Украина может отыграться за газ пшеницей
США и Евросоюз уже не первый месяц работают над новыми антироссийскими санкциями. Очередные ограничения думают ввести в случае вторжения России на Украину, о возможности которого журналисты и официальные лица говорят еще с прошлого года. Среди прочего РФ грозят ограничениями в нефтегазовой сфере, однако у страны есть еще один важный «актив» — пшеница, по экспорту которой она лидирует в мире не первый год. И в случае санкций против этого сектора заменой России на рынке может стать именно Украина.
Экономические санкции — уже стандартный метод внешнеполитического давления. В этот раз поводом для их разработки стали спекуляции на теме антиукраинской агрессии со стороны РФ. Весной прошлого года международные наблюдатели заговорили о стягивании российских войск к границе с Украиной, а жители близлежащих районов стали публиковать в соцсетях кадры с военной техникой. В конце осени напряженность на международной арене стала нарастать после небольшого перерыва. В январе РФ продолжила перемещать военные силы с востока страны на запад.
Происходящее российские власти объяснили совместными учениями с Белоруссией. Москва неоднократно отвергала заявления о готовящемся «крупномасштабном вторжении» и уверяла, что не грозит никому военными действиями, однако на Западе уже подготовили 18 сценариев санкций на случай атаки.
Финальный список ограничений, которые могут ввести США, страны НАТО и ЕС, пока неизвестен. Информация о них поступает обрывками: из СМИ и заявлений представителей власти. Например, США думают ограничить экспорт товаров с применением разработанных в стране технологий. Это касается квантовых вычислений, искусственного интеллекта, аэрокосмической техники и так далее.
В проекте санкций США оказались 11 российских банков. В случае вторжения на Украину ограничения введут против ВТБ, Сбербанка, Альфа-банка, Газпромбанка и других. Кроме того, в США хотят запретить любые операции с российским суверенным долгом (ранее ограничения касались только первичного рынка).
ЕС и Великобритания, по данным Financial Times, готовят санкции против новых проектов России в газовой сфере. Они могут затронуть и зарубежные компании (например, BP, Shell и Total). В рассматриваемый США пакет санкций также вошел запрет на сделки с российскими компаниями в энергетическом секторе, правда, источники The Wall Street Journal уверяют, что об ограничении экспорта нефти и газа речи пока не идет.
Не газом единым
Топливо не единственный ресурс, в части которого Россия выступает ключевым экспортером. Еще один важный для страны продукт — пшеница. Начиная с 2005 года ее производство в России стало экспортно ориентированным. Страна наращивает для экспорта большую долю урожая, чем в среднем по миру.
В начале 2010 года Россия находилась на третьем месте в мире по экспорту зерновых и на четвертом — по экспорту пшеницы. В 2014 году доход от экспорта зерновых впервые превысил выручку РФ от поставок оружия, а в 2016-м пшеница занимала наибольшую долю в общей структуре экспорта продовольствия — 27,7% от всего объема.
На сегодняшний день Россия удерживает лидерство по экспорту пшеницы несколько сезонов подряд. По итогам 2017–2018 сельскохозяйственного года (с 1 июля 2017-го по 30 июня 2018 года) она поставила за рубеж 40,449 млн тонн пшеницы. В следующем сезоне показатель составил 35,2 млн, а в 2019–2020 годах — 34,19 млн тонн.
В первый год пандемии на зерно также пришлась большая часть российского экспорта. По данным федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза, за весь год за рубеж отгрузили 49 млн тонн зерна на $10 млрд. Это на четверть больше в натуральном выражении, чем годом раньше, и на 29% больше в денежном. Поставки пшеницы тогда тоже выросли и достигли 39 млн тонн (+22%). В денежном выражении они составили $8,3 млрд (+29%), передает РБК.
В прошлом августе Россия и вовсе установила исторический рекорд по экспорту зерна, поставив за рубеж 6,08 млн тонн продукции. Большая часть этих поставок — 5,27 млн тонн — пришлась именно на пшеницу.
Главные потребители
Основные импортеры российской пшеницы — страны Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA), а также некоторые азиатские государства. Например, с 1 июля по 27 сентября 2021 года в Иран поставили 2,44 млн тонн пшеницы. За неполные три месяца ее экспорт в эту страну превысил объем поставок за весь прошлый сельхозгод. По оценкам «Русагротранса», импорт пшеницы в регион MENA в сезоне 2021/2022 вырастет на 9,4 млн тонн. Увеличение спроса во многом связывают с пострадавшими от засухи Турцией, Ираном и Алжиром.
В этом году закупки российской пшеницы нарастил не только Иран, но и Саудовская Аравия. Хоть и со снижением, но поставки активно идут в Египет, Турцию, Бангладеш, Нигерию, Азербайджан и Судан. Кроме того, пшеницу из России импортируют Филиппины, Оман, Таиланд, Шри-Ланка и Пакистан, однако они пока не начали закупки в этом сезоне.
Среди стран ЕАЭС российскую пшеницу активно закупают Армения, Киргизия и Казахстан. Основными конкурентами РФ на мировом рынке считаются:
-
Евросоюз,
-
Украина,
-
Канада,
-
США,
-
Аргентина.
«С учетом дальнейших продаж прогнозируется увеличение экспорта в Алжир — с 88 тыс. т по итогам первых пяти месяцев до 268 тыс. т за весь сезон 2021/2022 (за 12 месяцев 2020/21-го — 76 тыс. т). Ожидается рост поставок в Сирию, которая, как и годом ранее, в первой половине сезона не очень активна», — передает «Агроинвестор».
В этом сезоне России также прогнозируют лидерство. «ЕС, наш основной конкурент по вывозу мягкой пшеницы, вряд ли экспортирует объем в 33 млн тонн, которые сможет поставить на внешние рынки Россия», — пишет издание.
Часть экспертов смотрят на ситуацию с российским экспортом пшеницы не так позитивно. Так, в сентябре опрошенные «Интерфаксом» аналитики предрекли стране потерю лидерства по итогам этого сельхозгода. Достаточно высокой такую вероятность назвал Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза. Одной из проблем эксперты называли новую пошлину. «Переменная пошлина не содействует стимулированию экспорта. Мы уже практически потеряли рынок Египта, ту его часть, которую обеспечивали тендеры GASC (госкомпания по закупкам пшеницы)», — отмечал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
При этом в «Русагротрансе» считают, что у России есть шанс сохранить лидерство в экспорте даже при поставках на мировой рынок 33 млн тонн пшеницы. Активный экспорт будет идти в Египет, Иран и Турцию, а из стран ЕАЭС — в Казахстан, Киргизию и Армению.
Санкционный бенефициар
Если США, страны НАТО или ЕС задумаются о санкциях против этого сектора, бенефициаром новых ограничений может стать Украина. Об этом в беседе с журналом «Компания» заявил экономист и политолог Никита Масленников. «Альтернативным поставщиком пшеницы могли бы стать в первую очередь те, кто конкурирует с нами по этим позициям, — это Украина. У нас уже были проблемы в прошлом году, когда Киев демпинговал по ценам и перебивал контракты. Но состояние зернового сектора украинской экономики весьма далеко от благоприятного. Да, у них открылись бы возможности, но сразу воспользоваться ими не получится», — считает эксперт.
Украина — главный конкурент России на рынке пшеницы по цене и качеству, подтвердил доктор экономических наук и бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Он отметил, что Украина продает продукцию чуть худшего качества и по более высокой цене. Однако переход на другого поставщика потребует серьезных организационных и логистических усилий. «Если брать страны типа Египта, которые покупают пшеницу, да еще и в государственные каналы реализации, то там более громоздкая система принятия решений, поэтому организационные проблемы там могут быть серьезнее, чем у других», — сказал эксперт.
По данным UBTA, в 2020 году Украина заняла пятое место по экспорту пшеницы в мире. Страна экспортировала продукцию на $3,6 млрд. Доля Украины на рынке составила 9,2%. Главными импортерами украинской пшеницы выступают тот же Египет и Индонезия. Также страна наращивает поставки в Турцию (на нее пришлось 8% украинского импорта против 5,8% годом ранее).
В прошлом году Украина произвела 24,9 млн тонн пшеницы, из которых экспортировала 18,1 млн тонн. За девять месяцев прошлого года экспорт страны составил 13,1 млн тонн, что в денежном выражении превышает $3 млрд. При этом в 2021-м экспортная пошлина держала цены на российскую пшеницу на высоком уровне. Из-за этого украинский продукт стал более востребованным на внешнем рынке, писали в Refinitiv.
Эффект от гипотетических санкций для России нельзя назвать чисто негативным, продолжил Холод. С одной стороны, у РФ убавится валютная выручка, селяне недополучат доходы, а внутренний рынок переполнится. В то же время санкции создадут «мощнейший импульс» для развития зернопотребляющих подотраслей.
Однако в реальность подобных ограничений эксперты верят с трудом. По словам Масленникова, подобный исход событий «так же маловероятен, как и отключение России от SWIFT». Кроме того, он обернется большими проблемами в двусторонних отношениях США с партнерами.
«В мире особо не принято ограничивать передвижение продовольствия. Такие санкции неразумны. И даже при самых жестких санкциях продовольственные потоки при прочих равных условиях всегда оставались», — заключил Леонид Холод.