УГМК закупается золотом
Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) продолжает демонстрировать интерес к «золотым» активам. В среду, 3 августа, она подтвердила покупку магаданской компании «Сусуманзолото», а до этого получила разрешение на запуск процесса покупки бизнеса Petropavlovsk. Если вторая сделка состоится, в портфеле УГМК окажутся две компании из топ-10 золотодобытчиков страны.
Покупка УГМК
О том, что «Сусуманзолото» окончательно перешло под крыло УГМК, стало известно утром в среду. УГМК подтвердила, что сделка состоялась: в состав компании вошли АО «Сусуманзолото», его «дочки» и структурные подразделения, передает «Интерфакс».
До этого в совет директоров магаданской компании вошли два менеджера УГМК — замдиректора по корпоративным отношениям и спецпроектам Алексей Игошин и директор по трансформации Джахангир Махмудов. Его отец Искандар Махмудов до 14 марта являлся одним из бенефициаров УГМК.
Подробности сделки агентство не приводит. Известно лишь, что новым гендиректором «Сусуманзолота» стал Олег Косолапов, министр природных ресурсов Магаданской области. УГМК заявила, что намерена наращивать добычу россыпного и рудного золота, усиливать комплексную геологоразведку и искать новые перспективные направления.
«В данном случае трансформация предприятия означает инвестирование в него, привлечение дополнительных интеллектуальных и производственных ресурсов. О конкретных планах мы расскажем позже. Безусловно, будут выполнены и все ранее взятые предприятием обязательства перед Сусуманским округом», — передает слова Косолапова «Интерфакс».
Что известно об УГМК
УГМК — российский горно-металлургический холдинг. Компания является одним из крупнейших производителей цинка, меди, угля и драгметаллов в стране. В структуру УГМК входит свыше 40 предприятий. В 2021 году Forbes поместил ее на 50-е место в рейтинге 200 крупнейших частных компаний РФ.
Основной сферой работы УГМК является производство меди, угля и цинка. Тем не менее компания получает серебро и золото как сопутствующие компоненты при добыче цветных металлов.
В середине марта УГМК заявила, что Андрей Бокарев и Искандар Махмудов перестали быть ее контролирующими бенефициарами. Детали новой структуры акционеров при этом не раскрывались.
Магаданский актив
«Сусуманзолото» стало первым «золотым» активом в портфеле Уральской горно-металлургической компании. Теперь последней принадлежит десятый крупнейший золотодобытчик страны (по данным за 2021 год). Согласно подсчетам Союза золотопромышленников РФ, за прошлый год «Сусуманзолото» произвело около 7,3 тонны драгметалла.
Основные активы компании находятся в Магаданской области. К концу прошлого года у «Сусуманзолота» было свыше 80 лицензий на право пользования недрами. Из них 73 касались участков в Магаданской области, а еще девять — в Якутии.
Основным акционером «Сусуманзолота» ранее выступал основатель компании Владимир Христов (65,2%), который скончался в конце 2020 года. На 1 января текущего года, как передавал «Интерфакс», основными акционерами компании были ее замгендиректора Любовь Герасимова (36,7%), Лариса Батурина (25,44%) и гендиректор ООО «Центр КА» Александр Нестерович.
Выручка «Сусуманзолота» по РСБУ за прошлый год составила 30,1 млрд рублей (+27% к прошлому году). При этом EBITDA компании сократилась в 1,7 раза, а чистая прибыль — в 3,7 раза. Последняя составила 1,7 млрд рублей.
Сумму сделки между «Сусуманзолотом» и УГМК официально пока не раскрывали. При этом «Коммерсант» отмечал, что акционеры золотодобытчика «Высочайший», который имеет сопоставимые объемы добычи, в конце прошлого года планировали продать актив за $1 млрд. УГМК же, по информации журналистов, предлагала за «Высочайшего» намного меньше — порядка $500 млн.
Золотая экспансия
«Сусуманзолото» не единственный «золотой» актив, интерес к которому УГМК проявила за последнее время. В ноябре прошлого года компания попросила у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разрешения на покупку 100% «Высочайшего» (GV Gold). В январе 2022-го УГМК получила разрешение на покупку, однако сделка так и не состоялась (по словам источников, из-за разных предложений по цене).
До этого интерес к приобретению компании проявляли также структуры Кенеса Ракишева, Романа Троценко и китайская Fosun.
«На протяжении этих 25–30 лет каждый год на нас кто-нибудь выходил с предложением о покупке и спрашивал: "Вы продадите?" И я отвечал: "Если вы дадите нам такую цену, от которой мы не сможем отказаться, то продадим". Но за 25 лет нам никто не смог предложить такую цену, чтоб мы не смогли отказаться"», — заявлял в прошлом году совладелец «Высочайшего» Сергей Докучаев.
В то же время покупка еще одного «золотого» актива УГМК еще может состояться. Накануне Bloomberg узнал, что британский суд разрешил внешним управляющим золотодобытчика Petropavlovsk продать бизнес компании УГМК. До этого, в апреле текущего года, компания выкупила права требования по кредиту Petropavlovsk у Газпромбанка.
Если сделка состоится, в портфеле УГМК окажется компания, входящая в топ-5 крупнейших золотодобытчиков страны. Petropavlovsk производит золото на предприятиях «Албын», «Маломыр» и «Пионер».
Правда, по итогам прошлого года выпуск на предприятиях Petropavlovsk сократился на 18%, до 449,8 тыс. унций, а после введения санкций в этом году положение компании резко ухудшилось. В середине июля золотодобытчик сообщил, что инициировал процедуру несостоятельности, а также подал прошение о приостановке листинга на бирже Лондона. Чуть позже торги бумагами Petropavlovsk прекратила Мосбиржа.