Угольное эмбарго ЕС обратят в плюс
Накануне власти Евросоюза озвучили предложения по новому, пятому пакету антироссийских санкций. В него вошли очередные ограничения для банков, российского бизнеса и судов. Новым санкционным пунктом, в частности, стал запрет на ввоз российского угля, на который приходится львиная доля европейского импорта. Эксперты уверены, что РФ сможет извлечь из этого выгоду, так как цены на энергоносители на фоне запретов только растут.
Об очередных санкциях, которые планируется ввести против РФ, накануне сообщила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Четыре пакета санкций сильно ударили по Кремлю и ограничили его политические и экономические возможности. <…> Но очевидно, что с учетом происходящего нам нужно усилить давление», — заявила она.
Новыми ограничениями ЕС собрался ударить сразу по нескольким отраслям. Например, под санкции попадут четыре «ключевых российских банка», включая ВТБ. ЕС введет запрет на сделки с этими кредитными организациями. Российским судам за некоторым исключением запретят входить в порты ЕС. Также запрет будет установлен на ввоз в РФ полупроводников, машин, алкоголя, а российским компаниям не разрешат участвовать в госзакупках в ЕС.
Отдельным пунктом в готовящемся пакете ограничений числится импорт угля. «Мы введем запрет на ввоз угля из России на сумму 4 млрд евро в год. Это лишит РФ еще одного важного источника доходов», — сообщила Урсула фон дер Ляйен.
Других деталей готовящихся в этой сфере ограничений (например, сроков их ввода) она не привела. Однако уже на этих новостях угольные фьючерсы с поставками в Северо-Западную Европу подорожали почти на 8%.
Перекрыть фактически целиком
Идеи о постепенном отказе ЕС от российского угля уже витали в воздухе. В начале марта в ЕК говорили: «Мы должны стать независимыми от российских нефти, угля и газа». На такую меру уже решила пойти Польша — ожидается, что от российских поставок страна откажется в апреле или мае. Кроме того, к новым энергетическим санкциям, в том числе угольным, ЕС призывал президент Франции Эмманюэль Макрон.
По данным ЕК, в прошлом году РФ экспортировала в Евросоюз энергоносители на 99 миллиардов евро. Конкретно на российский уголь в ЕС приходится 54% импорта. В 2021 году, по данным Минэнерго, страна поставила в Европу 50,4 млн тонн угля, увеличив поставки на 4,7 млн тонн за год (или на 10,3%).
Основным покупателем российского угля в прошлом году выступил Кипр, импортировавший 21,2 млн тонн. На втором месте оказалась Польша (7 млн тонн), а на третьем — Германия (3,7 млн тонн).
По данным ФТС, экспорт российского угля в ЕС за год принес стране 3,6 млрд долларов, или 3,3 млрд евро по текущему курсу. При таких цифрах запрет поставок на сумму в 4 млрд евро в год может означать полное эмбарго на поставки российского угля в Европу.
Импорт больше, чем экспорт
Для России рынок ЕС и Великобритании, безусловно, важен, заявляют в Институте энергетики и финансов. Эксперты напомнили, что в прошлом году этим странам РФ направила 22,1% от общего объема экспорта.
«Но для Европы зависимость еще выше: около 50% импорта — это поставки из России. То, что инициатива исходит от Франции, можно объяснить более низкой зависимостью (30%), но для большинства ключевых стран (Германии, Польши, Нидерландов, Италии) доля РФ — около 56–57%», — пишут они.
Европейский рынок важен для российских производителей угля, заявили в инвестиционной группе «Атон». В их числе такие публичные эмитенты, как «Распадская» и «Мечел». Так, первая компания по итогам года поставила в Европу уголь на сумму примерно в 210 млн долларов. Тем не менее аналитики не считают, что для публичных российских производителей санкции окажутся критичными.
«На европейские поставки пришлось 10% продажи концентрата "Распадской" в 2021 году и менее 20% выручки добывающего сегмента "Мечела". Мы считаем, что эти объемы могут быть перенаправлены на другие рынки», — отметили в «Атоне».
О постепенной переориентации поставок свидетельствуют недавние заявления Минэнерго. В феврале ведомство сообщило, что Россия ведет переговоры с Китаем об увеличении экспорта угля до 100 млн тонн (более чем вдвое) в течение ближайших пяти лет. Если это случится, КНР станет основным угольным партнером РФ — на него будет приходиться половина всего российского экспорта.
В прошлом году Россия уже нарастила поставки в Китай на 38%, до 53 млн тонн. О готовности увеличить их заявлял и бизнес. Так, «Эльгауголь» в текущем году рассчитывает удвоить поставки до 16–18 млн тонн, а «Сибантрацит» — увеличить на 30%, до 11 млн тонн.
Запреты во благо
Евросоюз ограничивает импорт угля не в объемах, а в деньгах. Это значит, что полный запрет поставок из РФ все же не вводится, объяснил партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин*. Он отметил, что в 2021 году Россия продала в Европу уголь примерно на 4 млрд евро, но из-за значительного роста цен на топливо в этом году отечественные угольщики потеряют лишь треть потенциальной прибыли.
«До конца года цены еще больше повысятся, и запрещенные поставки займут еще меньшую долю в российском экспорте. Так что это не самая критичная мера против российской угольной промышленности», — считает он.
Сейчас цены на уголь в два раза выше тех, что наблюдались в прошлом году, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он напомнил, что несколько лет назад уголь стоил $50 за тонну, а март 2022 года сырье начало с уровней в $450.
«По итогу российские компании уходят с бонусом на всех рынках из-за того, что санкции очень серьезно повысили стоимость поставляемых страной товаров: нефть прибавила минимум 30%, газ, по предварительным оценкам, подорожал в три раза, а уголь — в два», — сказал он.
Пекин признал, что для российских производителей единственная альтернатива Европе — это Азия. Но при переориентации потоков компании сталкиваются с ограничениями БАМа. Строительство Восточного коридора — БАМ-2 — только идет, после его завершения будет больше возможностей для логистики.
«Сейчас, скорее всего, производители будут поставлять уголь в основной грузовой порт в Усть-Луге и оттуда кораблями — в Китай и Индию. Эти страны с готовностью берут и будут брать наш уголь. В крайнем случае это будет “белорусский уголь” или “казахский”. Есть масса вариантов, как санкции обходить», — сказал он.
В то же время в Институте энергетики и финансов сомневаются, что отказ Европы от российского сырья будет реальным. Эксперты допустили, что санкции ЕС будут краткосрочными, а ввести их позволил окончившийся отопительный сезон. «Но в конце лета 2022 года, когда коммунальные предприятия и ТЭС начинают пополнять запасы, Европа, вероятно, будет вынуждена вернуться к российскому углю», — заключили эксперты.
* признан в России иноагентом.