Удивительно пассивный бизнес
Проекты оформлены неряшливо, имеют математические и экономические ошибки, содержат лишнюю или узкоспециальную информацию, совершенно ненужную инвестору, либо, наоборот, умалчивают о том, как будет продаваться продукт и почему этот продукт потребитель купит именно у них, а не у более удачливого конкурента. Документы, с которыми работают венчурные фонды, являются, скорее, сырыми, неоформленными идеями, над которыми предстоит еще кропотливо трудиться аналитикам.
У проблемы есть и другая сторона. Представьте ситуацию, когда предприниматель обдумывает идею, обсчитывает ее, создает продукт, тестирует его на рынке, возможно, даже получает превосходные результаты, однако не торопится создавать проект или, что гораздо чаще, заказывать его. Проект стоит достаточно больших денег (от 100 000 руб. и выше), а бизнес не готов тратить средства и время без 100% гарантии, что получит инвестиции.
В результате замкнутый круг: инвестиции не идут в регионы, потому что нет достойных проектов, а проекты не создаются, потому как нет уверенности в инвестициях. Одной из причин подобной ситуации является пассивность инвесторов в продвижении услуг. Региональная пресса и телевидение не рассказывают о венчурных фондах и их деятельности. А если вас не слышно и не видно, то вы как бы и не существуете. Поэтому место венчурного капитала занимает банковский. Банк принимает заявку предпринимателя, собирает документы, изучает бизнес и выдает кредит, в том числе, кстати, и на инновационный проект под проценты и залог. Однако бизнес, поднимаемый с помощью банковского капитала, несет большие затраты, что приводит к увеличению издержек.
В отличие от венчурных компаний, банки мгновенно оценивают перспективность выгодных вложений. И для этого им не надо рассматривать проект, составленный "по всем правилам". Кредитные эксперты "просвечивают" предпринимателя и его команду, как говорится, "вживую", на месте, оценивают перспективность бизнеса, просчитывают риски и... охотно кредитуют.
Фонды же лишены такой возможности, так как находятся в основном в Москве, совершенно не владеют информацией из регионов. Да и сами предприниматели не горят желанием заниматься бумажной волокитой и предлагают потенциальному инвестору "просто приехать и посмотреть". Ситуация не исправится, пока венчурные компании не изменят свою стратегию и не перейдут от пассивного ожидания к активному поиску проектов.
Венчурные компании обязаны проявлять действительную предпринимательскую активность. Необходимо шире развернуть рекламную деятельность, публиковать в региональных СМИ информацию о деятельности фонда и правилах инвестирования, говорить о себе. И конечно же перейти от пассивной тактики ожидания проектов к активному их поиску. Инвесткомпании должны идти в регионы, открывать представительства или подбирать агентов-представителей, в задачу которых войдет поиск проектов и перспективных в плане доходности идей, и даже взаимодействовать с банками для получения информации о хороших проектах для инвестирования.
И не надо бояться затрат. Квалифицированные агенты-представители, облеченные полномочиями фондов, хорошо знающие местную специфику, способны найти прибыльные идеи и, что немаловажно, провести первичные консультации клиентов, отсеяв ненужный хлам.
Еще по теме
Банк "Уралсиб" разместил пятилетние облигации серии 05 объемом 7 млрд руб. Размещение, организатором которого выступило ООО "Уралсиб Кэпитал", проходило в котировальном списке "В", в дальнейшем планируется перевод займа в список "А1". Кредитные рейтинги эмитента: "BB-", "B1", "BB-".
Отец советской космонавтики Сергей Королев называл его своим учителем. Авиаконструкторы Олег Антонов и Александр Яковлев гордились тем, что работали вместе с ним. Его собственные конструкции самолетов всегда были настолько передовыми, что с трудом воспринимались косными и консервативными приемными комиссиями, но поражали своими техническими характеристиками.