Уходящие натуры

23.01.201200:00

.
Майкл Вудфорд попрощался с Японией. По его словам, не как человек, но как бизнесмен, потому что приезжать в Страну восходящего солнца на цветение сакуры он, может, и будет, а вот работать там - уже нет. Это решение Вудфорда - очередная страница в разворачивающемся не первый месяц скандале в Olympus Corp. Еще несколько месяцев назад Майкл Вудфорд был в Olympus генеральным директором. Он рьяно принимал дела, вникал в детали бизнеса и отчетности и, кажется, перестарался, потому что в итоге потребовал от совета директоров и топ-менеджеров документы по целому ряду сомнительных сделок. Запрос Вудфорда привел к его увольнению тем самым советом директоров, который счел, что британец не вписался в японскую корпоративную культуру.

Уволенный Вудфорд и впрямь действовал не по восточным, а по западным стандартам. Он рассказал все прессе, представил копии документов, добился проведения расследования и, похоже, оказался во всем прав. Да так прав, что в Olympus того и гляди сменится уже второй президент (с момента ухода из корпорации Вудфорда) и силу набрала кампания за второе пришествие британца - на расчистку авгиевых конюшен. И вот, можно сказать, на взлете Майкл Вудфорд сходит с дистанции. Почему? Потому что, несмотря ни на шум, ни на разоблачения, ни даже на признание самой компанией собственной вины, свое слово так и не сказали ее японские институциональные акционеры. И в членах совета директоров до сих пор находится место тем, кто так или иначе имеет отношение к вскрывшимся аферам. Несмотря на то что с начала скандала стоимость акций Olympus Corp. обвалилась на 80%. Коротко говоря, как считает Майкл Вудфорд, в Японии капитализм работает как-то не совсем так, как во всем остальном мире. Во всяком случае, в том, что касается корпоративного управления и отношений с акционерами. Но все-таки, с Вудфордом или без него, Olympus все равно придется меняться, и это уже результат. Причем, надо полагать, не только для Olympus, но и для всего корпоративного сектора Японии.

Западная практика дает нам примеры еще более яркие. В 2011 г. из HP уволен Лео Апотекер, продержавшийся в кресле шефа всего 11 месяцев. По мнению директоров, Апотекер не сумел стабилизировать бизнес компании. Это привело к тому, что ее рыночная стоимость сократилась за период его руководства почти вдвое. И рынок положительно воспринял известие о еще в то время только возможной отставке Апотекера - акции HP подорожали на 11,7%.

Ситуация с Лео Апотекером вообще достойна отдельного описания. Он пришел в HP из SAP, где им тоже были не очень довольны, но HP в тот момент сильно нуждалась в быстрой замене тогдашнего гендиректора Марка Херда. Последнего обвинили в сексуальных домогательствах, впрочем, недоказанных, и финансовых нарушениях, правда, весьма незначительных. Многие сочли тогда, что совет директоров HP, настаивая на увольнении Херда, поспешил и вообще повел себя неправильно, слишком сильно перепугавшись за репутацию компании и проигнорировав ее хорошие бизнес-показатели при Херде. Дело дошло до того, что друг Марка Херда Ларри Эллисон назвал тогда директоров HP идиотами, а Херда взял на работу к себе в Oracle.

Кэрол Братц проработала генеральным директором Yahoo! не 11 месяцев, а 14 лет. И все-таки была уволена, причем тоже довольно драматично - по телефонному звонку председателя совета директоров. Причина все та же - показатели бизнеса. Недаром в первые минуты после опубликования сообщения акции интернет-компании поднялись на внебиржевых торгах на 7%.

Бизнес-показатели и отношения с акционерами - священная корова акционерных компаний Запада. Об отношениях топ-менеджмента и акционеров можно написать нечто эпическое. Как правило, отношения эти, мягко говоря, небезоблачны и драматичны. Если аккумулировать взаимные претензии и сформулировать их в обобщенном виде, то акционеры обвиняют топ-менеджеров в том, что те жируют за их счет и проявляют высокомерие, а топ-управленцы утверждают, что акционеры мало что смыслят в бизнесе и лезут туда, куда их не просят. И далеко не всегда акционерам удается настоять на своем и добиться, например, чтобы вознаграждения топам выплачивались по практическим результатам их работы.

Тут, конечно, свою роль играет и несовершенство законодательства, и то, что даже чисто технически трудно, если не невозможно, точно измерить и оценить в долларах или евро реальный вклад того или иного топ-менеджера в показатели бизнеса, и, разумеется, пресловутый человеческий фактор, и много чего еще. Но, как и в случае с Olympus, важнее то, что при всех недостатках и несовершенствах прецеденты все-таки есть, как есть и каналы воздействия акционеров на топ-менеджмент, и сознательные активные институциональные акционеры, и директора как их представители, и, в конечном итоге, квалифицированная и авторитетная деловая пресса.

Ну и, наконец, знаковая отставка, уже 2012 г., главы швейцарского Центробанка Филипа Хильдебранда. Он ушел после того, как стало известно, что его жена, как подозревают, на основе полученной от супруга - фактически инсайдерской - информации "наварила" на своей частной сделке с валютой целых 73 000 швейцарских франков. Можно себе представить, как сильно насмешила эта сумма - и "тонкокожесть" Хильдебранда - многих в Москве.