windows, – говорит заместитель директора «Национального таможенного брокера» Александр Лавров. – Запрет на использование иностранного ПО приведет к тому, что встанет весь рабочий процесс. Если данную депутатскую инициативу воспримут всерьез, боюсь, что даже таможня начнет бастовать».

Впрочем, шансов на принятие поправок немного. Скорее всего, они будут расценены как продолжение популистского сериала в исполнении Александра Хинштейна. Напомним, что в марте 2003 года депутат предложил закупать для школ Нижегородской области парты с хохломской росписью в целях поддержки народных художественных промыслов.