Top.Mail.Ru
архив

Удар с отдачей

Жесткие схемы, которым глобальные ритейлеры следуют во всем мире, в Москве не работают. Руководство открывшегося в конце августа французского гипермаркета-дискаунтера «Ашан», например, вынуждено было поступиться своими твердыми принципами и призвать поставщиков на помощь. Количество посетителей, среагировавших на слоган «Удар по ценам», превзошло расчеты компании. Изначально предполагалось, что выкладку товара на 14 000 кв. м будут обеспечивать собственные сотрудники. Но рук не хватило.

В компании «Вимм-Билль-Данн» готовы выделить собственного мерчандайзера для работы с французами, но недовольны тем, что «Ашан» собирается использовать их человека исключительно как рабочую силу: мерчандайзеры поставщиков, откликнувшихся на просьбу гипермаркета, могут лишь вовремя пополнять опустевшие полки со своим товаром, но не могут влиять на выкладку. Есть у «Ашана» и проблемы со складскими остатками. Некоторых поставщиков не устраивает, что цены в гипермаркете могут меняться в течение дня в зависимости от конъюнктуры.

Однако отказываться от работы с французами никто не собирается. «Единственная проблема, возникшая в работе с «Ашаном», связана с нехваткой у них человеческих ресурсов – товар на складе есть, а на полке пусто. С этой проблемой сталкиваются многие магазины при открытии, и мы надеемся, что «Ашан» справится с ней. Пересмотр контракта до конца года не планируется», – говорит Светлана Обижаева, директор ТД «Белогорье», реализующего продукцию АФК «Эфко».

Преимуществ работы с иностранцами немало. Они обеспечивают объемы, которые российским сетям не под силу. Так, например, в общей структуре продаж через торговые сети соков компании «Вимм-Билль-Данн» на магазины «Рамстор» приходится 25%, на два магазина Metro – 14%, на всю сеть «Седьмой континент» – 16%, а на самую большую по количеству магазинов в Москве сеть «Перекресток» – лишь 13%. «Доля нашей продукции, продаваемая через международные сети, постоянно увеличивается. Мы считаем, что такие компании, как Metro и Aushan, имеют в России большое будущее», – говорит Георгий Соустин, специалист по связям с общественностью компании Procter&Gamble.

После открытия «Ашана», кстати, немцы вновь пересматривают условия работы с небольшими компаниями. Конфликты иностранных ритейлеров с поставщиками, непривычными к условиям работы западных гипермаркетов, могут быть одной из основных причин промедления остальных международных сетей. И британская Tesco, и американская Wal-Mart, и французские Carrefour с Casino присматривались к Москве. Представители Carrefour даже смотрели участки и собирались открыть офис этой осенью, но передумали. «В России еще не сформировался рынок поставщиков, способных обеспечить потребности глобальных сетей. К тому же торговые сети, акции которых котируются на бирже, боятся биржевой реакции: несмотря на рост платежеспособного спроса, Россия все равно расценивается как рисковый рынок. Семейной компании Aushan проще было принимать решение. Кроме того, совет директоров Carrefour из-за кризиса в Южной Америке, где есть магазины компании, решил консолидировать усилия и пока не осваивать новые рынки», – отмечает Максим Карабасникофф, начальник отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle. Российские сети собираются воспользоваться передышкой по полной программе – все они объявляют о широкомасштабных планах развития, в том числе в регионах.

Еще по теме