Укус паука

Ядовитый паук ужалил Запад. Запад хочет раздавить ядовитого паука, укрывающегося в Афганистане, и готов использовать все имеющиеся в распоряжении силы и средства против режима, который его приютил и защищает. Справедливая акция возмездия. Война против терроризма. На первый взгляд логика действий Запада безупречна.

Проблема осложняется, когда мы пытаемся понять, кто занимается разведением этих ядовитых пауков. Без особого труда выясняется, что пальма первенства принадлежит трем государствам: Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам и Пакистану. Только эти три страны официально признали режим талибов, когда те пришли к власти после захвата Кабула в 1996 году. И продолжали поддерживать вплоть до трагических событий 11 сентября 2001 года.

Запад всей своей мощью обрушивается на Афганистан, но режим талибов – это еще не сама охватившая весь мир болезнь, а только одно из ее проявлений. Там находится паучья нора, но нет тех, кто произвел на свет и вскормил ядовитого паука. Следуя элементарной логике, надо признать, что хуже всего то, что Запад, пытаясь раздавить паука, обращается за политической и военной поддержкой именно к трем вышеназванным странам. Ведь слово «подозреваемые» в данном случае не более чем эвфемизм: есть прямые и неопровержимые доказательства причастности Пакистана к созданию самого движения Талибан. Режима талибов не существовало бы, если бы не пакистанские спецслужбы, которые абсолютно искусственно, с нуля создали Талибан. Те самые спецслужбы, которые в свое время под руководством ЦРУ сплотили, вооружили и профинансировали альянс «семи моджахедских партий в Пешаваре», ставший основной ударной силой в боевых действиях против советских войск. Не стоит тратить время и на доказательство другого очевидного факта: именно Саудовская Аравия финансирует исламских фундаменталистов во всем мире.

Кроме того, не будем забывать о том, что представляют собой эти три государства, включенных в единый фронт западной демократии против международного терроризма. В Пакистане – военная диктатура, а в двух других государствах – монархические режимы, не имеющие ничего общего с демократией.

Из этого следует, что в лучшем случае Западу удастся смести правящий в Кабуле режим, разрушить все то, что осталось от военных (и гражданских) инфраструктур в Афганистане, но те, кто вскормил ядовитого паука, останутся безнаказанными на своем прежнем месте и смогут снова повторить то, что уже делали ранее. Это еще самый оптимистический вариант развития событий, поскольку нет никаких гарантий, что акция возмездия поможет установить мир в Афганистане.

Можно возразить – это реалистическая политика, которая не может игнорировать многие факторы. Эти страны необходимы, исходя из соображений тылового обеспечения военной операции, для нанесения удара по прибежищу того самого паука. Вроде бы логично, но от этой логики дурно пахнет. Следуя курсом такой политики, мы неизбежно приходим к двойным стандартам. Если принципы демократии становятся разменной монетой для сильных мира сего, то в недалеком будущем и все другие страны будут рассматривать их как переменную величину. Станет невозможно требовать уважения и соблюдения этих принципов. Ядовитый паук, о котором мы говорим, будет черпать из этого дополнительные силы. Даже если его и удастся уничтожить, то при таком положении вещей перед своей смертью он обязательно произведет на свет тысячи других, не менее ядовитых пауков.

Вопрос, с которого мы начали, остается открытым: почему закрывают глаза на тех, кто разводит таких ядовитых пауков, и более того, считают их друзьями?

Данную проблему можно рассматривать и под другим углом зрения. Вполне закономерен вопрос: военная акция против Афганистана – это шаг в правильном направлении? Итог нескольких дней бомбардировок показывает, что назревают события, последствия которых окажутся непоправимыми.

В Пакистане нарастает такой политический и институциональный кризис, какого еще не было в истории этой страны. Колосс со 140-миллионным населением, владеющий атомным оружием, переживает страшные потрясения. Именно потому, что он оказался вовлеченным в союз против паука, которого он сам вскормил и которого до сего времени использовал в своих целях.

Палестина, также вовлекаемая всеми силами в антитеррористический альянс, после военного вторжения израильских войск по приказу Шарона стоит на грани государственного переворота, в результате которого к власти могут прийти самые радикальные фундаменталисты. Уже тысячи молодых палестинцев поклоняются Усаме бен Ладену. Бен Ладен, ядовитый паук, которого пытаются раздавить, становится знаменем, героем и мучеником для всего исламского мира. Вернее, той его экстремистской части, которая настроена наиболее непримиримо в своей всеобщей ненависти к Западу и его ценностям.

Уже самые первые шаги в реализации американской стратегии приводят к катастрофическим результатам. На наших глазах, как объявили во всеуслышание, намечаются удары по другим государствам, определяются новые цели для поражения. Волна антизападных выступлений во всем исламском мире будет только крепнуть и шириться. Многие дружественные Западу исламские режимы могут рухнуть под натиском этой волны. Следовать прежним курсом – значит приближать катастрофу прежде всего для самого Запада. Разговоры о морали, жертвах среди мирного населения, варварстве мести, которая порождает ответную месть, отходят на второй план. Мудрость и реализм подсказывают, что необходимо немедленно остановить военные действия и направить все силы коалиции на поиски истинных источников терроризма.

Америке и всему западному миру необходимо самокритично осмыслить то, какой мир они создали, используя свою мощь и технологическое превосходство. А это самая трудная задача. Паук показал нам, что он умеет прекрасно использовать весь тот ворох несправедливостей и противоречий, накопившийся в результате безрассудной и эгоистической глобализации. Война же развязана только потому, что Запад не желает ничего переосмысливать.