Ученье свет: что ждет дополнительное профессиональное образование в России
Сейчас рынку нужно образование с ориентацией на трудоустройство, которое быстро окупится для клиентов, — этим занимаются и государство, и частные вендоры. Харитон Матвеев, сооснователь Skyeng и основатель онлайн-университета востребованных профессий Skypro, рассказывает про цели дополнительного профессионального образования (ДПО) и о будущей роли государства в системе образования.
Плюс и минус ДПО
Главный плюс ДПО — востребованность. Средняя медианная зарплата выпускника классического вуза — 42 000 ₽ — 45 000 ₽, а выпускника Skypro — 76 000 ₽ — 80 000 ₽. При этом учиться в вузе нужно четыре-пять лет. Четыре года — это образовательная программа в 5000–6000 часов. В ДПО — 350–600 часов. И после них вы точно будете нужны: адекватный конкурс, несколько тысяч открытых вакансий.
Нужны потому, что мы точно знаем запрос работодателей и какой набор навыков дает наибольший прирост капитализации сотрудника на рынке труда. Для этого мы анализируем тестовые задания, выжимаем из них нужные навыки, интервьюируем тех, кто отвечает за наем и составляем программу с практиками.
А еще постоянно усиливаем профессиональный менеджмент: Выбор линейки профессий, образовательной программы, учителей, понятность контента, метрик, сопровождения. Система менеджмента классических вузов зачастую слабее.
Главный минус ДПО — нет преференций, как у государственного образования. ДПО не может быть бесплатным: придется брать кредит, придумывать, что делать с отсрочкой от армии. Иногда молодые люди идут учиться в вузы только ради нее.
Отсрочки от армии можно выбить, если частные игроки будут играть слаженно и совместно с государством: мы тоже очень качественно учим, причем за меньшее время, поэтому давать возможность людям проходить качественные курсы от частных игроков и на этот период иметь отсрочку — в общих интересах. Для доказательства эффективности курсов можно разработать какую-то сертификацию, предложить государству механизмы, законопроекты.
А еще у ДПО нет диплома о высшем образовании. По закону нельзя, чтобы программа была меньше чем на 4500 часов. ДПО может отучить маркетингу за 600 часов, выпускник будет востребованнее и компетентнее, чем выпускник факультета маркетинга в вузе, — но диплом, признающийся работодателем, он получить не может. Людям это не кажется справедливым.
При этом ДПО может выпустить студента по уровню, сопоставимому с выпускником вуза, — за сопоставимое время. Я учился на физтехе, у меня был матанализ и теория вероятности. Если бы сегодня Skypro или какой-то другой игрок разрабатывал матанализ — с классными визуализациями, инфографикой, тренажерами, упражнениями на разные зависимости, преподавателями, методами подачи материала, метафорами — получилось бы не менее, а возможно и более эффективно.
Понятно, что сегодня все сфокусированы на низко висящих фруктах — где за 400–600 часов можно дать прикладной результат. Но я уверен, что в перспективе ДПО могут сделать курс по матанализу, — и это будет очень качественный курс в терминах образовательных результатов.
Будет эффективно, если деньги, которые тратятся на обучение в течение четырех-пяти лет, превратить в ваучер. Чтобы человек мог забрать его и потратить целевым образом — например, отдать частному игроку.
И ДПО, и государство хочет, чтобы выпускники были сильные, компетентные и востребованы экономикой. Люди хотят того же, и им непринципиально, будет это ДПО или вуз. Мы спросили наших учеников: «Верите ли вы, что такие компании, как Skypro, могли бы давать профессиональное образование как основное, а не как дополнительное?» И 76% ответили «да» или «скорее, да».
Государственное образование точно будет улучшаться
У игроков, которые делают качественное частное образование, например у Skypro или «Яндекс Практикума», появятся сильные управленцы — они смогут строить качественное образование. Вполне возможен вариант, что к нашему продюсеру, например, маркетинговых профессий через пять лет придет МГУ и предложит меняться опытом.
Люди в частных компаниях ничем не лучше и не хуже, чем в государственных. Просто прокачиваться им приходится быстрее: у нас жестче конкуренция, из-за этого постоянно появляются ноу-хау и инновации. И сотрудники с компетенциями всё чаще будут переходить в том числе в государственные инстанции — и приносить туда экспертизу.
Роль государства в системе профессионального образования будет смещаться к регулированию
Я в это верю. Выдавать лицензии организациям на профессиональное образование. Сертифицировать программы. Давать субсидии на образовательные кредиты. Заказывать у частных компаний обучение по определенным специальностям. Делать прозрачными результаты учеников в разных школах, чтобы клиент мог компетентно выбрать провайдера.
Важно, чтобы для неискушенного клиента было более очевидно, какая компания сегодня — лучшая. Например, американское государство уже обязывает частных игроков делать job reports и students outcomes. Потом их стандартизируют, чтобы каждый мог сравнить, какие компании работают лучше, а какие хуже.
Рост конкуренции поможет всем игрокам: и государственным, и частным.