Top.Mail.Ru
авто

Уходи, дверь закрой: Ford, Stellantis и GM провели масштабные чистки кадров

Фото: Nathan Denette/Keystone Press Agency/Global Look Press Фото: Nathan Denette/Keystone Press Agency/Global Look Press

Волна массовых сокращений в США стала больше походить на цунами — спастись от уготованной участи практически невозможно. При этом кризис переживают все отрасли сразу. В начале года «Компания» подробно рассказывала о ситуации в IT-индустрии. Сейчас увольнения начались в автоконцернах.

15 сентября на заводах General Motors, Stellantis и Ford началась забастовка. Участие в ней приняли более 18 тысяч человек на 38 предприятиях. Организатором выступил профсоюз «Объединенные рабочие автомобильной промышленности» (UAW). Основные требования — повысить зарплаты с учетом инфляции, а также сократить рабочую неделю до 32 часов. Это первый случай одновременной забастовки на предприятиях всей «большой детройтской тройки» и одна из крупнейших в современной истории США.

Автопроизводители отреагировали на забастовку, однако совсем не так, как рассчитывали рабочие: корпорации начали оптимизировать штат в США. На днях, 17 октября, Ford сообщил уже о втором раунде сокращений. В этот раз компанию будут вынуждены покинуть 1,2 тысячи сотрудников. Руководство объяснило это решение «многочисленными проблемами», в том числе в цепочках продаж и проверке качества автомобилей после перезапуска сборки в августе. Stellantis и General Motors заявили о новых увольнениях 9 и 10 октября соответственно. Всего с начала забастовки Ford избавился примерно от 2,5 тысячи рабочих, GM — около 2,3 тысячи, Stellantis — менее тысячи.

При этом нельзя сказать, что у концернов одинаковые причины для сокращений, отметил в беседе с «Компанией» автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян. Например, Ford — в большей степени заложник собственного модельного ряда, особенно в новых электромобилях, рассказал эксперт. Сейчас компания одновременно говорит о падении спроса на часть машин (электро F-150) и планах по остановке и модернизации части производств, из-за чего сотни рабочих не востребованы, комментирует он.

Ситуация в General Motors, в свою очередь, во многом является следствием забастовки UAW, продолжил эксперт. «Производитель доказывает, что забастовки приводят к остановке конвейера и вынужденным увольнениям. UAW называет это политикой стравливания тех, кого увольняют, с членами профсоюза», — резюмировал Кирьян.

По мнению доцента департамента стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаила Хачатуряна, основных причин массовых сокращений у западных автопроизводителей три:

— общемировая тенденция к сокращению спроса, являющаяся следствием снижения доходов населения и общего экономического спада в результате пандемии;

— разрыв цепочек поставок комплектующих вследствие закрытия авиасообщения между ЕС, США и РФ;

— потеря российского рынка.

Именно эти тенденции будут определять состояние западных автопроизводителей до конца 2023-го и в 2024 году, уверен эксперт.

За 2021 год продажи Ford в России составили 20842 автомобиля.;

Продажи брендов, входящих в Stellantis: Peugeot — 8727, Citroën — 4897, Opel — 2053, Jeep — 1610, Fiat — 1237, Chrysler — 2.

Продажи брендов, входящих в General Motors: Cadillac — 2377, Chevrolet — 1046.

Между тем Хачатурян подчеркивает, что, несмотря на негативное воздействие этих факторов, тот же Stellantis продемонстрировал почти 30% увеличения выручки в годовом выражении за первое полугодие 2023 года, объем выручки GM показала меньший рост, но все равно на уровне 18%, а выручка Ford повысилась на 16%.

При этом очевидно, что кризисные явления в большей степени коснулись именно западных производителей, продолжил Хачатурян. В свою очередь, китайский автопром не испытывал вышеприведенных сложностей и смог за 9 месяцев обогнать Японию и стать ведущим мировым экспортером с результатом в 3,388 миллиона автомобилей.

Риск рецессии в США и проблемы в экономике ЕС приведут к еще более значительному сокращению производства автомобилей, а следовательно, могут стать источником дополнительных сокращений персонала, рассуждает эксперт. «Нас ожидает передел рынка в пользу азиатских и главным образом китайских автопроизводителей с постепенным сокращением доли и влияния на процессы на рынке со стороны американского и европейского автопрома», — прогнозирует Хачатурян.

Темные времена

Непростой период переживают не только американские автопроизводители, но и многие другие крупные компании, в том числе местные подразделения международных корпораций. С частью сотрудников в этом году пришлось расстаться LinkedIn (с ноября 2016 года заблокирован на территории РФ за нарушение правил хранения персональных данных российских пользователей), Wells Fargo, Epic Games, Snap, Google, список можно продолжать долго. 19 октября о решении сократить 10,5 тысячи сотрудников в Северной Америке заявила Nokia. Это 12% от всего штата компании.

«Американские компании набирали очень много сотрудников в эпоху низких процентных ставок, когда деньги в долг можно было взять практически бесплатно, и такая ситуация наблюдалась с 2008 года, когда таким вот образом накачивали рынок деньгами и ликвидировали последствия финансового кризиса. В этом году процентные ставки растут, стоимость заимствований тоже увеличивается, поэтому иметь такой большой штат, скажем так, на перспективу стало невыгодно», — рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Еще одной группой значимых факторов является оптимизация производства за счет внедрения наукоемких технологий, позволяющих повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность используемых бизнес-моделей, отметил экономист Сергей Гатауллин.

Скоро практически вся выполняемая алгоритмически работа будет заменена интеллектуальными робототехническими системами, уверен эксперт. Глобальное решение вопроса сокращения рабочих мест Гатауллин видит во введении безусловного базового дохода.

Что бы ни влияло на решение компаний о сокращениях, итог один: тысячи людей по всему миру остаются без работы. Как это скажется на мировой экономике? Социальный философ Олег Долгицкий уверен, что никак. «Тысячи людей по всему миру никак не повлияют на мировую экономику, так как в мире миллиарды людей», — заявил он.;

Снижение экономической активности компаний в период кризиса, приводящее к сокращению кадров, вполне естественно, подчеркнул Долгицкий. Вопрос стоит в том, как корпорации будут выходить из этого кризиса, заключил наш собеседник.

А что в России?

Тем временем в РФ в этом году о массовых сокращениях ничего не слышно. Более того, в стране зафиксирован самый низкий уровень безработицы с 1991-го.

«На уровне российской экономики реализуется свой сценарий, связанный как с крайне низкой производительностью труда в целом по экономике, так и со спецификой регуляторной политики по сохранению рабочих мест, — комментирует Сергей Гатауллин. — То есть работодатель вынужден сохранять рабочие места, очевидно подлежащие оптимизации, при этом испытывая дефицит в высококвалифицированных специалистах».

Павел Сигал смотрит на ситуацию на российском рынке труда куда более оптимистично и связывает низкий уровень безработицы с появлением новых компаний (приходят на смену ушедшим западным) и ростом числа предпринимателей среди населения (многие выходят на маркетплейсы). По словам эксперта, такой тенденции благоприятствует налоговая политика, простой процесс открытия бизнеса и хорошо развитая банковская система.

Еще одна причина, по которой в России в 2023 году не наблюдается массовых увольнений, — рост экономики, отмечает Олег Долгицкий. Более того, в стране уже прошел период закрытия компаний, и рынки переориентировались, добавил он.

Однако, по словам Долгицкого, скоро российский бизнес столкнется с другими проблемами. В частности, речь идет о повышении зарплат, которого потребует новый МРОТ (вводится с 1 января 2024 года). Очень многие микробизнесы станут тяжело переживать этот процесс, уверен эксперт. Крупные компании, в свою очередь, будут вынуждены сталкиваться с проблемами социальных кризисов, где им придется заново выстраивать отношения между своими сотрудниками. «Нас ждут очень непростые времена из-за текущего кризиса, где людям придется пересмотреть все свои отношения», — заключил Долгицкий.