Top.Mail.Ru
архив

Удар по незалежности

С приходом к власти Виктора Януковича Россия пытается наверстать упущенное за пять лет. Экспансия началась одновременно по всем направлениям: скидки на газ в обмен на сохранение российской базы Черноморского флота в Севастополе, подготовка к объединению «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», слияния в авиапроме и судостроении, совместные проекты в атомной энергетике, скупка металлургических активов.

 

Предвыборные обещания

Удар по незалежностиПоглощения в металлургическом секторе Украины уже идут. В начале года появилась информация о покупке группой российских инвесторов во главе с бывшим акционером Evraz Александром Катуниным контрольного пакета акций украинской металлургической корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). Еще одна мутная история разворачивается сейчас вокруг Мариупольского металлургического комбината (ММК) им. Ильича. Глава Госкомпредпринимательства Украины Михаил Бродский заявил в конце мая, что ММК еще год назад был продан российским инвесторам. Впрочем, генеральный директор предприятия Владимир Бойко, считающийся основным собственником, утверждает, что в отношении ММК проводится рейдерский захват. О продаже россиянам украинского металлургического гиганта – «Запорожстали» стало известно на прошлой неделе. Как сообщают СМИ Украины, группа российских инвесторов во главе с Внешэкономбанком (ВЭБ) перебила цену владельца «Метинвеста» Рината Ахметова, предложив за актив $1,7 млрд. Запрос о сделке «Ко» в ВЭБе остался без ответа. Нынешним владельцем «Запорожстали» является Midland Group Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина, а интерес к компании проявляли корейская Posco, Роман Абрамович и Алишер Усманов. Кстати, ВЭБ принимал участие и в финансировании покупки ИСД. «Наверняка договоренности о сделках были достигнуты еще в середине прошлого года, – полагает директор украинского Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев, – но очень смущают офшорные и непрозрачные схемы перераспределения собственности». По его словам, речь идет о крупнейших бюджетообразующих предприятиях, и подобное теневое сотрудничество является угрозой для обеих сторон.

Все эти сделки связывают с приходом к власти Виктора Януковича и его предвыборными договоренностями как с российской стороной, так и с близкими к нему бизнесменами. По неофициальной информации, конечными покупателями ИСД стали акционеры российских коммерческих структур – «Металлоинвеста» и Evraz, которые ранее уже предпринимали попытки поглотить холдинг. Оставшийся пакет пока принадлежит действующим акционерам  – Сергею Таруте и Олегу Мкртчяну, в то время как один из основателей ИСД – советник бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко Виталий Гайдук – вышел из состава акционеров. Сделка была закрыта накануне украинских президентских выборов, и говорят, что переговоры велись на высшем межправительственном уровне. В качестве же благодарности российская сторона предоставила квоты на поставку украинской  трубной продукции. Вытеснение из бизнеса прежней команды Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко началось еще в прошлом году.

 

Янукович. Перезагрузка

Почти за 20 лет независимости Украины приватизация там превратилась в процесс конкуренции между разными политэкономическими группами. «За каждой политической силой стоит своя группа влияния. Например, Янукович – Ахметов, Ющенко – Коломольский, Тимошенко – «Индустриальный союз Донбасса», – разъясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Проиграв в 2004 году, Виктор Янукович взял реванш в 2010-м. «Но не Янукович заменил Ющенко, а на смену одной бизнес-элите пришла другая, – говорит заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Дмитрий Выдрин. – Она более реально оценивает экономическую и политическую ситуацию – как внутреннюю, так и внешнюю». Виктор Ющенко ориентировал Украину на глобальное сотрудничество с Западом и на вступление страны в блок НАТО и Евросоюз, и так же выстраивался и бизнес, отдаляясь от кооперации с восточным соседом. В общем, люди, его поддерживающие, никогда не были тесно связаны с Россией. Старшего брата Виктора Ющенко – Петра – считают причастным к фирме «Слобода», которая была замешана в начале 2000-х в разворовывании вкладов банка «Украина». А в книге Александра Ланя «Ющенко: история болезни» говорится о том, что ключевым моментом в формировании и возвышении клана Ющенко стал захват финансового рынка страны. Произошло это всего лишь через полгода после его назначения председателем правления Национального банка Украины (НБУ), когда он подписал постановление «Об Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ)». Суть постановления: валютная биржа при Национальном банке, укомплектованная опытными профессионалами и приносящая прибыль государству, была передана в частные руки. Сразу после этого появилось несколько документов, обязывающих продавать валюту только на УМВБ, которая стала хозяином на валютном рынке.

Украинская приватизация превратилась в процесс конкуренции между разными политэкономическими группами


 Коммерческая деятельность Юлии Тимошенко началась в 1989 году. В начале 1990-х ее семья учредила корпорацию «Украинский бензин» (КУБ), которая очень быстро стала монополистом в обеспечении агропромышленного комплекса Днепропетровской области нефтепродуктами. Уже в 1994-м КУБ разрослась и превратилась в энергетическую империю «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ). «ЕЭСУ в 1996 – 1997 годах успешно использовала схемы беспроцентного кредитования концерна госпредприятиями и занималась несанкционированным реэкспортом российского газа, – сообщала в 2004 г. газета «Голос Донбасса», – в 1995 – 1997 годах ЕЭСУ незаконно вывезла с Украины капиталов на $1,1 млрд». Судебные разбирательства дважды приводили госпожу Тимошенко в тюремную камеру, но это не помешало ей в начале 2005-го занять пост премьер-министра страны. Она сначала умело разыгрывала российско-украинскую газовую карту, но в результате добилась лишь кабального для Украины газового соглашения и недовольства Запада, опасавшегося остаться без «голубого топлива» из РФ. В январе 2009 года правительство Юлии Тимошенко подписало контракт, по которому Украина платила едва ли не самую высокую цену за российский газ в Европе. К примеру, в первом полугодии 2010-го Венгрия, Польша и Чехия платили «Газпрому» около $300, прибалтийские государства – $260, а Молдавия – $231. Украина же должна была раскошеливаться на $330 за 1000 кубометров, причем со скидкой ($450 по контракту).

 

Ориентация Киева на Запад не привела к успеху. Подвел в том числе мировой финансовый кризис. Европе было уже не до Украины – решить бы собственные экономические проблемы. Виктор Янукович, напротив, выступал за более тесное сотрудничество с Россией. Донецкий клан, который его поддерживал, не мог обойтись без восточного соседа. Так, например, по мнению Дмитрия Абзалова, «основной интерес Ахметова – металлургия. Он заинтересован в снижении цены на газ, и это первое, что сделал Янукович, придя к власти». Кстати, «Метинвест» Рината Ахметова по своим активам уже вполне сопоставим с российским Evraz. Его предприятия ежегодно производят более 10 млн тонн стали и 40 млн руды, в состав входят также обширные угольные активы

Какие госактивы интересуют Россию на Укранине

1. «Укртелеком». Оценочная стоимость $1,2 – 2 млрд, стартовая цена, определенная Фондом госимущества (ФГИ), – 7 млрд гривен.

2. «Лугансктепловоз». Капитализация на 17 мая 2010 года составляет 1,06 млрд гривен, стартовая цена, определенная ФГИ за 76% акций, – 400 млн гривен.

3. Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова. Российская Объединенная авиастроительная компания (ОАК) и АНТК им Антонова создадут совместное предприятие по продаже и обслуживанию самолетов «Ан». Предполагается обмен пакетами акций.

4. Мариупольский металлургический комбинат (ММК) им. Ильича. Капитализация на 17 мая 2010 года – 11,36 млрд гривен.

5. «Турбоатом». Капитализация на 17 мая 2010 года – 1,99 млрд гривен.

6. «Энергоатом». Создание совместного предприятия с «Росатомом».

7. Судостроительный завод им. 61 коммунара. Оценочная стоимость предприятия – 200 млн гривен. В настоящее время безотлагательные долги завода – 36 млн грн, в том числе 12 млн гривен составляет задолженность по зарплате, 24 млн гривен – перед бюджетом.

8. Одесский припортовый завод (ОПЗ). По оценке ФГИ, стоимость завода составляет 8 – 9 млрд гривен. По итогам I квартала 2010 года, чистая прибыль составила 32,7 млн гривен.

9. Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). Сметная стоимость строительства составляет $2,4 млрд, из которых освоены $1,65 млрд. Запасы сырья КГОКОРа составляют 2 млрд т – на 200 лет работы.

10. НАК «Нафтогаз». $12 млрд с учетом долгов. В случае объединения с «Газпромом» украинское правительство может получить около 7 – 8% акций «Газпрома» (российский концерн стоит около $140 млрд).

11. Николаевский судостроительный завод, «Зоря-Машпроект», Феодосийский комбинат «Море». Рассматривается возможность интеграции в структуру российской Объединенной судостроительной корпорации.


Но украинские бизнесмены отличаются от отечественной бизнес-элиты как по методам ведения дел, так и по позиционированию в политической среде. «В России выжил олигархический бизнес, вернее, та его часть, которая получила государственную поддержку. Этот класс стал фактически полугосударственным, а оппоненты власти были либо дискредитированы, либо уехали из страны, – разъясняет Андрей Ермолаев. – На Украине сейчас процветают владельцы так называемого системного бизнеса. Сейчас это вертикально интегрированные компании, которые инвестируют в политику, защищая таким образом свои собственные интересы. Они не интегрированы во власть и не являются частью государственной системы. Здесь процветает государственный лоббизм бизнеса при определенном удалении его от власти». Сегодня на Украине разработана и прекрасно себя чувствует система ухода от ответственности – абсолютная депутатская неприкосновенность. «Собираешь активы, избираешься депутатом, где за время работы их (активы. – «Ко») легализуешь, затем опять в бизнес, – описывает механизм Дмитрий Выдрин. – И такой цикл прошли по нескольку раз многие бизнесмены».

 

Фирташ forever

В чем же глобальные интерес сегодняшнего украинского бизнеса к России? Когда Виктор Янукович получил власть, многие были уверены, что он пойдет на все, лишь бы добиться снижения цены на газ. В этом заинтересованы восточноукраинские металлургические кланы, стоящие за новым президентом. Какой ценой? Киев не против обсуждения идеи создания консорциума по управлению своей газотранспортной системой (ГТС). В итоге 21 апреля 2010-го было подписано беспрецедентное соглашение, дающее Украине 30-процентную скидку на «голубое топливо». Впрочем, отнюдь не безвозмездно. За это Россия получила новое соглашение о базировании Черноморского флота в Севастополе до 2042 года. Одно это для нашей страны означает уверенную победу.

 Что такое «Укргаз-энерго»

Компания создана 2 февраля 2006 года в результате соглашения между правительством Украины, НАК «Нафтогаз Украины», «Газпромом» и RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа. Ее акционерами на паритетных началах являются «Нафтогаз» и RosUkrEnergo. Между RosUkrEnergo и «Укргаз-Энерго» подписан пятилетний договор купли-продажи природного центральноазиатского газа. «Укргаз-Энерго» имеет лицензию Национальной комиссии регулирования электроэнергетики на ведение хозяйственной деятельности по поставкам природного газа украинским потребителям по нерегулируемому тарифу.

На переговорах в Москве 12 марта 2008 года между руководством НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» принято решение об устранении с газового рынка Украины компании «Укргаз-Энерго».


Москва в дополнение сделала Киеву недву­смысленный намек на объединение «Нафтогаза» и «Газпрома». Меморандум о намерении создать международный консорциум по управлению украинской ГТС был подписан еще в 2000 году. Летом 2004-го, при Леониде Кучме, консорциум чуть было не создали. Но после прихода к власти Виктора Ющенко проект свернули.

На встрече с российским президентом 18 мая 2010-го украинский бизнес волновал и другой вопрос: пустит ли «Газпром» его к своей трубе для транспортировки «голубого топлива» из южных государств СНГ. Игорь Сырый, гендиректор «Метинвеста» Рината Ахметова и Вадима Новинского, рассказал, что в последние годы его компания вложила миллионы долларов в ГТС Узбекистана и собирается оформлять долевое участие в газовых месторождениях этой страны. Этот же вопрос повторил и владелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин, только он говорил о газе из Турк­менистана. Когда с просьбой о поддержке в транспортировке газа выступил также и глава Минтопэнерго Юрий Бойко, стало ясно, что больше всего интересовало Украину. Дмитрий Медведев не стал обнадеживать украинскую сторону. «У нас был целый набор схем на эту тему, которые использовались. Далеко не все из них будут поддерживаться президентом. Но обсуждать эту тему, безусловно, можно», – заявил Дмитрий Медведев. Глава «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что газовые концерны продолжают обсуждать возможности объединения, отметив три ключевые позиции российской стороны: «Во-первых, предложения лежат в русле общемировых тенденций. Во-вторых, в случае объединения, опираясь на финансовые возможности «Газпрома», можно будет полностью модернизировать газотранспортную систему Украины. И в-третьих, мы считаем возможным, что процесс объединения может вестись поэтапно».

Пожалуй, самым неожиданным гостем на встрече с Дмитрием Медведевым стал совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ. Он долгое время не был на публике, а после встречи бизнесменов с российским президентом заявил, что Украина должна в любом случае вернуться в Среднюю Азию, потому что это в первую очередь промышленность страны. Участники рынка пришли к выводу, что представители Виктора Януковича и Дмитрия Медведева еще до переговоров по газовой теме обменялись мнениями относительно возвращения на рынок компании RosUkrEnergo. Премьер-министры России и Украины в начале прошлого года устранили посредника из схемы поставок газа на Украину. Эксперты говорят, что работа компании на украинском рынке была неприбыльной, а доходы она получала от реэкспорта центральноазиатского газа в страны Восточной Европы. Объемы закупок составляли от 30 до 55 млрд кубометров газа в год, причем схема предполагала, что коммерческая структура закупала газ не прямо у поставщика, а на границе у «Газпромэкспорта». Именно реэкспорт стал основой процветания компании Дмитрия Фирташа. А судя по тому, что закупки газа предполагается резко увеличить, RosUkrEnergo получает возможность вернуться к прибыльной работе. Некоторые игроки рынка говорят о том, что Украина попыталась вновь пролоббировать бизнес-интересы этой структуры.

Украинские бизнесмены инвестируют в политику, защищая таким образом свои компании


В пользу версии говорит и тот факт, что в начале марта 2010 года (после победы Виктора Януковича на выборах) Апелляционный суд Киева удовлетворил апелляцию подконтрольного Дмитрию Фирташу «Укргаз-Энерго» и постановил пересмотреть решение Хозяйственного суда Киева о ликвидации предприятия. «Дело передано на рассмотрение Хозяйственного суда города Киева для рассмотрения заявления «Укргаз-Энерго» о пересмотре его из-за нововыявленных обстоятельств», – говорилось в решении суда. После окончательного судебного решения об отмене ликвидации компании ее учредители смогут приступить к возврату долгов – «Наф­тогаз» должен ей 1 млрд гривен и одновременно добивается выплаты дивидендов – 0,8 млрд гривен. Сложной задачей будет возврат спорных 8,5 млрд куб. м газа. В «Укргаз-Энерго» предъявляют права собственности на этот объем «голубого топлива», утверждая, что «Нафтогаз» забрал его себе для своих целей и за счет этого газа смог снизить цену для потребителей с $360 до $110 за 1000 кубометров.

Опрошенные «Ко» эксперты говорят о том, что правительство Юлии Тимошенко приняло решение ликвидировать компанию по политическим мотивам, а Янукович попытается вернуть Фирташа на газовый рынок Украины. «Дмитрий Фирташ выступил одним из основных инвесторов на выборах нового президента», – заявил «Ко» Андрей Сенченко, народный депутат от фракции БЮТ. Между Россией и Украиной сейчас действует долгосрочный договор по прямым поставкам газа. Поэтому найти место посредническим структурам сложно. Впрочем, остается еще один путь – реэкспорт. Кстати, компания «Укргаз-Энерго» не ограничена запретом на реэкспорт, как «Нафтогаз». Но говорить о месте Фирташа на газовом рынке можно будет только после подписания всех межправительственных соглашений между Украиной и Россией.

 

Венчурный проект

Из потенциальных соглашений подписано пока только два. Первое о том, что Черноморский флот остается в Севастополе до 2042 года. И второе, связанное с ним, что за Севастополь Киев получает скидку на газ. Документ по развитию атомной энергетики практически готов. Речь идет об интеграции ядерных комплексов двух стран: атомного машиностроения, производства топлива и атомной генерации. Для начала Россия предлагает Украине заключить долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива для украинских атомных электростанций. Соглашения по судостроению, авиастроению и железнодорожному машиностроению пока только прорабатываются. «Складывается впечатление, что российский политический успех окрылил власти, и они решили начать работу сразу по всему спектру, – рассуждает директор департамента стратегического анализа ФБК Николаев Игорь. – При этом очевиден прессинг, вслед за чем мы рискуем получить отторжение». Эксперт отмечает, что «кризис будет долго давать о себе знать и что несколько лет бюджет может оставаться дефицитным. Кроме того, в 2012 году Россию ждут выборы, а это прибавит популизма в политике. Приоритет будет отдаваться социальным обязательствам и вряд ли Украине».

Дмитрий Абзалов оценил общий объем предполагаемых инвестиций российской стороны в украинскую экономику на уровне $15 млрд в ближайшие пять лет и скидку на газ для соседнего государства примерно в $40 млрд на предстоящие 10 лет. Большая ли это плата за сохранение присутствия российского флота на Украине? И велики ли риски подобных вложений?

С одной стороны, рассуждает Дмитрий Абзалов, «украинская экономика просто не потянула бы такие высокие цены, и «Газпром» вновь бы столкнулся с неплатежами, пришлось бы скидывать просто так, и мы бы ничего не получили взамен». Кроме того, аренда базы для Черноморского флота стоит около $30 млн в год. Но раньше мы не имели права инвестировать в инфраструктуру и увеличивать свое присутствие. Если бы соглашение прекратило свое действие, России пришлось бы в 2017 году вложить в российскую базу минимум $10 млрд. При этом акватория нашего побережья уступает украинскому и по ландшафтным особенностям, и по климатическим условиям. Кроме того, базирование флота в Новороссийске увеличивало бы риски при реализации проекта «Южный поток». Другой аспект: сохранение базы в Севастополе – это блокировка вступления Украины в НАТО. В итоге, предоставив Януковичу примерно 30-процентную скидку на газ, Москва получает лояльное ей правительство и улучшение инвестиционного климата, что, в свою очередь, позволит российскому бизнесу более активно инвестировать в соседнюю страну.

Экспансия объясняется просто: у Украины и России самые интегрированные друг в друга экономики из всех стран бывшего СССР. Распад единой производственной цепи привел к серьезным издержкам. Например, судостроительные заводы на юге Союза остались в собственности Украины, а полигоны, тренировочный центр и авиазаводы палубной авиации – в России. Производственные активы КБ Антонова также разбросаны по России и Украине. «России необходимо КБ Антонова, которое не имеет конкурентов на территории СНГ по проектированию воздушных судов, – полагает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Украине же нужен рынок сбыта, чтобы запускать самолеты в серийное производство».

Главный риск, существующий для российских инвестиций, – это очередная смена власти и желание нового передела собственности. Гарантий правительства недостаточно, поэтому необходимо создать собственные механизмы защиты, одним из которых является связанность услуг. Например, увязать производство с сервисным обслуживанием и сбытом через совместное предприятие. Или в атомной энергетике увязать строительство блоков АЭС с российскими поставщиками топлива. Даже если попытаться отобрать станцию, без топлива она встанет. При Викторе Ющенко США пытались разработать кассетные системы заправки российских станций, но реализовать этот проект так и не удалось из-за его высокой стоимости.

«Украина в неменьшей степени заинтересована в России и ее инвестициях, – утверждает председатель «Деловой России» Борис Титов. – Ждать деньги из Европы сейчас в силу кризиса не приходится, а экономическое состояние государства весьма слабое». При этом предприниматель отмечает, что украинское правительство станет оценивать коммерческую целесообразность каждого проекта и вряд ли пойдет на те проекты, которые будут ущемлять ее самостоятельность. Окупятся ли для России эти инвестиции? По мнению Титова, здесь существует еще одна политическая цель – капитализация бренда «Россия», на поддержание которого государство тратит огромные средства, иногда даже переходящие грань возможного. Впрочем, имеется и другое мнение. По словам вице-президента ООО «Банк «БКФ» Александра Бабурина, «действительно вкладывать в Украину придется долго, много и с большими рисками. Но если рассматривать более длительную перспективу, то мы покупаем страну, что, безусловно, выгодно. Украина для России – это долгосрочный венчурный проект. И он может принести очень хороший экономический и политический эффект».

 

«Кусок ржавого железа»

На Украине зреет недовольство тем, что здесь воспринимают как агрессию со стороны восточного соседа. Подготовка соглашения о сотрудничестве в атомной сфере затягивается. Не помогло даже обещание главы «Росатома» Сергея Кириенко предоставить скидку более чем в миллиард долларов. Проект слияния «Газпрома» с «Нафтогазом», предложенный премьером Владимиром Путиным, тормозится. В официальных заявлениях украинские должностные лица говорят, что «ведется активная работа, рассматриваются варианты». Но неофициально они отмечают, что слияние им невыгодно, а предложения России воспринимаются как попытка поглощения и лишения страны энергетической независимости. Тем более что в металлургической сфере крупнейшие украинские предприятия или уже сменили, или вот-вот сменят владельцев. При этом на Украине многие убеждены, что экспансия России ничего хорошего не принесет. Опрошенные «Ко» эксперты полагают, что ни в одной из областей Киев не отдаст контроль над своими предприятиями. Это касается не только ГТС и «Нафтогаза», но и авиационных КБ, и судостроительных заводов.

В 2012 году Россию ждут выборы, а это прибавит популизма в политике. Приоритет будет отдаваться социальным обязательствам

 

Андрей Сенченко уверен, что для Украины было бы выгоднее получить деньги в бюджет за аренду базы российского военно-морского флота в Севастополе, но ни в коем случае не делать скидки промышленным потребителям. «Нынешний договор приведет лишь к тому, что за счет этой скидки семьи украинских олигархов пополнят свои офшорные счета, – полагает политик. – При этом объединение «Газпрома» и «Нафтогаза» невыгодно Украине. Государство станет миноритарием и не сможет влиять на политику российской компании». Андрей Ермолаев согласен с депутатом Верховной рады: «Для Украины это означает подчинение монополии, а для России – усиление политических рисков. Имеет смысл говорить только о расширении сотрудничества в тех или иных сегментах энергетического сектора. Если Украину интересуют инвестиции и выход на новые рынки, то Россия заинтересована в украинском рынке и стабильном транзите газа». Старший аналитик украинской инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква отмечает, что соглашение по газу положительно скажется на экономике страны. Если цена снижается примерно на $10 за тысячу кубометров, то в год экономия составит около $4 млрд. До этого цена на «голубое топливо» была едва ли не выше, чем в Европе. При этом слияние «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» он считает маловероятным. «С экономической точки зрения такое объединение невыгодно для Украины, – полагает Денис Саква. – «Нафтогаз» на порядок меньше, чем «Газпром», и доля Украины в объединенной компании будет менее 10%. Это значит, что Украина вряд ли сможет оказывать какое-либо существенное влияние на принятие решений, а это, скорее всего, неприемлемо для руководства страны».

 

 

Директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что объединение энергокомпаний спасительно для Украины: страна сохранит статус транзитного государства, при этом Россия предоставит средства на ремонт трубы.

По его мнению, скепсис украинских политиков вызван лишь тем, что тогда им придется объяснить народу: «Вам 15 лет внушали, будто «Нафтогаз» – это главный стратегический объект человечества, а на деле это кусок ржавого железа, который без российского газа никому не нужен».