«Указ Байдена об обязательной вакцинации подталкивает США к расколу»

С приходом в Белый дом президент США Джо Байден сразу же взял курс на решительную борьбу с пандемией COVID-19. При этом приоритетным средством такой борьбы определил вакцинацию. А в качестве дополнительных — маски, дистанцирование и регулярные ПЦР-тесты. Если поначалу он говорил о добровольности вакцинации, то вскоре перешел к решительным мерам. Уже в начале сентября своим указом он объявил об обязательности прививок для чиновников, военнослужащих, медиков и сотрудников компаний с численностью персонала свыше 100 человек. Экономист и профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов рассказывает, как американская ковидомания расколола общество.

Далеко не вся Америка встретила с восторгом инициативы нового президента. Кто-то считает, что вводимые ограничения (локдауны) сильно бьют по экономике. Кто-то выражает свое недоверие к тем вакцинам, которыми предлагается делать прививки (обращается внимание на то, что это всего лишь «экспериментальные препараты»). Кто-то вообще полагает, что вакцинирование не может быть главным средством. Для лечения больных ковидом и даже для профилактики заражения следует использовать лекарства, причем некоторые из них были созданы еще задолго до распространения COVID-19.

Следует обратить внимание, что оппозиция курсу на массовую вакцинацию от ковида в США более мощная, чем в большинстве других экономически развитых стран. Так, на 15 февраля этого года в США против вакцинации были решительно настроены 32,8% всех граждан страны. К 15 ноября эта цифра снизилась до 25,8%. Но все равно она существенно больше, чем в других странах. Доля таких твердых прививочных оппозиционеров на середину ноября была следующей (%): Франция – 19; Италия – 16; Испания – 14; Япония – 12.

Достаточно четко просматривается, что основными центрами сопротивления курсу Джо Байдена на всеобщую вакцинацию являются штаты, где у власти находится республиканское большинство. Это так называемые «красные штаты» в отличие от «синих штатов», где контроль принадлежит демократам; красный и синий цвета используют для окраски штатов на специальных политических картах США.

Наиболее активно свое несогласие с курсом Джо Байдена в сфере борьбы с ковидом проявляют такие «красные» штаты, как Техас, Флорида, Луизиана. В целом таких недовольных штатов примерно половина от всего их числа. Но Техас и Флорида свое недовольство и сопротивление проявляют наиболее энергично. Вероятно, даже с расчетом на то, чтобы повести за собой другие штаты. На стороне Джо Байдена – другая половина штатов («синих»). Среди них я выделил бы особо Калифорнию и штат Нью-Йорк.

Уже в первый месяц своего пребывания в Белом доме Джо Байден пытался «построить» некоторых строптивых губернаторов из «красных» штатов. Тех, кто допускал большие послабления в деле борьбы с ковидом, кто не «закручивал гайки» так, как хотелось Вашингтону. Уже 10 февраля Байден проводил совещание в режиме онлайн с рядом чиновников федерального правительства и несколькими губернаторами по вопросам борьбы с коронавирусом. Среди последних был также губернатор Флориды Рон ДеСантис (Ron DeSantis). Джо Байден пытался отчитать последнего за то, что тот не исполняет предписания федерального центра по части ограничений и запретов на транспортные коммуникации штата Флорида с другими частями США, а также с заграницей. Мол, это нарушение общенационального локдауна, грозящее распространению «заразы» по всей стране.

Губернатор в ответ привел статистику американского медицинского регулятора CDC, говорящую о том, что ситуация в штате на фоне всей страны вполне сносная. А затем коротко отрезал: «Я не буду подчиняться… Флорида категорически не согласится… Введение запрета на поездки или ограничение передвижения было бы грубым примером злоупотребления федеральными властями без каких-либо юридических или научных оснований. У нас ситуация с COVID-19 под контролем, а вы пытаетесь установить незаконную власть над нашим штатом и его людьми».

В общем, губернатор Рон ДеСантис на самом старте работы нового президента США дал понять последнему, что не собирается отдавать Флориду для проведения экспериментов Джо Байдена и его команды.

На протяжении всех последующих месяцев наблюдалось напряжение в отношениях между администрацией президента США и губернатором Флориды (примечательно, что после того февральского совещания Джо Байден старался избегать прямого общения с губернатором).

Ярким проявлением несогласия «красных» штатов с сентябрьским решением Джо Байдена по обязательной вакцинации значительной части населения США явился коллективный иск, поданный в начале ноября в 8-й окружной апелляционный суд США в Сент-Луисе генеральными прокурорами 11 штатов (Миссури, Аризона, Небраска, Айова, Арканзас, Монтана, Нью-Гэмпшир, Южная Дакота, Северная Дакота, Аляска и Вайоминг). В нем оспаривается легитимность требования администрации президента США по вакцинации для компаний, имеющих в штате более ста сотрудников. В исковом заявлении отмечается, что полномочия устанавливать подобные требования принадлежат штатам, а не федеральным властям.

Спустя несколько дней СМИ сообщили, что власти 26 американских штатов подали в суд на Байдена из-за вакцинации (примерно такое же требование отменить обязательную вакцинацию для компаний со штатом свыше 100 человек). В списке истцов — губернаторы Флориды Рон ДеСантис и губернатор Техаса Грег Эбботт.

Были и другие иски. И на некоторые из них суды уже прореагировали. Так, апелляционный суд пятого округа (что в Нью-Орлеане, штат Луизиана) вынес 12 ноября решение о приостановке действия указа президента Джо Байдена о вакцинации сотрудников американских компаний. Это было решение на исковое заявление нескольких предприятий, правозащитных групп и властей штатов Техас, Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина и Юта.

Формулировки решения суда очень смелые и жесткие. Политика администрации Байдена в области борьбы с «пандемией» названа «ошеломляюще чрезмерной» и квалифицирована как «злоупотребление чрезвычайными полномочиями». Судья Курт Энгельхардт в своем решении сослался на «серьезные законодательные и конституционные» проблемы, которые содержатся в тексте президентского указа. Суд также заявил, что Управление по безопасности и гигиене труда (OSHA) — федеральное агентство, издавшее в развитие сентябрьского указа Джо Байдена ряд более конкретных инструкций по обязательной вакцинации, — было создано не для того, чтобы «делать всеобъемлющие заявления по вопросам общественного здравоохранения, затрагивающие каждого члена общества самым глубоким образом».

Подаются также иски, которые оспаривают не только право федеральной власти устанавливать требования по вакцинации для частных компаний, но и другие положения указа Джо Байдена. И тут примером является Флорида. В октябре губернатором и генпрокурором Флориды был направлен иск против президента Джо Байдена, НАСА и его директора Билла Нельсона, а также ряда других ведомств и руководителей в администрации США. Представители Флориды считают требование о введении мандатов на вакцинацию от коронавируса для сотрудников федерального правительства и его подрядчиков незаконным. Власти Флориды решили взять под свою защиту тех сотрудников федерального правительства и его подрядчиков, которым приходится работать на территории данного штата. Например, сотрудников Космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди (что находится поблизости от мыса Канаверал). Губернатор Рон ДеСантис выразил надежду, что его примеру последуют и другие штаты, особенно те, где много объектов и учреждений федерального значения.

Конечно, судебные тяжбы по поводу сентябрьского указа Джо Байдена будут длиться еще долго. Нет сомнений, что администрация президента будет защищаться и оспаривать судебные решения типа того, какое было вынесено 12 ноября апелляционным судом пятого округа. Эксперты полагают, что к началу следующего года все споры могут перейти на уровень Верховного суда США.

И такие губернаторы-республиканцы, как Рон ДеСантис и Грег Эбботт готовы держать оборону даже в случае самого неблагоприятного решения Верховного суда (если тот отклонит все апелляции властей штатов по поводу указа президента). Нет сомнения в том, что для этих губернаторов действительно небезразлично состояние как здоровья граждан, так и экономики своих штатов. Они искренне стремятся защитить и людей, и бизнес от опасных экспериментов. Но при этом они хотят своими смелыми решениями показать пример властям других, особенно «красных» штатов. А также завоевать поддержку американцев в предстоящих президентских выборах 2024 года. И Рон ДеСантис, и Грег Эбботт не скрывают, что собираются баллотироваться на пост президента США. Опросы общественного мнения показывают, что популярность обоих политиков растет (на фоне падающей популярности Джо Байдена).

Заслуживает особого внимания последние акции губернатора Флориды, которые он осуществляет в своем штате без оглядки на Вашингтон. Два месяца назад губернатор назначил на пост главного хирурга Флориды доктора Джозефа Ладапо (Joseph Ladapo), который ранее возглавлял исследовательскую группу в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. При назначении этого медика на должность ДеСантис сказал: «Важно говорить правду. Я думаю, доктор Ладапо понимает это. Вы должны говорить людям правду и дать им право выбора».

На своей первой пресс-конференции новый главный хирург штата заявил следующее: «Флорида должна перестать боятся. Пришло время отринуть страх». Ладапо по вопросу карантинных мер и вакцинации полностью поддерживает губернатора. Как и ДеСантис, новый главный хирург штата выступает против обязательного масочного режима, принудительной вакцинации, QR-кодов и иных форм дискриминации непривитых.

Ладапа считает, что здоровый образ жизни защищает человека лучше, чем прививка: «К этому (вакцинации — Прим. ред.) относились почти как к религии. Но это бессмысленно. Мы поддерживаем меры по укреплению здоровья. Это и вакцинация, и похудение, и здоровая пища, и спортивные упражнения». В апреле Ладапо написал статью для Wall Street Journal, в которой призывал «не ставить одну болезнь выше прочих», а отношение к Covid-19 в обществе назвал настоящей «ковидоманией».

Еще более резонансной акцией губернатора стала подготовка закона штата, согласно которому те работодатели, которые будут насильно заставлять сотрудников вакцинироваться, будут подвергаться штрафам. Т.е. готовится закон, зеркально противоположный указу Джо Байдена, предусматривающему штрафные санкции в отношении тех работодателей, которые не обеспечат необходимой вакцинации своих работников.

Наблюдатели говорят, что пример Рону ДеСантис подал его коллега губернатор Техаса Грег Эбботт. Тот издал распоряжение, согласно которому работодатели, замеченные в принуждении к вакцинации, подвергаются штрафу в 1000 долларов. Рон ДеСантис хочет, чтобы работники были защищены более надежно от возможного произвола работодателей. Поэтому нужно не распоряжение, а закон. Да и штрафы должны быть значительно больше.

Скептики обращают внимание, что в случае принятия упомянутого выше закона штата предприниматели оказываются в сложной, двусмысленной ситуации. Они в любом случае подпадают под штрафы: со стороны федеральных властей в случае невыполнения требований по вакцинации; со стороны властей штата — в случае выполнения этих требований с применением принуждения. Губернатор считает, что никакой сложности и двусмысленности не будет, если закон предусмотрит, что какие-то федеральные акты на территории штата не действуют. В частности, Рон ДеСантис склоняется к тому, что действие нормативных документов Управления по безопасности и гигиене труда (OSHA), на которое возложен контроль за исполнение указа Джо Байдена, на территорию Флориды не должно распространяться.

Некоторые наблюдатели обращают внимание на то, что инициативы Грега Эбботта, Рона ДеСантиса и ряда других губернаторов «красных» штатов усиливают сепаратистские тенденции в стране, повышают вероятность распада Соединенных Штатов. С моей точки зрения, данный риск в этом году под влиянием фактора COVID-19 действительно увеличился. Но винить губернаторов «красных» штатов вряд ли справедливо. Они лишь защищаются. Вина лежит на Джо Байдене, который подписал провокационный указ об обязательной вакцинации, и тех, кто его к этому подписанию подталкивал.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции