Top.Mail.Ru
архив

Учитесь увольнять!

09.03.200900:00

В период кризиса многие компании задумываются о сокращении персонала. А чтобы это увольнение прошло гладко, проводят аттестации.

Недавний пример – руководство крупного химического предприятия, решившее сократить штат бухгалтерии. Чтобы провести аттестацию, позвали консультантов… И вот тут началось самое интересное. По итогам аттестации оказалось, что сокращать не только можно, но вроде даже нужно вообще всех. Уровень подготовки бухгалтеров оказался, как говорится, ниже плинтуса. Люди, которые должны принимать профессиональные решения, не знали порой простых нормативных актов!

Стали разбираться, как такое могло случиться, что чуть ли не вся бухгалтерия одного из флагманов индустрии оказались профнепригодной. Оказалось, что отчетность компании автоматизирована в системе SAP. Соответственно, многие сотрудники бухгалтерии занимались лишь тем, что переводили данные из одной стопки бумаг в компьютер, а затем перекладывали эти бумаги в другую стопку. Этим круг их профессиональных обязанностей и исчерпывался. То есть, числясь бухгалтерами, фактически они работали учетчиками или операторами ЭВМ.
В итоге работодателю было предложено не увольнять сотрудников бухгалтерии, а пересмотреть их тарифную сетку и должности «в связи с изменениями характеристик труда».

Психологи обычно советуют перед принятием решения закрыть глаза и досчитать до десяти. Просто чтобы освободиться от эмоций. Менеджменту компаний, наверное, можно посоветовать то же самое – потратить чуть больше времени, но освободиться от иллюзий и не рубить сплеча. Сначала было бы желательно определить полный перечень функций структурного подразделения. Затем с помощью специальных методов оценить фактические трудозатраты на выполнение этих функций, а также структуру рабочего времени каждого сотрудника. Параллельно в процессе исследования выявляются дублирующие и излишние функции. И лишь потом рассчитывается количество перераспределяемых функций и подлежащих увольнению штатных единиц. Немаловажно провести интервью с руководителями подразделений и проанализировать отчеты службы внутреннего контроля.

Говоря короче, проводя оптимизацию персонала, руководству компании важно тщательно просчитывать принимаемые решения и не впадать в панику, которая, как известно, легко передается всему коллективу…


Ирина Юцковская, директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК

Еще по теме